Конспект занятия. Тема: "Звуки [з]-[з']. Буквы з

Разделы: Начальная школа


Тема: Звуки [з ] – [з’]. Буква з.

Цель: учить детей различать звуки [з ] - [з’] изолированно, в слогах, словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • формировать навык языкового анализа и синтеза;
  • развивать внимание, память мышления;
  • уточнять пространственные ориентировки.

Оборудование:картинки-символы с изображением комара и комарика, большая картинка с изображением зайки-Зазнайки, слоговые таблицы, конверты с заданиями, звуковые линейки на каждого ребенка, камни и кусочки меха на каждого ребенка, слова на карточках для составления предложения, наборы из разноцветных полосок и кружков на каждого ребенка для звукового анализа.

ХОД ЗАНЯТИЙ

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Пройдите к столам и положите пиналы на свои места. Подойдите к доске и начнём занятие.

2. Знакомство с новым материалом

Вдруг откуда-то летит
Наш герой – комарик,
И в руках его горит
Маленький фонарик.

Послушайте, какую он поёт песню:

Ззз-за-зо-зу-зы-зэ, а теперь все вместе. Но он прилетел не один.

Вылезает из пелёнок
Наш ребёнок-комарёнок.

Комарёнок маленький, голосок у него тоненький, он поёт другую песенку: Зьзьзь-зя-зё-зю-зи-зе, а теперь вместе с комарёнком. Какой согласный звук слышится в песни комара? ([з]). А в песенке комарёнка? ([з’]). Чем они отличаются друг от друга? (звук [з] – твёрдый, а звук [з’] – мягкий). Давайте, сравним их по артикуляции: произносим вместе со мной звук [з] – что делают губы? (улыбаются), где находится язык? (за нижними зубами, упираясь в передние зубы), а воздушная струя? Приложи руку (длительная, выходит посередине, немного вниз, прохладная). Теперь произносим вместе со мной мягкий звук [з’]. Что делают губы? (тоже улыбаются, только больше напрягаются), где находится язык? (за нижними зубами и тоже больше напрягается).

Посмотрите, комар спрятал какую-то букву. Найдите её, покажите пальчиком и назовите (буква з), а маленький комарёнок то же спрятал букву, найдите, покажите пальчиком (тоже буква з). Значит у них одна и та же буква, а звуки? (разные). Давайте ещё раз вспомним песенку комара ззз-за-зо-зу-зы-зэ. Какой слышим звук? (твёрдый звук [з]), а с какими гласными буквами он дружит? Покажите пальчиком и хором произнесите (а,о,у,ы,э), а теперь вспоминаем песенку маленького комарёнка. Какой слышим звук? (мягкий звук [з’]). С какими гласными буквами он дружит? Покажите пальчиком и произнесите хором (я,ё,ю,и,е). А как ещё можно обозначить мягкость звука [з’] на письме? (с помощью ь).
А теперь займите свои места. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему занятия: Звуки [з] – [з’]. Буква з. Что обозначает запятая в правом верхнем углу? (мягкость звука).

Звучит телефонный звонок.

Логопед. Да, я слушаю. Здравствуйте! Да, да, какой ужас, тогда мы тоже постараемся помочь.
Ребята, вы закончили писать? Мне позвонила знакомая девочка Лиза, она тоже хотела прийти к нам на занятие, но пока она собиралась, её любимый кот Мурзик убежал и попал в страну Зазеркалья? Подождите, я что-то слышу – это пищит комарик. Он рассказал, как мы туда попадём. Для этого нам нужно выполнить задание. Готовы? (Да).
У вас на столах лежат камни и мех. Возьмите в правую руку камень, а в левую – мех. Зажмите их.

а) Я буду произносить слоги, а вы, если услышите звук [з] – твёрдый. А когда услышите звук [з’], что покажите? (Мех). Почему? (Потому что звук [з’] – мягкий). Слоги: за, зе, зё, зу, зю, зы, зи.
б) А теперь тоже самое в словах: зима, зубы, композитор, зяблик
в) Закройте глаза, продолжаем: возьми, пролезли, зеркало, звонок.
д) Открыли глаза, а язык прикусан, смотрим картинки: зебра, зубр, забор, обезьяна.
е) хитрые слова: зазеленел, зазвонил, зигзаг, заморозить.

