Урок технологии "Уход за волосами. Прически"

Разделы: Технология


Цели и задачи

  • Ознакомить учащихся со строением волос, историей прически, научить определять тип волос, тип лица, обучить правилам ухода за волосами, подбору прически с учетом формы лица и структуры волос на практике.
  • Воспитывать потребность в правильном уходе за волосами.
  • Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать вкус детей, творческие способности.
  • Познакомить с профессиями: парикмахер, визажист, дизайнер, стилист

Инструменты, приспособления, оборудование, материалы:

  • Средства по уходу за волосами: расчески, щетки, фен, бигуди, электрические щипцы, зажимы, шпильки, шейперы, бальзамы, шампуни, пенки для волос, гели, лаки и др.
  • Рисовальные принадлежности
  • Сантиметровая лента

Технические средства:

  • Компьютер
  • мультимедийный проектор, экран

Дидактическое обеспечение:

  • Кроссворд “Уход за собой”
  • Рабочая тетрадь
  • Таблица “Строение волоса”
  • Доклады детей: №1“Типы волос и уход за ними”,

№2 “Формы лица и прически к ним”, №3 “Модные стрижки в 2009г”

  • Таблицы “Корректировка формы лица при помощи прически”
  • Макет лица для подбора прически
  • Выставка книг для девочек по уходу за собой
  • Схема определения формы лица
  • Карточки “Подбор прически к разным формам лица
  • Иллюстрации современных и исторических причесок, иллюстрации по уходу за волосами, журналы
  • Кроссворд “Уход за волосами”

Тип урока – комбинированный

Используемые методы: словесные, наглядные, практические, поисковые

Время - 90 мин

Место проведения - кабинет технологии

Структура урока №1

1. Организационный момент

  • присутствие на уроке, готовность к уроку;
  • цели, задачи урока, мотивация на учебную деятельность.

2. Повторение

  • кроссворд “ Уход за собой”

3. Изучение и закрепление нового материала

  • рассказ учителя с использованием таблицы “Строение волоса”
  • доклад №1 “Типы волос и уход за ними”

3.1 Физ.минутка

  • доклад №2 “Формы лица и прически к ним” (с использованием проектора)
  • работа с макетом лица по подбору прически
  • инструктаж к практической работе

4. Практическая работа

  • Практическая работа “ Определение формы лица ” (работа в парах)
  • Исследование и анализ “Сколько человек в классе с разными формами лица?”

5. Итог урока

  • Анализ работы детей
  • Выставление отметок

Структура урока №2

1. Организационный момент

  • готовность к уроку;
  • цели, задачи урока, мотивация на учебную деятельность.

2. Повторение, игровой момент

  • Работа по карточкам “Подбор прически к разным формам лица”
  • Анализ работ

3.Сообщение нового материала

  • Рассказ учителя об истории прически
  • Доклад №3 “Модные стрижки в 2009г”

4. Практическая работа .Салон- парикмахерская “Стиль”

  • Инструктаж
  • Практическая работа “Выполнение причесок”
  • Анализ и защита причесок. Оценивание работ.

5.Обобщение материала.

  • Вопросы
  • Кроссворд

6. Домашнее задание

7. Итог урока

  • Анализ работы детей
  • Выставление отметок

Ход урока №1

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку.

( На столах у детей: учебник, тетрадь, школьные принадлежности, средства по уходу за волосами)

Учитель:

Тема урока “Уход за волосами. Прически”. Запишите тему урока в тетрадь (дети записывают тему урока).

Сегодня мы будем учиться правильному уходу за волосами, научимся выбирать прически к разным формам лица, узнаем об истории прически и откроем свой салон-парикмахерскую.

Учитель читает запись на доске: “В жизни женщины есть шесть периодов:

  • ребенок, девочка, девушка,
  • молодая женщина,
  • молодая женщина,
  • молодая женщина”.

- Почему так говорят? (Женщина не хочет выглядеть некрасивой.)

Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем учиться быть красивыми, об этом мечтают все девочки, девушки и женщины.

- А что делает нас красивыми? (Ежедневный уход за собой и доброжелательное отношение к людям.)

2. Повторение

Учитель:

-Давайте отгадаем кроссворд и повторим, что должна делать девушка, чтобы быть красивой.

Учитель зачитывает (при помощи проектора) на экране вопросы, учащиеся отвечают на них.

(Приложение №1). Один из детей вписывает ответы в кроссворд на плакате.

- Проверим ответы (проверка ответов на экране).

