Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках экологии

Разделы: Экология


Активизация познавательной деятельности учащихся является объективным условием сознательного и прочного усвоения школьниками знаний по экологии, формирования умений и навыков.

Одной из движущих сил в учебной работе школьников является познавательный интерес. Развитие его обеспечивается активной самостоятельной познавательной деятельностью учащихся. В современном образовательном процессе проблема формирования интереса к предмету как средству развития познавательной самостоятельности приобретает все большую значимость, так как современная жизнь требует от ученика ориентации в постоянно изменяющемся окружающем мире. При этом задача учителя заключается в обучении и воспитании человека, способного жить в гармонии с природой, обществом и самим собой, способного самостоятельно ставить высокие цели и уметь достигать их.

Г.И. Щукина, рассматривая категорию “интерес”, подчеркивает, что познавательный интерес входит в деятельность как важный энергетический ресурс, создает ценные условия для хода и результата деятельности, для самочувствия ученика. Чтобы изменить позицию ученика в учебном процессе, помочь ему стать субъектом деятельности, необходимо использовать множество внешних ресурсов обучения, способствующих созданию “внутренней среды”: занимательность, наглядность, технические средства, постоянное обновление содержания, способов, форм самостоятельной работы. На формирование познавательного интереса влияют [1]: новизна, значимость приобретаемых знаний, самостоятельная работа, общение, успех.

Интерес всесторонне влияет на весь характер психической деятельности личности, поднимая её на более высокую, качественно новую ступень, когда активизируются мыслительные процессы: память, внимание и воображение, когда вся деятельность пронизывается глубокими и напряженными эмоциями, по мнению Ю.К. Бабанского [2].

Важным условием активизации познавательной деятельности учащихся являются форма организации процесса обучения, методы и методические приемы, применяемые при этом. К методическим приёмам активизации познавательного деятельности школьников можно отнести: создание проблемной ситуации при изучении учебного материала, прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений; приём семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия; исследовательский прием; эвристический прием, прием научного спора; использование натуральных объектов в заданиях для учащихся; прием моделирования, составление схем, таблиц; использование экологических задач для развития познавательного интереса к экологии, познавательные игры как средство развития познавательного интереса к экологии и другие.

Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности и без игры не может быть полноценного умственного развития [3].

К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования [4]:

1. Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.

2. Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.

3. Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.

4.Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников, игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них Учебная игра выполняет несколько функций:

- обучающую, развивающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор, воспитывает волевые качества личности);

- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).

Как правило, большинство учителей считают игру важным средством развития познавательного интереса, активизации познавательной деятельности учащихся, но все же используют этот прием редко. Среди причин, объясняющих этот факт, можно выделить: отсутствие методических разработок по экологии, нежелание отойти от классического построения урока.

Рассмотрим один из игровых способов активизации познавательной деятельности учащихся на примере разработанного нами урока по теме: Наземная среда обитания. Животный мир суши.

Тип урока: обобщающий.

Вид урока: игра-путешествие.

Задачи.

Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о природно-климатических зонах и животных обитающих в зоне тундры, зоне лесов умеренных широт, зоне степей, саванн и прерий, зоне пустынь, тропических лесов, горных областей;

Развивающая: продолжать развивать у учащихся мышление, память, речь; умения и навыки работать в команде, а так же работать самостоятельно.

Воспитательная: продолжать формировать научное мировоззрение и элементы экологической культуры у учащихся.

Методы обучения: игра, словесные (беседа), наглядные (демонстрация карты, фотографий, рисунков), практические (самостоятельная работа).

Оборудование: карта “Природно-климатические зоны”, фотографии, рисунки природно-климатических зон и животных, которые закреплены на доске, маршрут путешествия изображенный на доске. (Рисунки представлены в приложении).

Ход урока

I.Организационный момент (2 минуты)

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие. Запись отсутствующих в журнале.

Сообщение цели урока учащимся. Сегодня вы должны вспомнить материал большой темы, который изучали в течение нескольких уроков. Для этого нам предстоит поиграть в игру: “Путешествие по природно-климатическим зонам”.

II. Обобщение материала (30 минут).

Для того чтобы поиграть в игру: “Путешествие по природно-климатическим зонам” учащиеся класса должны разделиться на две команды и в каждой команде выбрать капитана. Команды должны придумать себе название. Суть игры заключается в том, что капитаны команд по очереди бросают кубик, на сторонах которого написаны цифры. В соответствии с номером цифры перемещаются фишки игроков на определенное количество шагов, число которых указанно на стороне кубика, по пути от тундры к пустыням и горным областям, по дороге изображенной на доске. В каждой клетке пути спрятан вопрос. Команда получает тот вопрос, скрытый на отрезке пути, который соответствует цифре выпавшей на кубике.

