Урок художественного труда в 1-м классе по теме "Бабочка" (работа с природными материалами)

Разделы: Начальная школа


Учебно-воспитательные задачи урока:

  • Дать сведения о работе с природным материалом;
  • Обучать детей работе с природным материалом, совершенствовать умение изготовлять игрушку из природного материала;
  • Совершенствовать навыки правильной подготовки рабочего места к работе;
  • Воспитывать любовь к природе;
  • Воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие;
  • Развивать кругозор, художественный вкус.

Оборудование урока: жёлудь (небольшого размера, овальной формы), листья деревьев, ветки, магнитная доска, образец поделки; (пластилин, клей, ножницы, бумага, подкладная доска, салфетки для рук - всё находится в папке для уроков труда).

Жёлуди.

Плоды дуба – жёлуди бывают разной формы и величины. С одного конца они окружены сильно разросшейся чашечкой – плюской. Жёлуди созревают поздно осенью, в сентябре – октябре. Их рекомендуется собирать, когда они созрели и падают с дерева. Одновременно с желудями следует собирать и чашечки (плюски), плюски хороший материал в дополнение к жёлудю.

Жёлуди очень удобны для изготовления фигурок забавных человечков, животных, различных деталей к игрушкам из другого природного материала.

Листья.

Интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек являются листья. Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Листья можно использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки. Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы. Для сохранения листьев их необходимо правильно заготавливать. Для этого собранные листья растений кладут между бумажными листами и проглаживают тёплым утюгом, после этого можно переложить картоном и положить сверху груз.

Ветки.

Разнообразные ветки используются в поделке для некоторых частей: рук, ног, шеи и т.д. Для изделий лучше всего использовать ветки кизила, сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются.

Сбор веток – работа не очень лёгкая, требующая времени, аккуратности. При этом необходимо помнить, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать и использовать только сухие, но не пересохшие ветки.

Ножницы.

Для работы нужны ножницы небольшие, с тупыми концами, соответствующие размеру детской руки.

Бумага.

Различают писчую, плакатную, альбомную, бархатную, пергаментную. Все виды бумаги различаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению. Дети любят работать с цветной бумагой различных оттенков, которая легко режется, поддаётся сгибанию, склеиванию.

Пластилин.

Этот материал применяется для скрепления частей менее сложных игрушек, а так же для лепки некоторых деталей поделки.

Клей.

При работе с природным материалом можно использовать клей разных марок: белый клей ПВА, клей “Марс”, БФ и другие. При работе с младшими школьниками лучше пользоваться клеем ПВА.

Кисточка.

Для клея нужны специальные кисточки, с твёрдым ворсом. С помощью клея соединяются многие детали для игрушек из природного материала.

Техника выполнения игрушки “Бабочка” из природного материала:

Все детали бабочки делают из определённого природного материала: для туловища используют жёлудь, отделённый от шляпки; в качестве крыльев используют маленькие (для нижних) и большие (для верхних) листья любого дерева (учитель сам подготавливает листья к уроку), что даст возможность изготовить игрушки бабочки с крыльями различной формы и окраски, но при этом следует соизмерять величину жёлудя (туловища) и крыльев (листьев).

Листья приклеиваем к листу альбомной бумаги, а затем по контуру вырезаем (приклеенные к бумаге листья, имеют более прочный материал для изготовления крыльев).

Уложив листья в виде крыльев бабочки их плотно прижимают у основания и присоединяют к туловищу, для чего на боковые края жёлудя (места соединения крыльев с туловищем) накладывают тонкий слой пластилина. Головку бабочки делают из пластилина. В неё вставляют усики из веток и соединяют с туловищем.

Если для крыльев бабочки будут подобраны листья с разных деревьев, бабочки получатся разные, и можно будет все поделки объединить и коллективную работу под названием “Хоровод бабочек” или “Танец бабочек”.

В заключении урока игрушки оцениваются , коллективную работу помещают на выставку “Это мы делаем сами”.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Сегодня на уроке мы будем выполнять очень интересную работу.
- Каких красивых насекомых нашей местности вы знаете? (Ответы детей)
- О каком насекомом эта загадка?

Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

- Сегодня на уроке мы будем делать игрушку “Бабочку”.

2. Основная часть.