3. Изучение и закрепление нового материала

Рассказ учителя

На протяжении многих веков свежие, пышные, блестящие волосы являются лучшим украшением женщины.

- Что вы знаете о волосах? (волосы растут на голове и на теле человека)

ВОЛОСЫ - роговые образования кожи. Все тело человека, кроме ладоней, подошв и губ, покрыто тонкими волосами. Длинные волосы расположены преимущественно на голове. Каждый волос имеет стержень и корень, к которому подходят кровеносные сосуды и нервы (рис №1;2).

К волосу от поверхности кожи подходит волосяная мышца, когда она сокращается, волос принимает вертикальное положение, встает дыбом. Натяжение мышцы регулируется нервной системой.

Строение самого волоса образно можно сравнить со строением ствола дерева:

наружный, чешуйчатый слой похож на кору, средний слой, толстый - на древесину,

центральный слой – на сердцевину (рис №1;2).

Количество волос на голове от 80 до 150 тысяч. Располагаются они неравномерно, больше на темени, меньше у лба и висков.

- Кто знает, сколько ежедневно выпадает волос у человека? (до 100 волос) Одновременно такое же число вырастает вновь. Поэтому количество волос на голове относительно постоянно. В среднем они вырастают за год на 15 см

Цвет волос определяется количеством пигмента. Блеск, эластичность зависит от жира, выделяемого сальными железами.

Какие типы волос бывают и как за ними ухаживать?

Какие типы прически подходят к разным формам лица? На эти вопросы нам ответят ваши одноклассницы, которые подготовили доклады на эти темы.

Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.

Доклады детей

Доклад №1 “Типы волос и уход за ними” (Приложение № 2)

В ходе доклада дети записывают в тетрадь типы волос:

  • сухие;
  • жирные;
  • нормальные;

3.1 Физ. Минутка

А теперь подойдите к столу и посмотрите, какую выставку средств по уходу за волосами вы подготовили. Расскажите, кто какими средствами пользуется. (дети рассказывают о своих средствах по уходу за волосами: о шампунях, бальзамах, масках, гелях пенках и др)

Доклад №2 с использованием проектора “Формы лица и прически к ним” (Приложение № 3, схема:1;2;3;4;5)

В ходе доклада дети записывают в тетрадь типы лица:

ромбовидная, квадратная, удлиненная, в форме сердечка, круглая, овальная

Работа с макетом лица.

-Волосы являются не только украшением лица человека, но и могут изменить и преобразить его облик.

Посмотрите, как это можно сделать. Вот лицо девушки без волос. Попробуем быть стилистами, предложим разные варианты прически и выберем наилучший вариант. В некоторых салонах-парикмахерских уже существует такая услуга подбора прически с помощью программы “Фото-шоп”. Вы вносите свое фото в компьютер, и программа предлагает вам разные стили причесок.

(Подбор прически к макету лица. Приложение № 4)

- Какой из вариантов, по вашему мнению, более подходит этой девушке, и почему?

(дети дают пояснения своему выбору)

Инструктаж к практической работе.

Вы уже знаете, что подбор прически зависит от формы лица.

- Какие формы лица вы запомнили?

(круглая, сердечком, овальная, квадратная, ромбовидная, удлиненная)

Сейчас вы проведете исследование и узнаете, какая у вас форма лица. Помогая друг другу, с помощью сантиметровой ленты и линейки, измерите свое лицо и запишите данные в таблицу.

Инструкцию к работе прочитайте на экране (Приложение № 5).

(дети читают задание)

4. Практическая работа “Определение формы лица” (работа в парах)

- Расскажите этапы работы, что вы будите измерять и как?

(дети рассказывают этапы работы, выполняют задание, учитель контролирует выполнение)

Мы провели с вами исследование. Посмотрим, какие у нас результаты.

- Выйдите те, кто имеет форму лица овальную. Сколько человек?

- Теперь круглая (удлиненная, сердечком, квадратная) форма лица. Сколько человек?

Сделайте вывод.

- С какой формой лица больше людей в вашем классе?

5. Итог урока

Проверка знаний (вопросы)

-Какие правила вы запомнили по уходу за волосами?

-Какие типы волос вы знаете?

-Какие формы лица вы знаете?

-Каким образом можно скрыть недостатки лица?

-Что нового вы узнали об уходе за волосами?

Выставление отметок

Учитель оценивает работу на уроке, отмечает активных детей, выставляет отметки.

- Приготовьтесь к следующему уроку. Мы открываем салон-парикмахерскую “Стиль”, приготовьте все необходимые для вашей прически принадлежности.

Ход урока №2

1.Организационный момент.