Так команды по очереди отвечают на вопросы и выполняют задания скрытые на их пути с севера на юг.

Вопросы для игры разрабатывались нами в соответствии с учебным материалом представленным в учебнике под редакцией Н.М. Черновой [5].

Вопросы игры.

  1. Чем характеризуется климат тундры?
  2. Ответ. Климат тундры очень суров, зимой дуют пронзительные ветры, метет пурга, и столбик термометра опускается ниже -40 о С. Летом температура не поднимается выше +10 оС.

  3. Какая растительность характерна для зоны тундры?
  4. Ответ. Растительность тундры весьма скудная, из-за суровых климатических условий, - это лишайники (ягель), мхи (кукушкин лен), осоки, низкорослые кустарнички и кустарники (карликовая береза, полярные ивы.

  5. Встречаются ли на просторах тундры водоемы?
  6. Ответ. На просторах тундры встречается множество водоемов, но зимой этого не видно, так как все скованно толстым слоем льда. Лишь с приходом весны можно увидеть многочисленные водоемы тундры.

  7. В какое время года тундра оживает?
  8. Ответ. С приходом лета, просторы безжизненной холодной пустыни, оживают. В тундру прилетают многочисленные птицы, которые составляю основное население этих мест.

  9. Какие перелетные птицы обитают в тундре?
  10. Ответ. Многие птицы прилетают в тундру только в летний период. Это такие птицы как: кайры, чистики, гагары и чайки, поморники, гуси, кулики, утки.

  11. Что такое птичьи базары?
  12. Ответ. Птичьи базары – это огромные совместные поселения различных видов птиц, образующиеся на скалистых берегах.

  13. Какие птицы образуют птичьи базары?
  14. Ответ. Птичьи базары образуют различные птицы, питающиеся морской рыбой - кайры, чистик, гагары, чайки.

  15. Какие птицы гнездятся по берегам озер в тундре?
  16. Ответ. По берегам тундряных озер гнездятся – гуси, утки, кулики и многие другие перелетные птицы.

  17. Какие птицы являются коренными жителями тундры и остаются в тундре зимовать?

Ответ. Многие птицы с приходом холодов улетают на юг. Однако некоторые остаются никогда не покидают пределов своей суровой родины – это полярная сова, тундряная куропатка.

10. В какое время года в тундру прилетают перелетные птицы?

Ответ. Перелетные птицы прилетают в тундру с приходом лета, для того чтобы отложить яйца и вывести птенцов.

11. Назовите животных характерных обитателей тундры?

Ответ. Характерными обитателями тундры являются: лемминги, песцы, белый медведь, тюлени, моржи, северные олени, волки.

12. Добычей каких хищников становятся лемминги?

Ответ. Лемминги часто становятся добычей песцов и хищных птиц – сов.

13. Почему в тундре не обитают пресмыкающиеся?

Ответ. Пресмыкающиеся не могут обитать в тундре, так как они являются холоднокровными животными, и температура их тела зависит от температуры окружающей среды, следовательно, они не смогут обитать в суровом, холодном климате тундры.

14. Почему окраска обитателей тундры преимущественно белая?

Ответ. Обитатели тундры имеют преимущественно белую окраску потому, что это служит защитой от хищников для таки животных как лемминг, и помогает охотиться полярным хищникам.

15. Составьте пищевую цепь характерную для тундры.

Ответ. Ягель – северный олень – волк.

16. В каком полушарии Земли леса занимают большие территории?

Ответ. Большие территории леса занимают в северном полушарии земли.

17. Чем отличаются друг от друга тайга, широколиственные и смешанные леса?

Ответ. Тайга, широколиственные и смешанные леса отличаются друг от друга составом деревьев входящих в состав леса. Тайгу составляют хвойные породы деревьев, широколиственные леса состоят из лиственных пород, а смешанные из пород характерных и для тайги и для широколиственных лесов.

18. Какие деревья преобладают в тайге?

Ответ. В тайге преобладают хвойные деревья, такие как ель, пихта, сосна, кедр.

19. Охарактеризуйте климат лесов умеренной зоны?

Ответ. Климату лесной зоны характерна высокая влажность воздуха, годовое количество осадков примерно 500 мм, в среднем температура воздуха колеблется от -15оС в зимний период, и до +20оС летом. Однако в Сибирской тайге температура зимой может опускаться ниже -40оС, а летом подниматься до +35оС.

20. Что представляют собой ярусы в лесу?

Ответ. Ярусы в лесу представлены деревьями, кустарниками и лесной подстилкой. Ярусы разделяют лесное пространство по вертикали. Каждому лесному ярусу характерен свой набор обитателей.

