Комплексное применение интерактивных и аудиовизуальных средств обучения на уроках географии

Разделы: География


Комплексное применение интерактивных и аудиовизуальных средств обучения оказывает положительное влияние на процесс обучения. В последнее время увеличивается интерес учеников к работе с компьютером, поэтому надо искать новые методики и формы подачи информации. Необходимо гармонично сочетать способы подачи информации, не увлекаясь только одним. Наиболее интересным и эффективным является применение интерактивных и аудиовизуальных средств обучения, не смотря на это, они могут обрушить на ученика мощный поток однонаправленной информации, который сложно осмыслить за ограниченное время на уроке. С помощью данных средств обучения можно продемонстрировать яркие географические объекты и явления, управлять потоком информации, акцентируя внимание на наиболее интересных или сложных моментах изучаемого материала.

Одной из актуальных проблем школьного образования является его компьютеризация. И я считаю, что нет лучшего способа изучить поведение географического объекта или явления, чем экспериментировать с его компьютерной моделью. Они позволяют увидеть и понять различные географические соотношения и закономерности. Компьютер имеет большие возможности для демонстрации географических процессов и явлений с помощью графических средств изображения (схем, графиков, диаграмм). Компьютерные программы способствуют пониманию и усвоению учащимися главного, существенного в содержании материала, выявлению причинно-следственных связей, формированию знаний о географических закономерностях. Используя их на уроках я могу работать с как с каждым учеником индивидуально, так и со всем классом. Программы состоят из нескольких самостоятельных частей, поэтому их можно применять не только в рамках одного урока, или большой темы, а также в разных классах, в зависимости от уровня подготовки учащихся. При выполнении тренировочных упражнений ученик получает немедленное подкрепление правильности ответа. В случае ошибки компьютер проводит корректировку знаний и даёт возможность ввести правильный ответ.

Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребёнка, формирует активную жизненную позицию в современном информационном обществе.

Интерактивные средства обучения я применяю как на уроках по изучению нового материала, так для закрепления пройденного, требующего иллюстрационного материала. Эффективно использовать их в качестве самостоятельной работы с компьютером в рамках интегрированных уроков информатики и географии. На таких уроках учащиеся непосредственно выполняют программные практические работы.

Для творческого подхода к процессу обучения можно воспользоваться видеотехникой, наличие которой даёт возможность учителю записывать интересные сюжеты географического содержания. Существует множество научно-популярных фильмов по разным темам. Учащиеся должны не только уметь работать с учебником и картой, но и иметь представления о географических объектах и явлениях в действительности. На уроках часто использую показ слайдов. Они помогают провести

беседу с классом по пройденному материалу и плавно перейти к изучению новой темы. Одна из задач слайдов ввести школьников в мир географических образов, обогатить их чувственный опыт картинами мира, содержащими яркие образы ландшафтов Земли.

Использование мультимедийных интерактивных средств в сочетании с аудиовизуальными при выводе изображения на большой экран существенным образом может повысить наглядность обучения и повысить мотивацию к нему. Особенно яркими и запоминающимися являются просмотры географических объектов и явлений. Дети лучше усваивают материал. Компьютерные анимации позволяют наглядно и в динамике рассмотреть многие географические объекты и явления. На большом экране как бы “оживают” схемы и взаимосвязи между объектами и явлениями. При этом обучение проводится с соблюдением санитарных норм использования компьютерной техники, поскольку полностью отсутствует её вредное воздействие на учеников.

Оптимизация подбора учебно-демонстрационного материала к урокам, на которых применяется комплекс интерактивных и аудиовизуальных средств, может быть осуществлена с помощью учебно-методического пособия для учителя, которое содержит:

  • примерное поурочное планирование по курсам, в котором даны поурочные организационные и методические рекомендации по подбору и использованию интерактивных мультимедийных компьютерных программ и видеопрограмм на уроках;
  • методические рекомендации по комплексному использованию интерактивных и аудиовизуальных средств на различных типах уроков по географии.

Используя новые информационные технологии необходимо пересмотреть содержание планирования. От изучения обширного объёма фактического материала постепенно имеет смысл перейти к обучению приёмам его самостоятельного поиска, обобщения и систематизации, поскольку современные средства позволяют это сделать.

Таким образом, интерактивные и аудиовизуальные средства обучения способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся, формированию у них умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и другие операции, самостоятельно разбираться в сложных ситуациях и формировать обоснованные выводы.