Тема: Звуки [з ] – [з’]. Буква з.
Цель: учить детей различать звуки [з ] - [з’] изолированно, в слогах, словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи:
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать навык языкового анализа и синтеза;
- развивать внимание, память мышления;
- уточнять пространственные ориентировки.
Оборудование:картинки-символы с изображением комара и комарика, большая картинка с изображением зайки-Зазнайки, слоговые таблицы, конверты с заданиями, звуковые линейки на каждого ребенка, камни и кусочки меха на каждого ребенка, слова на карточках для составления предложения, наборы из разноцветных полосок и кружков на каждого ребенка для звукового анализа.
ХОД ЗАНЯТИЙ
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Пройдите к столам и положите пиналы на свои места. Подойдите к доске и начнём занятие.
2. Знакомство с новым материалом
Вдруг откуда-то летит
Наш герой – комарик,
И в руках его горит
Маленький фонарик.
Послушайте, какую он поёт песню:
Ззз-за-зо-зу-зы-зэ, а теперь все вместе. Но он прилетел не один.
Вылезает из пелёнок
Наш ребёнок-комарёнок.
Комарёнок маленький, голосок у него тоненький, он поёт другую песенку: Зьзьзь-зя-зё-зю-зи-зе, а теперь вместе с комарёнком. Какой согласный звук слышится в песни комара? ([з]). А в песенке комарёнка? ([з’]). Чем они отличаются друг от друга? (звук [з] – твёрдый, а звук [з’] – мягкий). Давайте, сравним их по артикуляции: произносим вместе со мной звук [з] – что делают губы? (улыбаются), где находится язык? (за нижними зубами, упираясь в передние зубы), а воздушная струя? Приложи руку (длительная, выходит посередине, немного вниз, прохладная). Теперь произносим вместе со мной мягкий звук [з’]. Что делают губы? (тоже улыбаются, только больше напрягаются), где находится язык? (за нижними зубами и тоже больше напрягается).
Посмотрите, комар спрятал какую-то букву.
Найдите её, покажите пальчиком и назовите (буква
з), а маленький комарёнок то же спрятал букву,
найдите, покажите пальчиком (тоже буква з).
Значит у них одна и та же буква, а звуки? (разные).
Давайте ещё раз вспомним песенку комара
ззз-за-зо-зу-зы-зэ. Какой слышим звук? (твёрдый
звук [з]), а с какими гласными буквами он дружит?
Покажите пальчиком и хором произнесите (а,о,у,ы,э),
а теперь вспоминаем песенку маленького
комарёнка. Какой слышим звук? (мягкий звук [з’]).
С какими гласными буквами он дружит? Покажите
пальчиком и произнесите хором (я,ё,ю,и,е). А как ещё
можно обозначить мягкость звука [з’] на письме? (с
помощью ь).
А теперь займите свои места. Откройте тетради и
запишите сегодняшнее число и тему занятия: Звуки
[з] – [з’]. Буква з. Что обозначает запятая в
правом верхнем углу? (мягкость звука).
Звучит телефонный звонок.
Логопед. Да, я слушаю. Здравствуйте! Да,
да, какой ужас, тогда мы тоже постараемся помочь.
Ребята, вы закончили писать? Мне позвонила
знакомая девочка Лиза, она тоже хотела прийти к
нам на занятие, но пока она собиралась, её любимый
кот Мурзик убежал и попал в страну Зазеркалья?
Подождите, я что-то слышу – это пищит комарик. Он
рассказал, как мы туда попадём. Для этого нам
нужно выполнить задание. Готовы? (Да).
У вас на столах лежат камни и мех. Возьмите в
правую руку камень, а в левую – мех. Зажмите их.
а) Я буду произносить слоги, а вы, если услышите
звук [з] – твёрдый. А когда услышите звук [з’], что
покажите? (Мех). Почему? (Потому что звук
[з’] – мягкий). Слоги: за, зе, зё, зу, зю, зы, зи.
б) А теперь тоже самое в словах: зима, зубы,
композитор, зяблик
в) Закройте глаза, продолжаем: возьми, пролезли,
зеркало, звонок.
д) Открыли глаза, а язык прикусан, смотрим
картинки: зебра, зубр, забор, обезьяна.
е) хитрые слова: зазеленел, зазвонил, зигзаг,
заморозить.