Молодцы! С заданием все справились. Скорее бежим в страну Зазеркалье, возьмитесь за руки и вперёд через зеркало.
В это время на столах меняют местами тетради, пеналы и раздают конверты.
Ну вот, наверное, мы попали в страну Зазеркалье, садимся за столы, посмотрите, да здесь все поменялось местами.
Но как же нам помочь Лизе и Мурзику? Посмотрите, у вас на столах какие-то конверты, может там что-нибудь написано. Открывайте (да здесь карточки)

а) Возьмите под номером один. Читаем задание: Раздели слова на слоги. Слова: тазы, магазин, золото, возит, загадка, называет, забывать, показывает.
Положите руку под подбородок, как мы это делаем, сколько раз опустится рука вниз, столько слогов в слове, а в тетради обозначайте слоги черточками, определяя в каком слоге, какой звук находится.

б) Молодцы! Справились с заданием, теперь возьмите карточку под номером 2.

Задание: Составьте из слогов слова, т.е. поменяйте слоги местами зы-при, но-зер, зёл-ко, зад-на, зёт-ве, за-ко, за-гла, зят-гро.

Молодцы! Справились. Но как же мы найдём Лизу и Мурзика? Подождите, я что-то слышу, к нам кто-то приближается:

Мчатся что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка
Кто же это? (Зайка)

Да, – это зайка-Зазнайка. Он знает, где Лиза и Мурзик, но просто так не скажет, пока мы не выполним задание.
Возьмите в руки звуковые линейки. Что мы сейчас будем делать? Правильно, находить место звуков [з] или [з’] в слове и показывать соответствующий кружок. Твёрдый согласный звук каким цветом обозначаем? – синим, а мягкий – зеленым. А почему на этих кружках колокольчики? (Потому что звуки [з] и [з’] – звонкие, т.к. работают голосовые связки). Приступим к работе.

Слова: ваза, гнезда, дивизия, кукуруза, стрекоза, пересказать, крутизна (можно объяснить смысл слов крутизна и дивизия).

Ребята, вы справились с заданием, но зайка-Зазнайка не хочет говорить где Лиза и Мурзик, пока мы не выполнили еще одно задание.
У вас на столах лежат графические схемы, нужно выложить слова: хозяйка, заморозила. Хорошо, но зайка – он такой большой Зазнайка, что все равно не хочет говорить, где Лиза и Мурзик и дает последнее, самое сложное задание.
Нужно из слов составить предложение. У вас у каждого по одному слову, прочитайте каждый свое слово. (Объясняется слово бузина)
Подойдите к доске и прикрепите слова в таком порядке, чтобы получилось предложение.
У Зои бузина в корзине. Сколько всего слов в предложении? Назовите 1-ое, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е. А эти маленькие слова – это что такое? (Предлоги). А как они пишутся со словами? (Отдельно). Почему? (Это такие же самостоятельные слова). Почему слово Зоя написано с заглавной буквы? (имя собственное). В каких словах слышится звук [з’] (Бузина, корзина). Какой он? (мягкий). С какой буквы напишем предложение? (С заглавной). Что в конце предложения? (точка). Запишите это предложение к себе в тетрадь.
Молодцы! Скорее бежим выручать Лизу и Мурзика.

Дети вместе с логопедом опять перебегают через зеркало, возвращаются с Лизой и Мурзиком, а на столах опять всё поменяли местами.

Ребята занимайте свои места да, опять всё поменялось. Мы дома.

Слова Лизы: «Ребята, вы так хорошо выполняли задания, что смогли пробраться в страну Зазеркалье, спасти меня и Мурзика. Жаль, что я не попала на занятие, но обязательно приду в следующий раз. Спасибо вам большое».

3. Итог занятия

Логопед: «Какие же звуки помогли нам спасти Лизу и Мурзика? (твёрдый звук [з] и мягкий звук [з’]). А как вы думаете какой любимый звук Лизы? (твёрдый звук [з]). А Мурзика? (мягкий звук [з’])».

Лиза: «Да, такой же мягкий, как Мурзик. До свидания, ребята».

Логопед: «Наше занятие подошло к концу, вы свободны».