Урок по окружающему миру "Откуда берутся снег и лед?

Разделы: Начальная школа


Цель урока.

Познакомить учащихся со свойствами снега и льда, научить находить отличия.

Задачи.

  1. Пополнить звания учащихся.
  2. Развивать умения у учащихся работать в группах.
  3. Научить выделять основные признаки предметов.
  4. Формировать основы экологической культуры.
  5. Лист - инструкция для работы в группах.
  6. Тест “Откуда в дом приходит вода и электричество?”

Оборудование.

  1. Презентация к уроку.
  2. Лёд, снег для проведения опыта.
  3. Цветная бумага. Стаканы.
  4. Молоток.
  5. Салфетки, ножницы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного.

Тест “Откуда в дом приходит вода и электричество?”

III. Введение в новую тему.

- Какое сейчас на улице время года?

- Чем зима отличается от других времен?

- Прочитайте загадку и отгадайте, кто пришёл к нам в гости? (слайд №1) (См. презентацию)

- Если вы отгадаете ещё загадки, вы сможете назвать и тему урока.

(слайд №2), (Слайд № 3)

Снег – основной признак зимы. Вспомните, какие осадки выпадают осенью? Зимой на улице мы видим много снега и льда. Откуда они берутся? Об этом узнаем сегодня на уроке.

Появляются слова СНЕГ ЛЁД

Сегодня мы поговорим, не только откуда берётся снег и лёд, но и изучим свойства снега и льда (слайд № 4)

IV. Практическая работа в группах

(Учащиеся работают в группе в соответствии листа - инструкции)

Лист – инструкция

  1. Положите лёд, снег на цветную бумагу. Какого цвета лёд? Что можно сказать про лёд?
  2. Что можно сказать о прозрачности?
  3. Сожмите снег в руке? Что увидели?
  4. Ударьте молотком по кусочку льда, что наблюдаете?
  5. Положите в стакан с водой снег и лёд. Что вы видите?

Учащиеся делают вывод. По мере действий на доске появляются соответствующие признаки (слова - помощники) (слайд № 4)

V. Физкультминутка.

“Препятствие”

У учащихся на парте лежит ластик. Они должны удержать его в равновесии на различных частях тела:

- на запястьях;

- на носу;

- на голове;

- на кончиках пальцев рук;

- на локтях.

При этом участники игры должны:

- ходить вокруг стола;

- делать стойку на носках;

- ходить на пятках.

VI. Беседа о том, откуда берётся снег и лёд.

- Где в природе вы видели лёд? (при замерзании воды, поэтому его можно увидеть на реке, озере, на пруду)

- Можно ли дома увидеть лёд? Как в домашних условиях получить лёд?

- Рассмотрите рисунок на странице 49, внизу.

- Как образуется лёд, мы знаем и можем получить его в домашних условиях в любое время года.

- А откуда берётся снег. Откуда прилетают снежинки? (ответы детей)

- Действительно снежинки падают из туч, как дождь, но образуются совсем по-другому. Послушайте об этом рассказ Марты Гумилевской.

Раньше думали, что снег-это замерзшие капельки воды. Думаю, что идёт он из тех туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который идёт иногда летом вместе с дождём или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, красивые шестиугольные звёздочки. Всё бывает совсем по-другому.

Водяные пары поднимаются очень высоко над землёй, где царит сильный холод, и здесь сразу же из водяных паров образуется крохотные льдинки – кристаллики. Это ещё не только снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольные кристаллики все время растёт, развивается и, наконец, становится удивительно красивой звёздочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.

Отгадайте загадки, о чём идет речь (слайд № 5, № 6)

- Выделите в загадках ключевые слова.

VII. Творческое работа.

- Протяните руки и представьте, что вам на ладошку упала одна, а потом ещё одна снежинка и ещё.

Рассмотрите их, сколько лучиков у одной снежинки, сколько иголочек, похожи ли одна на другую. Сделайте вывод (ответы учеников)

(слайд №7, 8).

Снеговик вам приготовил задание в рабочей тетради (страница 20, задание 2). Дорисуйте снежинки.

Предлагаю, придумать свою снежинку и вырезать.

(проводится демонстрация вырезанных снежинок)

Учащиеся делают вывод: Снежинки имеют шесть лучиков, но при это каждая снежинка имеет разный рисунок.

VIII. Проверочная работа

- Найти верное высказывание (слайд № 9)

IX. Итог урока

X. Домашняя работа

Стр. 49, нарисовать девочку-снежинку.

См. приложение.