Тема урока. Составление химических формул бинарных соединений по степени окисления химических элементов.
Место данного урока в теме: второй урок в данной теме.
Задачи урока:
- Образовательные:
- закрепить у учащихся понятие степени окисления, бинарные соединения, химическая формула;
- научить правильно составлять химические формулы бинарных соединений по степени окисления химических элементов. (Через письменные задания в тетради)
- Развивающие:
- научить приемам сравнения и обобщения изучаемых понятий (при работе со слайдами);
- отработать умения и навыки в определении степени окисления по химическим формулам;
- продолжить развитие навыков самостоятельной работы (через работу с учебником);
- умения работать в парах (при проверке домашнего задания) ;
- способствовать развитию логического мышления (через вопросы заставляющие логически мыслить)
- Воспитательные:
- формировать чувство толерантности (терпимости и уважения к чужому мнению), взаимопомощи. (При работе в парах)
- осуществлять эстетическое воспитание (через оформление доски и тетрадей, при применении презентации)
- развивать уважение к мыслителям прошлого (при помощи высказываний великих людей).
Практическая направленность: умение составлять формулы веществ при решении практических задач
Оценочная деятельность: бланки для выставления баллов, суммарная оценка всего урока
Планируемый результат: умение составлять формулы бинарных соединений.
Технические средства обучения:
- ПК, проектор, экран
- Периодическая система Д.И. Менделеева
- Презентация (авторская разработка)
- И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Учебник. Химия 8 класс.
- И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. «Сборник для самостоятельных работ».
Раздаточный материал:
- Сводная таблица для выставления оценки
- Игра «Крестики-нолики»
- Таблица для рефлексии
- Алгоритм для составления формул бинарного соединения.
Тип урока: комбинированный
Методы и технологии:
- Словесно-наглядно-практический метод
- «Урок – упражнение»
- Использование информационных технологий
- Практический метод
- Коммуникативный метод
- Игровой метод
Этапы урока:
- Организационный момент. (Приветствие, готовность, мотивация)
- Проверка домашнего задания
- Практическая значимость.(Видео фрагмент)
- Постановка темы урока и ее целей. Активизация мыслительных действий.(через высказывания великий людей).
- Готовность к восприятию новых знаний.(Игровой момент)
- Постановка проблемы. (Логические задачи)
- Обобщение. Выведение алгоритма составления формулы бинарного соединения. (Раздаточный материал)
- Закрепление.
- Итоговое обобщение.
- Оценки за урок.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (1 мин.)
(Учебник, тетрадь, дневник, дидактический
материал). Приветствие, готовность, мотивация.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке
присутствуют мои коллеги, поприветствуйте их.
Оценивание за сегодняшний урок произойдет
в самом конце, в течение всего урока вы будете
зарабатывать баллы и заносить их в таблицу,
которая у каждого на столе. На доске перевод
баллов в оценку. Т.е., чтобы получить «5» вы должны
быть активны и набрать 14-16 баллов. «4» - 11-13 баллов,
«3» - 8-10 баллов. А оценки «2» я уверена, у нас не
будет.
Итак, оцените свою готовность к уроку в
пятибалльной системе.
Фамилия, имя | Баллы |
Готовность к уроку | |
Погружение в тему урока | |
Итоговый результат |
2. Проверка домашнего задания
- Работа в парах. У каждого набор из 5карточек. (приготовленных дома по 20 параграфу). По очереди задают вопросы друг другу. Если ответ правильный, то карточка отдается тому, кто отвечал, если не правильный, то карточка остается у того, кто задал вопрос.
По количеству приобретенных карточек выставляется балл в сводную таблицу урока.
- Фронтальная проверка письменного домашнего задания (У доски 2 человека: №2 стр. 68, №3 стр. 68) В таблицу баллы.
- Блиц-опрос учителем. (Вопрос каждому учащемуся. Презентация, слайд 1, слайд 2.)
За правильный ответ балл в сводную ведомость.
