Урок изобразительного искусства в начальных классах по теме "Рисуем диких животных и птиц"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цели и задачи урока: Учить детей рисовать животных с помощью шаблонов геометрических фигур с передачей пропорций объемной фигуры, строения и цветовых оттенков шерсти; развивать зрительное представление, наблюдательность к повадкам животных; прививать любовь к диким животным, восхищение разнообразием мира природы и воспитание бережного отношения к ней.

Оборудование:

Материалы: кисти №2, №3, акварельные краски, шаблоны геометрических фигур.

Зрительный ряд: рисунки зверей, птиц и насекомых, методические таблицы (последовательность выполнения рисунка, цветовое оформление работы).

Литературный ряд: басни И.А.Крылова “Лисица и виноград”, “Ворона и лисица”, “Волк и журавль”

Музыкальный ряд: СD “Звуки природы”

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Сейчас у нас урок рисования. Смотрим на парту. Сегодня нам на уроке нужны альбом для рисования и художественные принадлежности для рисования с красками. Не забываем про карандаш и ластик. Если все готово, садимся.

Тема сегодняшнего урока на доске. Посмотрите, ребята, что это? (На доске) [р?исуйэм д?ик?их жывотных и пт?иц]

Кто сможет это нам прочитать?

- Рисуем диких животных и птиц.
- При помощи чего написали тему урока?
- При помощи звуков.
- Давайте все вместе прочитаем:

Рисуем диких животных и птиц.

- Сегодня на уроке мы с вами не только научимся рисовать диких животных и птиц, но и передавать на рисунке особенности их характера.

2. Работа над темой урока.

- В мире много диких животных и птиц. Если мы будем их всех перечислять, то нам не хватит этого урока. Все они по-своему красивы и интересны. Трудно выбрать, какое животное или птицу изобразить? Лесные жители узнали, что мы собираемся их рисовать, и пришли к нам сегодня на урок. На перемене некоторые ребята шумели. Наши гости испугались и спрятались кто куда. Давайте их найдем. (В классе в разных местах развешаны рисунки животных и птиц. Ребята их находят и приносят учителю, при этом они называют их. Учитель крепит на доске 9 рисунков: оса, бабочка, комар, лиса, волк, ворона, свинья, лошадь, корова.)

- Молодцы, ребята! Мы с вами отыскали немало гостей. А на какие группы их можно разделить?
- Дикие животные, домашние животные и насекомые.
- Найдем среди наших гостей домашних животных.
- Лошадь, свинья, корова.
- Давайте назовем насекомых.
- Оса, бабочка и комар. (Учитель вывешивает их отдельно)

- Среди насекомых особенно прекрасны бабочки. Их называют живыми цветами. Из-за красоты их любят ловить дети. Этого делать нельзя, потому что бабочки очень нежные, от наших прикосновений они ранятся и погибают. Это нам нужно помнить и не обижать бабочек.

- А теперь назовем диких животных и птиц.
- Лиса, волк и ворона. (Учитель вывешивает их отдельно)
- Ребята, а вы помните тему нашего урока. Кто напомнит?
- Рисуем диких животных и птиц.
- Правильно. Значит, здесь есть лишние группы, это….? Кто назовет их?
- Лишние группы - это насекомые и домашние животные.
- Правильно. Оставляем на доске рисунки диких животных ,а ненужные убираем . (Учитель убирает рисунки насекомых и домашних животных)

- В классе три ряда. На доске три рисунка. Так давайте мы с вами разделимся на три группы, и будем рисовать каждый своего зверя. Немного отдохнем перед началом работы. Закрываем глаза и кладем голову на парту. (Учитель берет рисунки, меняет местами, переворачивает и крепит на доске.) Открываем глаза. С каждого ряда выходит один ученик и выбирает один из рисунков.

- Первый ряд у нас рисует волка, второй – лису, а третий – ворону. (Учитель на доске крепит соответствующие рисунки перед той группой, какое животное они будут рисовать.)

- Каждый зверь или птица отличается чем-то от других. Опишем их, используя прилагательные. Кто у нас знает больше о своем звере или птице? (Каждой группе дается листок бумаги, где ученики, работая в группе, подбирают прилагательные, характеризующие диких животных ,которых им предстоит рисовать. Например: лиса - хитрая, рыжая, пушистая, тихая, юркая и т.д.)

