Предмет: чтение.
Тема: Творчество К.И. Чуковского.
Продолжительность: 45 минут.
Класс: 3 – 4 классы.
В жизни современного общества необычайно расширилась сфера воздействия живого, звучащего слова на человека. Все это заставляет предъявлять высокие требования к правильности звучащей речи учащихся. Задача сознательного овладения нормами устной речи, воспитания максимального уважения к богатым традициям русского языка сейчас не только выдвигается на первый план, но и определяется как важнейшая общественная задача нашего времени, как социальный заказ общества.
Цели и задачи:
1) развитие орфо-эпически правильной речи
учащихся;
2) развитие артистических навыков у младших
школьников;
3) расширение кругозора детей;
4) повышение культуры живого слова через
произведения поэтов ХIХ – ХХ веков;
5) развитие внимания, памяти учащихся;
6) воспитание любви к чтению.
«Обучение сегодня школьников в
возрасте от 7 до 17 лет,
когда произносительные навыки особенно легко
усваиваются,
обозначает, что завтра, через 10-15 лет
у нас будет общество с более высокой речевой
культурой»
(Аванесов Р.И.)
Дорогие ребята, уважаемые коллеги, гости! Сегодня мы проводим конкурс чтецов, посвященный 126-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского (1882 – 1969 гг.). Он известен нам как поэт, прозаик, переводчик, литературный критик. (Слайд № 1,2)
Корней Иванович Чуковский родился 31 марта 1882 года в Петербурге. Когда ему было три года, семья Чуковских переехала в Одессу. (Слайд № 3,4)
Учился К.И. Чуковский в одесской гимназии (обратите внимание на экран: вы видите здание гимназии, в которой учился К.И. Чуковский). (Слайд № 5)
С юношеских лет Корней Чуковский вёл трудовую жизнь, много читал, самостоятельно изучил английский и французский языки. В 1901 году начал печататься в газете «Одесские новости», в качестве корреспондента которой был в 1903 году направлен в Лондон. Целый год жил в Англии, изучал английскую литературу, писал о ней в русской печати. (Слайд №6)
После возвращения из-за границы он блестяще переводит произведения Марка Твена, Редьярда Киплинга, Уолта Уитмена. Он автор перевода английских народных песенок. Но наибольшую известность Чуковский приобрел в качестве детского писателя. (Слайд №7)
В 1916 году по приглашению Горького Чуковский руководит детским отделом издательства «Парус» и начинает писать для детей стихотворные сказки. Его сказки: «Муха – Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Бармалей» и другие сказки пользуются любовью многих поколений детей.
Итак, прежде чем начать конкурсную программу, разрешите представить уважаемое жюри.
Первая стихотворная сказка Корнея Чуковского называлась «Крокодил». Она была напечатана в 1917 году. (Слайд №8)
На сцену приглашаются ученики 3 класса. В их исполнении прозвучит сказка К.И. Чуковского «Крокодил». (Слайд №9, 10)
В сказках Чуковского движутся и переплетаются, как стеклышки в калейдоскопе, забавные сценки и опасные приключения, внезапные несчастья сменяются радостными праздниками. Добро борется со злом, и вот что замечательно: маленький и слабый всегда побеждает здесь большого и сильного. Воробышек избавляет львов и тигров от грозного Тараканища, Муху – Цокотуху спасает самый крохотный из героев сказки – Комарик. Веселый сказочник как бы советует своему маленькому читателю: «Борись – и ты будешь победителем!» (Слайд №11)
На сцену приглашаются ученики 4 класса. Корней Чуковский «Муха – Цокотуха» (отрывок). (Слайды №12, 13, 14)
