Элективный курс "Учимся мыслить логически"

Разделы: Информатика


Пояснительная записка

В соответствии с одобренной Минобразования России Концепцией профильного обучения (информационное письмо Минобразования России от 13.11.2003 г. № 14-51-277/13 об элективных курсах) на старшей ступени общего образования дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных и элективных (или курсов по выбору). Каждый из этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариантную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.

Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы в первую очередь на подготовку учеников к последующему профессиональному образованию.

Элективные (или курсы по выбору) курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы “компенсируют” во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников. Данный элективный курс рассчитан на 18 часов активной работы с обучающимися.

Курс логики невозможно основательно изучить за короткий срок, овладение основами этой науки требует определенных усилий, поэтому следует соблюдать последовательность и систематичность в самостоятельной работе. Усвоить положения такой науки, как логика, можно лишь сочетая изучение теоретического материала с решением задач по каждой теме в ходе ее изучения. Если изучающий логику воспроизводит правила, но не может использовать их в практической работе применительно к конкретным высказываниям, рассуждениям, он их не знает.

Изучение логики развивает: ясность и четкость мышления; способность предельно уточнять предмет мысли; – внимательность, аккуратность, обстоятельность, убедительность в суждениях; умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиться на структуре своей мысли.

Овладевший знанием и навыками логического мышления всегда понятен в изложении своих мыслей окружающим, исключает всякую расплывчатость в деловом разговоре, неоднозначность в составлении деловых бумаг, бессистемность в обработке информации. Он способен быстро находить рациональное зерно даже в сбивчивой чужой речи, оценивать доказательную силу высказываний дискуссии, находить кратчайшие и правильные пути исправления ошибок.

Изучение курса требует регулярных и систематических занятий на протяжении всего периода обучения, невозможно, не уяснив предыдущего материала, переходить к следующему разделу. Тема “Умозаключение” окажется непостижимой, непонятной, если не усвоены темы “Понятие” и “Суждение”. Тему “Суждение” можно понять только тогда, когда усвоена тема “Понятие”.

Весь курс нацелен на то, что надо развивать логический стиль мышления, умение думать логически, а тем самым и умение думать вообще. Умение общаться с компьютером или знание конкретных программных продуктов не входит в непосредственные цели курса.

Цель курса: развивать логический стиль мышления как самостоятельную культурную ценность и сформировать знания о логических операциях и процессах, связанных с мышлением при изучении курса “Информатика”.

Задачи курса:

  • выработать осознанные подходы к выполнению разного рода заданий, относящихся к курсу информатики;
  • развить интерес к учебному предмету “Информатика”;
  • сформировать приемы решения типичных логических задач и упражнений;
  • организация самостоятельной работы по овладению курсом традиционной формальной логики;
  • помочь учащимся систематизировать знания на основе применения структурно-логических схем.

По окончании курса учащиеся должны:

Знать:

Уметь:

  • основы логического мышления;
  • теоретические аспекты мышления: понятие, высказывание, умозаключение;
  • законы логики
  • суть понимания.
  • ясно и четко мыслить;
  • предельно уточнять предмет мысли;
  • быть внимательным, аккуратным, обстоятельным, убедительным в суждениях; абстрагироваться от конкретного содержания;
  • сосредоточиться на структуре своей мысли;
  • анализировать текс, условие задачи и т.д.;
  • выполнять задания разного вида на логическое мышление;
  • обобщать, делать выводы;
  • делать умозаключения, выдвигать гипотезы, рассуждать;
  • образно и логически мыслить;
  • применять теоретические знания на практике.

 Учебно – методический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

1

Предмет и значение науки логики

1

1

 

Собеседование

2

Понятие

2

1

1

Практическая

работа

3

Суждение

2

1

1

Практическая

работа

4

Умозаключение как форма мышления. Непосредственные умозаключения

2

1

1

Тестирование

5

Дедуктивные умозаключения

2

1

1

Практическая

работа

6

Условные, разделительные силлогизмы. Энтимема

2

1

1

Практическая

работа

7

Индуктивные умозаключения

2

1

1

Практическая

8

Доказательство и опровержение

2

1

1

работа

9

Законы логики

2

1

1

Практическая

10

Головоломки, “дурацкие” логические шутки, неправильные сказки

1

 

1

работа

Всего

18

9

9

 

Тема I. Предмет и значение науки логики

Что такое логика? Мудрые люди о логике. Логическое мышление – система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчётливой форме, лучше понимать суть вещей, происходящих процессов, их закономерностей и причинно-следственных связей. Теоретические аспекты мышления: понятие, высказывание, умозаключение.