Молодцы! С заданием все справились. Скорее
бежим в страну Зазеркалье, возьмитесь за руки и
вперёд через зеркало.
В это время на столах меняют местами тетради,
пеналы и раздают конверты.
Ну вот, наверное, мы попали в страну Зазеркалье,
садимся за столы, посмотрите, да здесь все
поменялось местами.
Но как же нам помочь Лизе и Мурзику? Посмотрите, у
вас на столах какие-то конверты, может там
что-нибудь написано. Открывайте (да здесь
карточки)
а) Возьмите под номером один. Читаем задание:
Раздели слова на слоги. Слова: тазы, магазин,
золото, возит, загадка, называет, забывать,
показывает.
Положите руку под подбородок, как мы это делаем,
сколько раз опустится рука вниз, столько слогов в
слове, а в тетради обозначайте слоги черточками,
определяя в каком слоге, какой звук находится.
б) Молодцы! Справились с заданием, теперь возьмите карточку под номером 2.
Задание: Составьте из слогов слова, т.е. поменяйте слоги местами зы-при, но-зер, зёл-ко, зад-на, зёт-ве, за-ко, за-гла, зят-гро.
Молодцы! Справились. Но как же мы найдём Лизу и Мурзика? Подождите, я что-то слышу, к нам кто-то приближается:
Мчатся что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка
Кто же это? (Зайка)
Да, – это зайка-Зазнайка. Он знает, где Лиза и
Мурзик, но просто так не скажет, пока мы не
выполним задание.
Возьмите в руки звуковые линейки. Что мы сейчас
будем делать? Правильно, находить место звуков [з]
или [з’] в слове и показывать соответствующий
кружок. Твёрдый согласный звук каким цветом
обозначаем? – синим, а мягкий – зеленым. А почему
на этих кружках колокольчики? (Потому что звуки
[з] и [з’] – звонкие, т.к. работают голосовые
связки). Приступим к работе.
Слова: ваза, гнезда, дивизия, кукуруза, стрекоза, пересказать, крутизна (можно объяснить смысл слов крутизна и дивизия).
Ребята, вы справились с заданием, но
зайка-Зазнайка не хочет говорить где Лиза и
Мурзик, пока мы не выполнили еще одно задание.
У вас на столах лежат графические схемы, нужно
выложить слова: хозяйка, заморозила. Хорошо, но
зайка – он такой большой Зазнайка, что все равно
не хочет говорить, где Лиза и Мурзик и дает
последнее, самое сложное задание.
Нужно из слов составить предложение. У вас у
каждого по одному слову, прочитайте каждый свое
слово. (Объясняется слово бузина)
Подойдите к доске и прикрепите слова в таком
порядке, чтобы получилось предложение.
У Зои бузина в корзине. Сколько всего слов в
предложении? Назовите 1-ое, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е. А эти
маленькие слова – это что такое? (Предлоги).
А как они пишутся со словами? (Отдельно).
Почему? (Это такие же самостоятельные слова).
Почему слово Зоя написано с заглавной буквы? (имя
собственное). В каких словах слышится звук [з’]
(Бузина, корзина). Какой он? (мягкий). С
какой буквы напишем предложение? (С заглавной).
Что в конце предложения? (точка). Запишите
это предложение к себе в тетрадь.
Молодцы! Скорее бежим выручать Лизу и Мурзика.
Дети вместе с логопедом опять перебегают через зеркало, возвращаются с Лизой и Мурзиком, а на столах опять всё поменяли местами.
Ребята занимайте свои места да, опять всё поменялось. Мы дома.
Слова Лизы: «Ребята, вы так хорошо выполняли задания, что смогли пробраться в страну Зазеркалье, спасти меня и Мурзика. Жаль, что я не попала на занятие, но обязательно приду в следующий раз. Спасибо вам большое».
3. Итог занятия
Логопед: «Какие же звуки помогли нам спасти Лизу и Мурзика? (твёрдый звук [з] и мягкий звук [з’]). А как вы думаете какой любимый звук Лизы? (твёрдый звук [з]). А Мурзика? (мягкий звук [з’])».
Лиза: «Да, такой же мягкий, как Мурзик. До свидания, ребята».
Логопед: «Наше занятие подошло к концу, вы свободны».