3. Практическая значимость. Видеофильм
4. Сегодня на уроке мы научимся составлять химические формулы бинарных соединений по степени окисления химических элементов. (Презентация, слайд 3)
За каждый правильный ответ ставим баллы в колонку «Дополнительные баллы по новой теме»
5. А теперь в таблице готовности оцените на сколько баллов вы готовы к восприятию новых знаний.
- Что такое бинарные соединения?
- Игра «Крестики-нолики». Найдите бинарные соединения.
Cl2 O7 | K2 O | KCl |
H2 O2 | KClO | KClO3 |
KOH | HCl | HClO3 |
H2 O2 | SO2 | H2 S2 O3 |
H2 SO4 | H2 S | H2 SO3 |
H2 O | SO3 | H2 CO3 |
Fe(OH)3 | HNO3 | KCl |
NF3 | KOH | N2 O3 |
KF | KNO3 | Na2 O |
- Что такое степень окисления?
- Какие значения может принимать степень окисления?
- От чего это зависит? (Презентация, слайд 4)
- Какая бывает степень окисления?
Вот теперь я вижу, что вы готовы к восприятию новых знаний.
- Активизация мыслительных действий (Презентация, слайд 5)
«Если действовать не будешь, ни к чему ума палата ». Шота Руставели
«Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их». Сенека Младший
Так давайте и мы с вами попробуем приложить свои способности.
6. Постановка проблемно-логического задания.
Посмотрите на образец правильно составленных формул. Попробуйте найти закономерность и по образцу самостоятельно составить формулу. (Презентация, слайд 7)
- Сделайте вывод:
1 способ:
- Найти наименьшее общее кратное для степеней окисления.
- Разделить наименьшее кратное на значение степени окисления и получить индексы
- Ввести индексы в формулу, т.е. приписать внизу справа после символа соответствующего элемента.
- Определить суммарное значение степеней окисления атомов в соединении. Оно должно быть равно нулю.
2 способ:
- Индекс элемента соответствует численному значению степени окисления соседнего атома.
Закрепление:
1. Что нужно знать, чтобы составить формулу?
А. На первом месте пишется элемент с меньшей
электроотрицательностью.
Б. У элемента стоящего на первом месте
положительная степень окисления, на втором
отрицательная
2. Кто помнит как найти минимальную степень окисления? ( № группы-8)
3. Составьте формулы следующих веществ: Al O; P+5O; K S
Посмотрите на следующий пример, выполните такое же задание. (Презентация, слайд 8)
- Сделайте вывод:
- Если степени окисления одинаковы, то индексы не ставятся.
Посмотрите на следующий пример, выполните такое же задание. (Презентация, слайд 9)
- Сделайте вывод:
- Если степени окисления четные числа, то сначала их надо сократить.
- Итак, давайте обобщим. Какие действия необходимо выполнить, чтобы составить формулу бинарного соединения?
А сейчас вы получите алгоритм как составлять формулу бинарного соединения, который вклейте в тетрадь. Раздать раздаточный материал «Алгоритм составления формулы бинарного соединения»
8. Закрепление
Тетрадь для самостоятельных работ стр. 36-37 Вариант 20, 21, 22 №2.
9. Итоговое обобщение
- Что мы узнали сегодня на уроке?
- Что необходимо знать, чтобы составить формулу бинарного соединения?
Алгоритм:
Алгоритм составления формулы бинарного соединения.
Способ 1
- На первом месте пишется элемент с меньшей электроотрицательностью (См. в таблицу Д.И. Менделеева).
- Элемент написанный на первом месте имеет положительный заряд, а на втором отрицательный.
- Указать для каждого элемента степень окисления.
- Найти наименьшее общее кратное для значений степеней окисления.
- Разделить наименьшее общее кратное на значение степени окисления и полученные индексы приписать внизу справа после символа соответствующего элемента.
- Проверка. Суммарное значение степеней окисления равно 0.
Способ 2
См. п. 1, 2, 3 первого способа.
- Если степени окисления четное-нечетное, то они ставятся рядом с символом справа внизу крест-накрест без знака «+» и «–».
- Если степени окисления имеют четные значения, то их сначала надо сократить, и поставить крест-накрест.
- Оценки за урок.
