Цель урока.
Познакомить учащихся со свойствами снега и льда, научить находить отличия.
Задачи.
- Пополнить звания учащихся.
- Развивать умения у учащихся работать в группах.
- Научить выделять основные признаки предметов.
- Формировать основы экологической культуры.
- Лист - инструкция для работы в группах.
- Тест “Откуда в дом приходит вода и электричество?”
Оборудование.
- Презентация к уроку.
- Лёд, снег для проведения опыта.
- Цветная бумага. Стаканы.
- Молоток.
- Салфетки, ножницы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
Тест “Откуда в дом приходит вода и электричество?”
III. Введение в новую тему.
- Какое сейчас на улице время года?
- Чем зима отличается от других времен?
- Прочитайте загадку и отгадайте, кто пришёл к нам в гости? (слайд №1) (См. презентацию)
- Если вы отгадаете ещё загадки, вы сможете назвать и тему урока.
(слайд №2), (Слайд № 3)
Снег – основной признак зимы. Вспомните, какие осадки выпадают осенью? Зимой на улице мы видим много снега и льда. Откуда они берутся? Об этом узнаем сегодня на уроке.
Появляются слова СНЕГ ЛЁД
Сегодня мы поговорим, не только откуда берётся снег и лёд, но и изучим свойства снега и льда (слайд № 4)
IV. Практическая работа в группах
(Учащиеся работают в группе в соответствии листа - инструкции)
Лист – инструкция
- Положите лёд, снег на цветную бумагу. Какого цвета лёд? Что можно сказать про лёд?
- Что можно сказать о прозрачности?
- Сожмите снег в руке? Что увидели?
- Ударьте молотком по кусочку льда, что наблюдаете?
- Положите в стакан с водой снег и лёд. Что вы видите?
Учащиеся делают вывод. По мере действий на доске появляются соответствующие признаки (слова - помощники) (слайд № 4)
V. Физкультминутка.
“Препятствие”
У учащихся на парте лежит ластик. Они должны удержать его в равновесии на различных частях тела:
- на запястьях;
- на носу;
- на голове;
- на кончиках пальцев рук;
- на локтях.
При этом участники игры должны:
- ходить вокруг стола;
- делать стойку на носках;
- ходить на пятках.
VI. Беседа о том, откуда берётся снег и лёд.
- Где в природе вы видели лёд? (при замерзании воды, поэтому его можно увидеть на реке, озере, на пруду)
- Можно ли дома увидеть лёд? Как в домашних условиях получить лёд?
- Рассмотрите рисунок на странице 49, внизу.
- Как образуется лёд, мы знаем и можем получить его в домашних условиях в любое время года.
- А откуда берётся снег. Откуда прилетают снежинки? (ответы детей)
- Действительно снежинки падают из туч, как дождь, но образуются совсем по-другому. Послушайте об этом рассказ Марты Гумилевской.
Раньше думали, что снег-это замерзшие капельки воды. Думаю, что идёт он из тех туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который идёт иногда летом вместе с дождём или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, красивые шестиугольные звёздочки. Всё бывает совсем по-другому.
Водяные пары поднимаются очень высоко над землёй, где царит сильный холод, и здесь сразу же из водяных паров образуется крохотные льдинки – кристаллики. Это ещё не только снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольные кристаллики все время растёт, развивается и, наконец, становится удивительно красивой звёздочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.
Отгадайте загадки, о чём идет речь (слайд № 5, № 6)
- Выделите в загадках ключевые слова.
VII. Творческое работа.
- Протяните руки и представьте, что вам на ладошку упала одна, а потом ещё одна снежинка и ещё.
Рассмотрите их, сколько лучиков у одной снежинки, сколько иголочек, похожи ли одна на другую. Сделайте вывод (ответы учеников)
(слайд №7, 8).
Снеговик вам приготовил задание в рабочей тетради (страница 20, задание 2). Дорисуйте снежинки.
Предлагаю, придумать свою снежинку и вырезать.
(проводится демонстрация вырезанных снежинок)
Учащиеся делают вывод: Снежинки имеют шесть лучиков, но при это каждая снежинка имеет разный рисунок.
VIII. Проверочная работа
- Найти верное высказывание (слайд № 9)
IX. Итог урока
X. Домашняя работа
Стр. 49, нарисовать девочку-снежинку.