Урок литературного чтения. 2-й класс. Тема: "О братьях наших меньших". Б.С. Житков. "Храбрый утенок"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • познакомить детей с творчеством Б.С.Житкова;
  • развивать навыки выразительного чтения;
  • учить делить текст на смысловые части;
  • составлять диафильм, используя иллюстрации к рассказу;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

Оформление доски: портрет писателя Б.С.Житкова; запись трудных слов поделенных на слоги; скороговорка.

Оборудование: выставка детских книг Б.С.Житкова; рисунки персонажей рассказа; таблица-квадрат с повторяющимися буквами; индивидуальные разноцветные кружки разного цвета.

ХОД УРОКА

1. Организация класса

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.

2. Проверка домашнего задания

Пересказ текста Е.Чарушина «Страшный рассказ».

– Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным?
–Чему учит рассказ? Почему нужно беречь животных?

3. Изучение нового материала. Постановка цели урока

Рассказ ученика о творчестве писателя.

Борис Степанович Житков (1882–1938) переменил в жизни много профессий. Он был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном, дрессировщиком животных.
Житков много ездил по России и другим странам. Обо всем, что узнал и увидел, что бывало в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем. А бывало много хорошего и трудного, подчас и опасного. Случались пожары, бушевали метели, ветры ломали льды и уносили в море рыбаков.
Борис Степанович сам был мужественный человек, и писать любил про смелых и мужественных людей. Красный командир, остановивший бешеных лошадей, доктор, который спешил к больной девочке, пожарник, вынесший из огня мальчика – все это отважные и умелые люди.
Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат на помощь друг другу люди.

Учитель: Книги писателя захватывают, дети слушают их с огромным интересом. Несколько поколений воспитывалось на книгах Бориса Степановича Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам. Сегодня мы познакомимся с рассказом Б.С.Житкова «Храбрый утенок»

4. Подготовительная работа

– Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:

руб-ле-ных – рубленых
стре-ко-та-ла – стрекотала
рас-ска-за-ли – рассказали
ис-пу-га-ешь-ся – испугаешься
за-жуж-жа-ла – зажужжала
по-ло-ман-ным – поломанным

Читайте целыми словами:

Бег – подбегали, убегали
Рассказ – рассказали
Испуг – испугались
Еда – наедались.

5. Первичное чтение

Дети читают рассказ цепочкой.

6. Проверка понимания содержания и смысла рассказа

– Понравился рассказ?
– О чем рассказ?
– Как хозяйка кормила утят?
– Почему утята боялись стрекозу?
– О чем думала хозяйка, когда убирала, пустую тарелку?
– Кто пришел в гости к утятам?
– Что он им пообещал? Сдержал ли он свое обещание?
– Как ему это удалось?
– Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?
– Прилетела ли стрекоза еще раз?

7. Физкультминутка

– Я называю детенышей животных. Если я права – хлопайте в ладоши.

У кошки – котенок,
У собаки – собачонок,
У зайчихи – зайчонок,
У утки – утенок,
У овечки – овчонок,
У курочки – цыпленок,
У ежихи – еженок,
У коровы – теленок,
У свиньи – свиненок,
У лисы – лисенок,
У рыбки – рыбенок,
У лосихи – лосенок,
У волчицы – волченок,
У голубки – голубенок.

(Щенок, ягненок, поросенок, малек, птенец)

8. Закрепление нового материала

1. Выразительное чтение.

2. Составление диафильма с помощью иллюстраций (персонажи рассказа).

– С чего начинается рассказ? (Хозяйка кормит своих утят)

Выставляем картинку тарелку с рублеными яйцами.

– Почему утята не ели? (Боялись стрекозы)

Ставим утят и стрекозу.

– Как вели себя утята? (Боялись и прятались в траве)

Закрываем утят рисунком – травы.

– Чему удивлялась хозяйка? (Еда не тронута)
– Кто к ним приходит в гости? (Разговор Алеши с утятами)

Ставим соседского – утенка Алешу.

– Какой следующий эпизод? (Алеша прогоняет стрекозу)
– Чем заканчивается рассказ? (Довольные утята кушают и угощают Алешу)

9. Итог урока

– С каким рассказом познакомились?
– Кто его автор?
– Можно ли назвать рассказ сказкой? Почему вы так считаете?
– Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он?
– Стоило ли утятам бояться стрекозу?

10. Домашнее задание: пересказ по картинному плану.

11. Оценка за урок

Дети с помощью кружков оценивают свою работу: красный – пять: синий – четыре: зеленый – три.

На доске квадрат с повторяющимися буквами, зачеркните одинаковые, и вы получите оценку за урок.

х т в а
н ж з о
з х ч и
л а ж в

Литература:

  1. Климанова Л.Ф. «Родная речь». Издательство. «Просвещение», 2004 г.
  2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. Москва «Вако», 2006 г.