Цель:
- закрепление сведений об истории лоскутной мозаики;
- воспитание аккуратности и внимательности при работе;
- развитие эстетического вкуса.
Задачи: закрепление сведений об истории лоскутной мозаики; воспитание аккуратности и внимательности при работе; развитие эстетического вкуса.
Оборудование: книга, рабочая тетрадь, набор ручных инструментов, утюг, швейная машина, картон, лекало, образцы основных и прокладочных материалов, готовые изделия из лоскутов, схемы.
Ход урока.
Ι. Проверка учащихся к уроку. Техника безопасности:
- При работе с иголками и булавками;
- При работе с ножницами, острыми предметами;
- При работе с утюгом;
- При работе на швейной машинке.
ΙΙ. Беседа по теме урока:
1.История лоскутной техники:
Удивительное рукоделие, пришло к нам из глубокой древности. Ставя на изделия заплатки различной формы и расцветки, мастерицы пришли к мысли создания изделий из лоскутов.
Первые упоминания об этом искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных ХΙ в. Ткань – материал недолговременный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма обусловлены. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.
Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилось бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья.
Техника сшивания кусочков ткани и кожи на Руси появилась в незапамятные времена. Особую популярность она приобрела во второй половине ХΙХ века, когда стала развиваться текстильная промышленность и во многих городах приступили к выпуску таких тканей, как красивые яркие сатины, ситцы, бязи и другие.
Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием и многоцветием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящной летний костюм или стеганый жилет).
Пэчворк – так по научному называется лоскутная техника – популярен и сегодня. Он продолжает жить и развиваться, обретая, благодаря появлению новых материалов и оборудования, современные черты: лоскутным шитьем заниматься не только домашние рукодельницы, но и профессиональные, но и профессиональные художники. Они создают панно, ковры, модели одежды.
2. Цветовая гамма:
Мир, окружающий нас, разнообразен и многоцветен. Чтобы лучше ориентироваться в многочисленных цветах и их оттенках, следует иметь некоторое представление о свойствах цвета и ознакомиться с законами гармоничных цветосочетаний.
Попарное слияние основных цветов создает группу промежуточных, или производных, цветов, которые также присутствуют в световом спектре. Так, соединение красного с желтым дает оранжевый цвет, желтого с синем – зеленый, а синего с красным – фиолетовый.
Деление цветового круга диаметрально на две части дает возможность получить группу теплых цветов (пурпурный, красный, оранжевый, желтый) и группу холодных (зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
В красно-оранжевой зоне первой группы цветов расположен «полюс тепла». Цвета этой гаммы принято считать самыми яркими. «Полюс холода» второй группы цветов находится в сине-голубой зоне.
На границе перехода от одного сектора цветового круга к одному существует множество оттенков.
Цвет |
Дополнительные цвета |
Красный |
Зеленый, серый, синий, желтый, черный, коричневый |
Оранжевый |
Фиолетовый, ярко-синий, бледно-голубой |
Желтый |
Черный, синий красный, коричневый, зеленый, голубой, фиолетовый |
Темно-зеленый |
Коричневый, бежевый |
Зеленый (светлый) |
Желтый, оранжевый, темно-зеленый, песочный, розовый |
Бледно-голубой |
Темно-красный, серый |
Синий |
Серый, белый, голубой, желтый, красный, черный |
Фиолетовый |
Светло-зеленый, темно-зеленый |
Коричневый |
Желтый, черный, красный, бежевый, зеленый |
Серый |
Фиолетовый, малиновый |
3. Фактура ткани.
Фактура ткани – это структура ее поверхности, которая влияет на рельефность, рисунок лицевой поверхности, блеск, т.е. на внешний вид ткани, а также свойства. Фактура ткани зависит от переплетения нитей. Существует четыре класса ткацких переплетений:
- Простые (или гладкие); сложные;
- Мелкоузорчатые; крупноузорчатые.
В лоскутной технике предпочтение отдается простому переплетению, которое делится на: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное.
В данном виде рукоделия широкое применение нашли ткани с рисунком. При подборе таких тканей следует учитывать цвет, характер, тематику, общее впечатление, а также масштаб рисунка, связывая его масштабом и стилевым решением данного изделия, рисунком других тканей.
ΙΙI. Объяснение задания.
Инструменты и приспособления располагаются справа от работающего, а материалы – слева. Инструменты хранятся в специальной коробке, шаблоны, рисунки и растры – в папках. Материалы можно хранить в пакетах. Все материалы должны быть хорошо отутюжены.
Во время работы свет должен падать с левой стороны или спереди.
Во время работы сидят прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив голову вперед. Изделие находится от глаз работающего на расстоянии 30 – 40 см.
Выполнить лоскутную мозаику нетрудно. С этой задачей может справиться каждый. Нужно лишь запастись терпением. Раньше такую работу выполняли вручную, затрачивалось много сил и времени. Сейчас такой проблемы не существует. Для выполнения изделий из лоскутов используют швейную машину. Придумано множество способов выполнения такого рода, которые значительно экономят время и энергию человека. Познакомимся с одним из них на примере изготовления салфетки выполненного в лоскутной технике на основе шаблонов.
1. Составление эскиза
Чтобы понять технологию соединения деталей между собой, возьми самый простой рисунок, который состоит из квадрата и двенадцати треугольников одинаковой величины, но разных цветов. Расположим их вокруг квадрата, чередуя между собой. У нас получится не квадратная, а восьми конечная прихватка состоящая из квадрата и двенадцати треугольников.
2. Раскрой.
Для простоты раскроя возьмем величину припуска равной 1 см.
Наименование деталей кроя |
Кол-во деталей |
Размеры кроя (см) |
Квадрат А |
1 |
15х15 |
Треугольник Б |
4 |
15х15х20 |
Треугольник В |
4 |
15х15х20 |
Треугольник Г |
4 |
15х15х20 |
На изнаночной стороне ткани вычерти контур шаблона: на светлых тканях это можно сделать остро заточенным карандашом М, а на темных – при помощи мыла или мела.
Дай припуски на швы, особое внимание при раскрое удели направлению долевой нити, чтобы избежать растяжения и перекосов ткани.
3.Соединение деталей между собой и подкладкой.
ΙV. Практическая работа.
V. Итог урока.
На уроке раскроили и сметали салфетку. С работой справились все успешно.
VΙ. Домашнее задание.
Ткань, ножницы, прихватку, прокладочную ткань, иголку и нитки.