Задачи:
- Систематизировать знания детей о животных.
- Развивать монологическую речь, внимание, память.
- Воспитывать любовь к природе, любовь к родному краю, аккуратность в выполнении работ.
Оборудование: учебник, картины животных леса, сообщения детей о некоторых животных, таблицы со словарными словами, предметные картинки, бумага, карандаши.
Все дети сидят по группам: 4 группы по 7 человек.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания:
- Начнем урок с проверки домашнего задания.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Лес.
Растения леса)
- Что такое лес? (Лес – это семья различных
растений, растущих строго по этажам)
- Сколько этажей в лесу? (Три этажа)
- Какие растения растут на нижнем этаже? (Травы,
цветы)
- Какие растения растут на среднем этаже? (Кустарники)
- Какие растения на верхнем этаже? (Деревья)
- Почему растения в лесу растут этажами? (Борьба
за свет и тепло)
- На какие группы можно разделить все деревья
леса? (Лиственные и хвойные деревья)
- Я вам загадаю загадки о деревьях, а вы назовете отгадку и определите, к какой группе относится дерево.
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
(Береза – лиственное)
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб – лиственное)
Её всегда в лесу найдешь –
Пойдешь гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(Ель – хвойное)
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки,
Но в отличие от ёлки
Опадают те иголки.
(Лиственница – хвойное)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
(Липа – лиственное)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту – в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
(Сосна – хвойное)
- Назовите лиственные и хвойные деревья, которые растут у нас в Кузбассе? (Лиственные деревья – береза, тополь, липа, осина, клен, карагач, яблоня, рябина; хвойные – кедр, сосна, лиственница, ель)
- Живая природа нашего края очень разнообразна. Жизнь зверей, птиц и растений во многом зависит от того, как к ним относится человек. Животные и растения, которых осталось очень мало, занесены в Красную книгу Кемеровской области. В нашей области есть заповедник “Кузнецкий Алатау”. Здесь не добывают полезные ископаемые, нельзя рубить лес и пасти скот, запрещено охотиться.
А в Горной Шории на реке Мрассу располагается национальный парк, по территории которого можно проплыть на лодке или плоту. В таких местах в неприкосновенности сохраняется наша природа.
III. Сообщение темы урока:
- Кроме растений в лесу живут животные.
- Тема нашего урока: “Животные леса”.
- Сегодня на уроке мы узнаем о животных леса,
научимся определять, к какому виду они относятся.
- Назовите животных леса от самых больших до
самых маленьких. (Медведь, волк, муравей, олень,
лиса, синица, ворона, ястреб, лось, заяц, комар,
бабочка и т.д.)
- Все они очень разные, но давайте подумаем,
нельзя ли их разделить на группы? (на доске
хаотично прикреплены предметные картинки с
изображением животных)
Звери | Птицы | Насекомые |
кабан | сова | муравей |
медведь | сокол | комар |
белка | ястреб | бабочка |
заяц | снегирь | |
лось | ворона | |
рысь | ||
лиса | ||
волк |
1. Работа в тетрадях.
- Запишите в тетрадь тему урока и три группы
животных, но обратите внимание на правописание
слов из словаря (кабан, медведь, заяц, ворона,
снегирь, комар)
- Какие из этих животных живут в наших лесах? (медведь,
белка, заяц, лось, рысь, лиса, волк, сова, снегирь,
ворона, муравей, комар, бабочка)
2. Физминутка.
Кузнечики.
Спина прямая, руки на поясе.
Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели – травушку покушали, тишину послушали.
Выше, выше, высоко! Прыгай на носках легко!
- А кузнечика в какую группу животных можно определить? (насекомые)
3. Практическая работа.
- Подумайте, и картинки тех животных, которые висят на доске, распределите в три группы. Один представитель от каждой группы крепит на доску:
1гр. – выбирает зверей и прикрепляет в колонку
“звери”;
2 гр. – выбирает птиц в колонку “птицы”;
3 гр. – выбирает насекомых в колонку
“насекомые”;
4 гр. – проверяет правильность выбора.
- Кроме того, что все животные делятся на три
группы, они еще делятся на три вида, по их
отношению к пище.
- Как вы думаете, на какие три вида?
- Первый вид – это травоядные или
растительноядные животные.
- Второй вид – это хищные животные или хищники.
- Третий вид – это всеядные животные.
- Как вы думаете, чем питаются травоядные животные (травами, растениями), хищные животные (питаются животными, более слабыми, чем сами), всеядные животные (питаются и травами и более слабыми животными)?
Сообщение о травоядных животных (белка,
снегирь).
Сообщение о хищниках (волк, сокол).
Сообщение о всеядных животных (кабан, сова).
- Вы прослушали сообщения о представителях каждого вида, а теперь подумайте и распределите всех животных, картинки которых есть на доске, в группы в соответствии с их отношением к пище (каждая группа записывает на своем листе бумаге).
После обсуждения на доске появляются три вида:
Травоядные | Хищники | Всеядные |
белка | рысь | кабан |
заяц | лиса | медведь |
лось | волк | ворона |
снегирь | сокол | сова |
бабочка | ястреб | комар |
муравей |
- Запишите в тетради все виды и их представителей.
IV. Итог урока.
- Что интересного вы сегодня узнали на уроке?
Выставление отметок.
- Спасибо за урок.
V. Домашнее задание: в тетради составить кроссворд по теме “Животные леса”.