- Домашнее задание. Параграф 21, №1, 2
- Рефлексия. В таблицу готовности поставьте на сколько баллов Вы поняли новый материал.
- Оценки за урок.
- Домашнее задание: параграф 21, упр.1, 2, 3
Сводная ведомость урока.
Фамилия | Домашние карточки | Блиц опрос | Проверка д\з | Дополнительные баллы по новой теме | Закрепление | Общий балл | Оценка |
|
Анализ урока
I. Введение в урок | ||||
1 | Создание психологического настроя | 0 | 1 | 2 |
2 | Постановка целей | 0 | 1 | 2 |
3 | Формирование мотивов учения | 0 | 1 | 2 |
II. Оснащенность урока | ||||
1 | Доска, дидактический материал, ТСО, раздаточный материал | 0 | 1 | 2 |
2 | Целесообразность использования средств наглядности | 0 | 1 | 2 |
III. Содержание урока, формы реализации | ||||
1 | Соответствие методической структуры урока целям | 0 | 1 | 2 |
2 | Адаптация программы к данному классу, доступность изложения материала | 0 | 1 | 2 |
3 | Дифференциация заданий | 0 | 1 | 2 |
4 | Научность содержания | 0 | 1 | 2 |
5 | Связь изучаемого материала с жизнью, межпредметные связи | 0 | 1 | 2 |
6 | Нравственная и мировоззренческая направленность урока | 0 | 1 | 2 |
7 | Эстетическое воздействие урока | 0 | 1 | 2 |
8 | Использование эффективных методов обучения, их вариативность | 0 | 1 | 2 |
9 | Вариативность и эффективность форм контроля, самоконтроля | 0 | 1 | 2 |
10 | Привитие учащимся интереса к предмету, занимательность, использование игровых форм | 0 | 1 | 2 |
11 | Наличие практической деятельности учащихся | 0 | 1 | 2 |
12 | Работа по развитию речи учащихся | 0 | 1 | 2 |
13 | Привитие навыков самообразовательной деятельности: составление алгоритма | 0 | 1 | 2 |
IV. Психологически аспекты урока | ||||
1 | Смена видов деятельности на уроке | 0 | 1 | 2 |
2 | Учет времени активного внимания | 0 | 1 | 2 |
3 | Учет объема оперативной памяти на слух и при письме | 0 | 1 | 2 |
4 | Использование различных видов памяти (образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной, зрительной) | 0 | 1 | 2 |
V. Оценка деятельности учащихся | ||||
1 | Степень активности учащихся | 0 | 1 | 2 |
2 | Организованность и дисциплина | 0 | 1 | 2 |
3 | Речевое развитие учащихся, умение логически мыслить, аргументировано доказывать | 0 | 1 | 2 |
4 | Умение работать у доски, в парах | 0 | 1 | 2 |
5 | Навыки самостоятельной деятельности | 0 | 1 | 2 |
VI. Охрана труда на уроке | ||||
1 | Готовность помещения | 0 | 1 | 2 |
2 | Наблюдение за посадкой учащихся | 0 | 1 | 2 |
VII. Взаимодействие ученика и учителя | ||||
1 | Уровень педагогического мастерства, культура, такт, внешний вид, речь учителя (темп, дикция, эмоциональность) | 0 | 1 | 2 |
2 | Наличие обратной связи с учащимися | 0 | 1 | 2 |
3 | Наличие индивидуальной работы с учащимися | 0 | 1 | 2 |
4 | Организация коллективной деятельности | 0 | 1 | 2 |
5 | Обеспечение доброжелательного психологического климата | 0 | 1 | 2 |
VIII. Итоги урока | ||||
1 | Выполнение намеченного плана, степень достижения цели | 0 | 1 | 2 |
2 | Домашнее задание: объем, посильность, вариантность | 0 | 1 | 2 |
3 | Использование воспитательных возможностей оценки | 0 | 1 | 2 |
4 | Эффект последействия | 0 | 1 | 2 |
5. | Рефлексия | 0 | 1 | 2 |
Сумма баллов: ________________________
Процент от максимального:______________
Оценка урока__________________________