Тема II. Понятие

Форма мышления – понятие. Приёмы образования. Две стороны понятия: содержание и объём. Виды понятий: общие, единичные, пустые; конкретные, абстрактные, положительные, отрицательные, безотносительные, соотносительные. Логические операции над понятиями: обобщение и ограничение; определение; деление.

Практическая работа: выполнение заданий разного рода – установить соотношение между объёмом и содержанием понятий; построить ряды понятий; дать полную логическую характеристику понятия; установить правильность понятий и др.

Тема III. Суждение (высказывание)

Форма мышления – суждение. Суждение и предложение. Простые суждения, их виды и структура. Виды сложных суждений и условия их истинности. Отрицание суждений. Логический квадрат.

Практическая работа: выполнение заданий разного рода – определить количество и качество суждения; дать классификацию суждений; установить истинность и ложность суждений; проверка логической состоятельности суждений, построенных на основе логического квадрата; определение истинности сложных суждений с помощью таблиц истинности и др.

Тема IV. Умозаключение как форма мышления.

Непосредственные умозаключения: превращение; обращение; противопоставление.

Практическая работа: выполнение заданий разного рода – сделайте вывод путём превращения, обращения, противопоставления; укажите возможные ошибки и др.

Тема V. Дедуктивные умозаключения

Нахождение терминов и посылок. Категорический силлогизм: общие правила; особые правила фигур; модусы.

Практическая работа: выполнение заданий разного рода – произвести полный разбор силлогизма; изобразить в круговых схемах отношение между терминами; построить силлогизм и др.

Тема VI. Условные, разделительные силлогизмы. Энтимема

Условный силлогизм. Разделительный силлогизм. Энтимема.

Практическая работа: выполнение заданий разного рода – построить схему вывода, определить модус, определить логическую состоятельность силлогизмов, восстановить пропущенную часть силлогизма и др.

Тема VII. Индуктивные умозаключения

Индуктивные умозаключения. Виды индуктивных умозаключений. Методы индуктивного исследования: метод сходства; метод различия; соединительный метод сходства и различия; метод сопутствующих изменений; метод остатков.

Практическая работа: выполнение заданий разного рода – определить вид индуктивного умозаключения; определить, какой метод исследования применяется и др.

Тема VIII. Доказательство и опровержение

Доказательство и опровержение. Правила и ошибки в доказательстве и опровержении: по отношению к тезису; по отношении к аргументам; по отношении к демонстрации.

Практическая работа: выполнение заданий разного рода – найти логические ошибки и правила нарушения.

Тема IX. Законы логики

Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключённого третьего. Закон достаточного основания.

Практическая работа: выполнение заданий разного рода – указать, в каких рассуждениях нарушены требования какого-либо закона.

Тема X. Головоломки, “дурацкие” логические шутки, неправильные сказки.

Практическая работа: решение интересных логических задач.

Методические рекомендации

Приведу несколько полезных советов по формированию у обучающихся навыков алгоритмического мышления:

  1. Позволяйте обучающимся составлять решение задачи, содержащее ошибки. Это даст им возможность учиться самостоятельно находить ошибки в процессе проверки.
  2. Оказывайте при необходимости помощь, когда они проверяют составленные алгоритмы. Некоторые способы оказания такой помощи: учить выполнять предписания в точности, как они записаны (при этом возможно выявление ошибки); попросите школьника, пропустившего урок, исполнить алгоритм в точности с его описанием. Получен ли ожидаемый результат? Выполнен ли замысел класса?
  3. Предоставляйте обучающимся возможность самостоятельно рассуждать, принимать решения и делать выводы до того, как подведете итоги занятия.

 Список литературы

  1. А.Кушнеренко, Г. Лебедев. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать. – М: Лаборатория Базовых Знаний, 2000
  2. В.В. Давыдов. Виды обобщений в обучении. М: 1972
  3. И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. Межпредметные связи в современной школе. М: 1981
  4. Л Панкратова, Е. Челак. Контроль знаний по информатике. Санкт – Петербург, 2004
  5. Информатика. Задачник – практикум в 2 т. Под ред. И.Г. Семакине, Е.К. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999 г.
  6. Практикум по информационным технологиям. А. Горячев, Ю. Шафрин. М., Лаборатория Базовых Знаний 2000
  7. А.П. Бойко. Логика. Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. – М.: Новая школа, 1994
  8. Развиваем логическое мышление. – М.: Мой мир ГмбХ & Ко. КГ, 2007
  9. И.Д. Агеевы. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2005