- Молодцы, 2-ая группа, она подобрала больше слов о лисе.

- Пора рисовать, но, кажется, животные хотят нам что-то сказать. Оказывается, они пришли на урок не с пустыми руками, принесли волшебные фигуры, которые помогут нам нарисовать их. Фигуры они спрятали в игре. (Игра “Найди нужную фигуру.) Чтобы их найти, нужно из шести фигур выбрать соответствующую. Если вы выберете ее правильно, то мы найдем конверты с волшебными фигурами. (Конверты находятся за фигурой №6, а за остальными фигурами для выбора надпись “Ищи”)

- Молодцы, ребята! Вот три конверта с надписями “Волк”, “Лиса”, “Ворона”. Достанем фигуры из конверта с надписью “Волк”. Это что за фигуры?
- Это маленький и большой овалы (учащимся 1 группы раздаются комплекты фигур овалов, вырезанных из картона)
- Смотрим в конверт с надписью “Лиса”. Это что за фигуры?
- Это овал и кружок (учащимся 2 группы раздаются комплекты названных фигур)
- Посмотрим в конверт с надписью “Ворона”. Это что за фигуры?
- Это овал и кружок (учащимся3 группы раздаются комплекты фигур овала и кружка).
- Вы получили комплекты фигур и готовы рисовать. Но прежде, чем приступить к работе, вспомним о подготовке альбомного листа к рисованию. Кто напомнит? Пожалуйста.

- Прежде, чем приступить к рисованию, смотрим на рисунок. Если у рисунка высота больше, чем длина, то альбомный лист кладем вертикально, если у рисунка ширина больше, чем длина, то альбомный лист располагаем горизонтально. Едва заметными линиями карандаша отмечаем рамку, ширина которой около полутора см от края альбомного листа. А затем находим середину листа и отмечаем ее.

- Все открываем альбомы и готовим их к работе. (Ребята готовят листы альбома к рисованию.)
- А теперь немного отдохнем. Тихо встали.

Минута отдыха

Сели, встали, сели, встали.
Как вороны полетали,
Волками мы побежали,
Как лисица тихо сели,

- Сегодня мы на уроке учимся рисовать лису, волка и ворону. Умение рисовать этих животных понадобится нам на следующем уроке при иллюстрации басен И.А.Крылова. В каких баснях Крылова встречаются эти животные?

- “Ворона и лисица”, “Лиса и виноград”, “Волк и ягненок”, “Волк и журавль”

3. Самостоятельная работа учащихся.

- Каждая группа рисует свое животное. Дома вы попробуете нарисовать других диких животных этим же способом, поэтому все мои объяснения слушайте внимательно.

Чуть левее середины альбомного листа располагаем овал и, не нажимая на карандаш, легкими линиями обводим его. Это будет туловище. Те, кто рисует лису и ворону, с правой стороны кладут и обводят круг, а те, кто рисует волка, обводят маленький овал. Это у вас будет голова. Дальше каждый проводит линии согласно схеме рисования своих животных.

После завершения рисунка убираем лишние линии. Если вопросов нет, приступаем к работе. Включается СD “Звуки природы” Таблица-1

4. Завершение работы.

Работая красками, сначала закрашиваем фигуру животного основным цветом, оставляя белые места, затем работаем над тональностью, внимательно изучая окраску животных. Кто закончит работу раньше остальных, может дополнить рисунок по своему усмотрению картинами природы или рисунками растений. Таблица- 2

5. Итог урока.

В конце урока ученики каждой группы выходят к доске, показывают свои рисунки классу. Работы оцениваются как учителем, так и самими учащимися. Можно предложить вспомнить загадки и маленькие стишки об этих животных или декламировать басни И.А.Крылова.

- Молодцы, ребята! Вы все отлично справились с сегодняшней работой. Как вы думаете, помогли вам волшебные фигуры при рисовании животных и птиц?
- ….

- Если вы научились рисовать животных и птиц при помощи волшебных фигур, то вам будет легко иллюстрировать басни И.А. Крылова. На этом наш урок завершается. Всем большое спасибо .

Литература:

1. Изобразительное искусство. 4класс: поурочные планы по программе В. С. Кузина/ авт.-сост. С. И. Доля. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Серия “Учись рисовать” (“Животные”, “Птицы”). Книжка-раскраска. Художник С. А. Бритвина. Типография издательства “Чувашия”, 2000.