21. Какие птицы обитают на деревьях и кустарниках?

Ответ. На деревьях и кустарниках обитают дятлы, дрозды, клесты, синицы, совы, ястребы и другие птицы.

22. Какие животные обитают на деревьях и кустарниках?

Ответ. На деревьях и кустарниках обитают: белка, сонь, летучие мыши.

23. Какие млекопитающие обитают в лесу?

Ответ. В лесу обитают косуля, лось, заяц-беляк, енот, кабан, лисица, волк, медведь, рысь, зубр.

24. Какие животные обитают в лесной подстилке?

Ответ. В лесной подстилке обитают рептилии: гадюка, медянка, ящерица веретеница, живородящая ящерица, а так же множество насекомых, паукообразных, клещи и брюхоногий моллюск не имеющий раковины – слизень.

25. Что такое лесная подстилка?

Ответ. Лесная подстилка – это слой из опавших листьев, веток и хвои, который служит домом для многих организмов.

26. Какие животные впадают в зимнюю спячку?

Ответ. В зимнюю спячку впадают сони, мыши, медведи.

27. Для чего нужен животным зимний сон?

Ответ. Зимний сон – это приспособительная реакция животных к неблагоприятным условиям окружающей среды.

28. Почему в лесах видовой состав богаче, чем в тундре?

Ответ. Видовой состав лесов богаче в связи с мягкими, благоприятными климатическими условиями.

29. Найдите соответствие:

1. Степь. а) Северная Америка;

2. Саванны. б) Евразия;

3. Прерии. в) Африка.

Ответ. 1-б, 2-в, 3-а.

30. Чем характеризуется климат степей, саванн и прерий?

Ответ. Климат саванн степей и прерий имеет схожие черты, на этих открытых пространствах тепло и сухо, осадков выпадает мало 300-450 мм/год. Иногда дуют сильные ветры. Климат Саванн более жаркий.

31. Чем климат саванн отличается от климата степей и прерий?

Ответ. Климат саванн отличается от климата степей и прерий потому, что саванны расположены южнее ближе к экватору.

32. Почему в степях, саваннах и прериях много копытных животных?

Ответ. Потому что травянистый покров в степях, саваннах и прериях образует плотную дерновину, по которой копытным животным легко передвигаться, а так же травянистые растения являются надежной кормовой базой для травоядных животных.

33. Какая растительность наиболее широко представлена в степях, саваннах и прериях?

Ответ. В степях саваннах и прериях наиболее широко представлена травянистая растительность – это злаки, образующие дерновину, редко встречаются древесные формы.

34. Какие животные обитают в степях?

Ответ. В степях обитают: сайгаки, джейраны, антилопы дзейрены, а так же встречаются такие птицы как: жаворонки, дрофы, журавль-красавка, стрепеты, степные орлы.

35. Какие животные обитают в саваннах?

Ответ. В саваннах обитают: антилопа гну, буйволы, зебры, гепард, львы, гиены, гиеновые собаки, африканские слоны, носороги, жирафы, бегемоты, птичье население саванн представляют: страусы, птицы-секретари, цесарки.

36. Какие животные обитают в прериях?

Ответ. В прериях обитают: антилопы вилороги, луговые собачки, степные лисицы, барсуки, койоты, птицы: луговой тетерев, канадский журавль, серый лунь.

37. Составьте пищевую цепь характерную для прерий?

Ответ. Злаковые растения – грызуны – койот.

38. Охарактеризуйте климат пустынь?

Ответ. Климат пустынь характеризуется высокими дневными температурами до +40оС в тени, а ночью температура опускается до -10 0С. Годовое количество осадков в пустыне не выше 200мм.

39. Какие растения встречаются в пустыне?

Ответ. В пустынях обитают растения, имеющие специальные приспособления для жизни в засушливых условиях – это кактусы, верблюжья колючка.

40. Какие животные обитают в пустыне?

Ответ. В пустынях обитают: суслики, тушканчики, шакалы, джейраны, куланы, двугорбые верблюды. Беспозвоночные представители фауны пустынь: скорпионы, фаланги. Рептилии: пустынная черепаха, варан, ящерица-круглоголовка, агама, множество змей: эфа, гюрза, кобра. Птицы: пустынный ворон, саксаульная сойка, пустынная каменка.

41.Почему в пустынях много рептилий?

Ответ. Потому что холоднокровные животные зависимы от температуры окружающей среды, климат пустыни очень жаркий в течение всего года, в связи с чем пресмыкающиеся активны в течении всего года и могут себя прокормить.

42. Какая пустыня самая большая в мире?