Учитель:

Сейчас у нас с вами будет необычный урок. Мы открываем салон модной прически “Стиль”.

Вы попробуете себя в роли художника-стилиста, парикмахера-дизайнера, откроете в себе новые возможности, познакомитесь с историей прически и новыми тенденциями в моде.

На столах у вас художественные принадлежности, средства по уходу за волосами и приспособления для моделирования прически.

2. Повторение. Игровой момент.

  • Работа по карточкам “Подбор прически к разным формам лица”

Учитель:

Вспомните о формах лица человека, о том, как с помощью прически можно скрыть недостатки человека и подчеркнуть его достоинства. Представьте себя в роли художника-стилиста. (на доске прикрепляется название профессии)

На столах у вас лежат карточки с лицами людей без волос. (Приложение №6)

Вы сами принесли эти фото- заготовки. На некоторых вы узнаете знаменитых людей, друзей, родственников. Я перемешала карточки, и всем достались разные клиенты. Придумайте им прически, порадуйте их своими талантами, сделайте так, чтобы клиент остался доволен. Используйте художественные принадлежности и свое творчество.

Приступайте к работе (дети выполняют работу по карточке).

  • Анализ работ

( несколько учеников комментируют выбор прически для своего клиента)

3. Сообщение нового материала

  • Рассказ учителя “История прически”

Учитель:

-А теперь мы отправимся в прошлое. Узнаем историю создания причесок.

(рассказ учителя с использованием компьютера и экрана Приложение №7)

-О новых тенденциях в прическах нас познакомит ваша одноклассница.

4. Практическая работа. Салон-парикмахерская “Стиль”

  • Инструктаж

Учитель:

Как и одежда, прическа делится на разные виды. Она может быть: деловой, повседневной, праздничной, авангардной. Вашим домашним заданием было продумать определенный вид прически и принести все необходимое для её изготовления и защиты.

  • Проверка готовности, техника безопасности.
  • Первая группа. Прическа “Деловая, школьная”
  • Вторая группа. Прическа “Дискотечная”
  • Третья группа. Прическа “Маскарадная, авангардная”
  • Четвертая группа. Прическа “Историческая”

- Все группы готовы? Сейчас вы парикмахеры-дизайнеры (вывешивается новое слово на доске)

Покажите нам свое мастерство, творчество, фантазию.

Не забывайте о технике безопасности при работе с острыми предметами: шпильками, заколками и с электроприборами: феном, щипцами, будьте осторожны с лаками и пенками.

Приступайте к работе.

  • Выполнение практической работы детьми.

( Учитель во время работы учащихся оказывает посильную помощь, дает указания, следит за процессом работы)

  • Анализ выполненных работ. Защита прически.

Расскажите о вашей прическе. Как она называется? Какие инструменты и приспособления вы применяли? Какие технологии изготовления использовали? С каким видом одежды будет смотреться ваша прическа? Какой макияж желательно выполнить?

( Группы защищают свою прическу, в дополнение к ней может быть выполнен макияж и изготовлен заранее костюм)

  • Оценивание работ

5. Обобщение материала.

  • Вопросы

Учитель:

- Что интересного вы узнали на уроке из истории прически?

- Какие новые тенденции в прическе на 2009г.?

  • Кроссворд

Учитель:

- Отгадайте кроссворд по нашей теме урока.

Кроссворд

По вертикали:

  1. Закручивание волос на бигуди (завивка).
  2. Прядь волос (локон).
  3. Фиксатор прически (лак)
  4. Тип лица (круглое).
  5. Тип волос (жирные).

По горизонтали:

Ключевое слово - “волосы”

6. Домашнее задание.

Учитель:

-Узнайте: Сколько салонов-парикмахерских работает в нашем городе?

Какие ещё услуги, кроме парикмахерских оказывают в салоне и какие специалисты?

7. Итог урока.

  • Анализ работы детей

Учитель высказывает свое мнение о работе детей в группах и индивидуально, отмечает наиболее активных, творческих детей, поощряет детей рекламными календариками на 2009г. из салона “Стиль” г. Дзержинска.

  • Выставление отметок.

Литература

  1. Учебник “Технология” 5-7кл, В.Д.Симоненко - М.:Вентана-Граф, 2002г
  2. Поурочные планы 6кл, В Д Симоненко – Учитель - АСТ 2004г.
  3. Энциклопедия для девочек АОЗТ “Золотой век” 1999г
  4. Мода, вкус, красота. Аршавская Н.М., Щербакова Л. С. М.: Профиздат, 1995.