Сказки Чуковского написаны звонкими стихами, которые легко запоминаются и поются. Они выросли из детских игр, из детского и народного поэтического творчества. В них то и дело звучат считалки, дразнилки, скороговорки, перевёртыши, шуточные афоризмы, ставшие поговорками, вроде: «Ох, не легкая это работа – из болота тащить бегемота». (Слайд №15)
На сцене 3 класс. Инсценировка сказки К.И. Чуковского «Телефон». (Слайд № 16)
У Корнея Ивановича Чуковского было четверо детей (Лидия, Николай, Боба, Мура). И во многих произведениях Чуковский упоминает имя своей младшей и любимой дочери Мурочки. (Слайд № 17)
На сцену приглашается ученица 3 класса. Она прочитает отрывок из сказки Чуковского «Чудо – дерево». (Слайды №18, 19)
Продолжаем конкурс чтецов. Стихотворение Чуковского «Закаляка» читают ученики 3 класса. (Слайд №20)
Наш конкурс продолжают юные артисты 3 класса. Чуковский «Муха – Цокотуха». Инсценировка сказки. (Слайды №21, 22)
Сказки Чуковского принесли автору такую громкую славу, что она на время совершенно заслонила известность Чуковского ученого – литературоведа. (Слайд №23)
Чуковский – историк и исследователь творчества Николая Алексеевича Некрасова. Некрасов был его любимым поэтом. Чуковскому принадлежат книги «Рассказы о Некрасове» (1930) и «Мастерство Некрасова» (1952). Стихи Некрасова печатались с цензурными искажениями и сокращениями, а многие из них вообще не вышли в свет. Чуковский разыскивал и публиковал некрасовские рукописи, в результате наследие поэта увеличилось в полтора раза, то есть из каждых трёх известных ныне некрасовских строк одна разыскана Чуковским. (Слайд №24)
Конкурс чтецов продолжает ученик 4 класса. Он прочтет стихотворение Некрасова «Мужичок с ноготок».
И еще одно стихотворение Некрасова в нашей конкурсной программе. «Крестьянские дети» (отрывок). (Слайд №25)
Разнообразие творческих интересов Чуковского поразительно. Среди его сочинений есть и «Критические рассказы», «Книга о современных писателях».(Слайд №26)
В этой книге одна из глав посвящена поэту Даниилу Хармсу. Также известен тот факт, что Даниил Хармс часто бывал в гостях у Чуковского в Переделкино и оформлял некоторые страницы рукописной книги «Чукоккалы». (В 1930 году был проведен социальный опрос: дети называли своих любимых писателей и поэтов. Так вот, у большинства детей любимым поэтом оказался Даниил Хармс). (Слайд №27)
На сцену приглашается ученик 4 класса. Д. Хармс «Странный бородач».
Среди сочинений Чуковского есть книга воспоминаний о писателях и художниках, которых Чуковский близко знал: о Горьком, Репине, Брюсове, Маяковском, Маршаке, Блоке.
В заключении о Чуковском можно сказать, что он – критик, переводчик, детский поэт, мемуарист. Его книги переведены на множество иностранных языков от Японии до США. (Слайд №28)
В мае 1962 года под сводами Оксфордского университета – одного из старейших в Европе – Корнею Ивановичу Чуковскому набросили на плечи черно – красную мантию и вручили диплом почетного доктора литературы. После И.С. Тургенева он стал вторым русским писателем, удостоенным этого звания в Англии. А за монументальное исследование «Мастерство Некрасова» ему была присуждена Ленинская премия. (Слайд №29)
А пока жюри подводит итоги, у нас есть уникальная возможность услышать голос К.И. Чуковского. В его исполнении звучит сказка «Чудо – дерево» и отрывок из сказки «Муха – Цокотуха». (Слайды №30, 31)
Вручение почетных грамот и дипломов. (Слайд №32).
Используемая литература:
1) Бондаренко А.А., М.Л. Каленчук. Формирование
навыков литературного произношения у младших
школьников. М., 1990.
2) Детская энциклопедия (т. 11). М., 1976.
3) Чуковский К.И.Сказки. Минск, 1995.
4) Сайт: www.chukfamily.ru
5) Сайт: www.nnekrasov.ru
6) Сайт: www.xarms.lipetsk.ru