Ответ. Самая большая пустыня в мире – это пустыня Сахара, она разрастается год от года и является глобальной проблемой человечества.

43. Какая пустыня самая засушливая в мире?

Ответ. Самая засушливая пустыня в мире – это пустыня Атакама, расположенная в Южной Америке.

44. Какие леса расположены в экваториальной зоне?

Ответ. В экваториальной зоне расположены вечнозеленые тропические леса.

45. Какой климат характерен для тропических лесов?

Ответ. Климат тропических лесов весьма благоприятен. Это теплый и влажный климат - температура +25 - +30оС, годовое количество осадков 2000 мм.

46. На каких континентах расположены тропические леса?

Ответ. Тропические леса располагаются в Азии, Африке и Южной Америке.

47. Какая растительность характерна для тропических лесов?

Ответ. Растительность тропических лесов очень богата видами, в основном это высокорослые деревья, а так же лианы. Кустарников и трав мало, лесная подстилка выражена слабо – это значит, что почвы бедны питательными элементами. Поэтому при вырубке тропические леса не восстанавливаются.

48. Какие животные обитают в лесах Южной Америки?

Ответ. В лесах Южной Америки обитают: ягуар, ленивец, обезьяны-ревуны, капибора. Птицы: попугай ара, колибри. Пресмыкающиеся: крокодилы (кайманы), анаконда. Членистоногие: паук-птицеед, скорпионы.

49. Какая самая большая змея обитает в тропических лесах Южной Америки?

Ответ. Самая большая змея - анаконда.

50. Какие животные обитают в тропических лесах Африки?

Ответ. В тропических лесах Африки обитают: горные гориллы, леопард, мартышки, хамелеоны, серые попугаи.

51. Какие животные обитают в тропических лесах Азии?

Ответ. Тигры, буйволы, панды, макаки, гиббоны, орангутаны. Ящерица - летучий дракон. Птицы: птицы-носороги,

52. Чем отличаются тропические леса от тайги?

Ответ. Тропические леса отличаются от тайги более теплым климатом, здесь нет суровых зим, видовым составом растений и животных, в тропических лесах в отличие от таежных практически отсутствует лесная подстилка.

53. В каких ярусах в основном сосредоточенно животное население тропических лесов?

Ответ. Животное население тропических лесов сосредоточено в основном верхнем ярусе – кроне деревьев, так как подстилка, травы и кустарники в тропических лесах выражены слабо.

54. Какие горы самые высокие на Земле?

Ответ. Самые высокие горы на земле – Гималаи.

55. Что характерно для климата горных областей?

Ответ. Климат горных областей весьма суров, воздух разряжен и постоянно дуют пронзительные ветры, а на высоте 2 тыс. м. начинается пояс снегов и ледников.

56. Какие животные обитают в горных районах?

Ответ. В горных областях обитают – яки, снежные козы, снежный барс, сеноставки, альпийская галка, длиннохвостые суслики, горные сурки, пума, ламы, кондоры.

57. Кто такие сеноставки?

Ответ. Сеноставки – это обитатели горных районов, близкие родственники зайца.

58. Почему кондоры гнездятся только на отвесных скалах?

Ответ. Кондоры гнездятся на отвесных скалах, что бы было проще взлететь, потому что это очень крупные птицы и им проще слететь сначала вниз, а потом набрать высоту.

59. Каких горных животных используют в качестве домашних?

Ответ. В качестве домашних животных используют яков и лам – гуанако и альпака.

60. На кого охотятся снежные барсы?

Ответ. Основной добыче снежного барса в суровых условиях гор являются снежные козы.

Итог урока.

Награждение учащихся и вручение призов.

III. Самостоятельная работа (6 минут).

По завершению игры проводилась самостоятельная работа.

IV.Оценка знаний и выставление отметок с комментарием за устные ответы (2 минуты.).

Оценки за самостоятельную работу учащиеся узнают на следующем уроке.

Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности учащихся.

В познавательных играх-путешествиях учащиеся могут совершать "путешествия" на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны. В игре могут сообщаться учащимся новые сведения и проверяться уже имеющиеся знания.

Применение разнообразных игровых форм, методов, элементов игры обеспечивает необходимое обобщение и систематизацию экологических и биологических знаний.

См. рисунки к статье

Литература

1. Щукина Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. – М.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985. – 170 с.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1983. – 147 с.

3. Бондаревский В.В. Воспитание интереса к занятиям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.

4. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 208 с.

5. Бабенко В.Г., Богомолов Д.В., Шаталова С.П., Шубин А.О. Экология животных: Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. / В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др. Под ред. д-ра биол. наук проф. Н.М. Черновой. – М.: Вентана-Графф, 2001. – 128 с.