  • Вводная беседа

- Каких бабочек вы видели? (учитель показывает картинки с изображением различных бабочек и рассказывает о них)
- Сегодня на уроке мы будем изготовлять игрушку “Бабочку”. (учитель показывает образец поделки)
- Посмотрите внимательно на образец и скажите, из какого материала изготовлена бабочка? (Жёлудь, листья, веточки, бумага, пластилин)
- Как можно назвать, такие предметы, как жёлудь, листья, веточки? (природный материал)
- Сегодня мы будем изготовлять игрушку “Бабочку” из природного материала. (учитель рассказывает, как правильно заготавливать природный материал для изготовления поделок) (См. оборудование)

  • Подготовка рабочего места

Положите перед собой папку для трудового обучения.

- Что нужно достать из папки для выполнения нашей работы? (Ножницы, альбомный лист, клей, кисточку, подкладную доску, салфетку для рук)

Учитель раздаёт жёлуди, листья, веточки.

  • Правила работы с инструментами

- Чтобы приступить к выполнению работы нужно вспомнить технику безопасности и правила работы с инструментами.
- Какие правила мы должны помнить при работе с ножницами?

Техника безопасности:

  1. Ножницы – острый инструмент.
  2. Передавать ножницы кольцами вперёд.
  3. Хранить ножницы в определённом месте в закрытом виде.
  4. Резать сидя, не размахивая ножницами, не роняя их, следить за пальцами.
  5. Без разрешения не брать инструменты.

Резание бумаги ножницам:

  1. По прямой: резать серединой лезвия, смотреть на конец ножниц, направляя их вдоль линии.
  2. По кривой: смотреть на место разреза, плавно поворачивая левой рукой материал.

Правила работы кистью:

  1. Держи кисть вертикально к намазываемой поверхности.
  2. Движениями от середины к краям нанеси клей тонким слоем.
  3. Выдержи 1-2 минуты.
  4. Наложи деталь на смазанную клеем поверхность.
  5. Протирай чистой тряпочкой от середины к кроям.

Правила личной гигиены:

  1. Работай на подкладной доске, если она бумажная, меняй по мере загрязнения.
  2. Следи за чистотой рук.
  3. После работы убери рабочее место, вымой кисть, руки.

Мы повторили правила работы с инструментами. Давайте, немножко, разомнёмся и приступим к практической работе.

  • Физминутка.

А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели и за дело.

  • Методическая последовательность. Практическая работа.

Мы будем, учимся работать с природным материалом. Работать надо вместе: дружно, складно, аккуратно. От работы каждого зависит общий результат.

Наша работа построена поэтапно. К следующему этапу перейдем только тогда, когда все закончат предыдущий этап, работать быстро, аккуратно.

Изготовление крыльев бабочки.

Берём кисточку и клей. Смазываем небольшой участок альбомной бумаги и прикладываем листья, придавливая их к основе салфеточкой. Через 1-2 минуты вырезаем по контуру. Крылья для изготовления бабочки готовы.

(учитель наблюдает за выполнением работы)

- Приступаем к следующему этапу работы.

Изготовление туловища и головки бабочки.

Берём небольшой кусочек коричневого пластилина и на подкладной доске раскатываем круглую головку для бабочки, затем в неё вставляем усики из веток.

Туловище и головка для бабочки готовы.

Сборка игрушки.

Уложив листья бабочки в виде крыльев, их плотно присоединяют к туловищу, для чего на боковые края жёлудя (места соединения крыльев с туловищем) накладывают тонкий слой пластилина. И аккуратно присоединяют к туловищу головку. Игрушка “Бабочка” готова.

  • Физминутка.

- Мы очень хорошо потрудились и нам нужно отдохнуть.

Отложите всё в сторонку и встаньте из-за стола.

По лугу бабочка летела, (руки в стороны)
На цветочек она села. (присесть)
Посидела, посидела
И обратно полетела.
Раз присели, два присели,
Друг на друга посмотрели.
И тихонько без забот
Организовали выставку работ.

  • Выставка: “ Хоровод бабочек”.

На магнитной доске прикреплён большой цветок. (дети цепочкой, в определённой последовательности подходят к магнитной доске и с помощью магнита прикрепляют свою работу вокруг цветка)

  • Анализ (словесный) каждой работы.
  • Подведение итогов коллективной работы.
  • Беседа: “Охрана природы”

- Мы изготовили бабочек из природного материала, а на улице, на лугу есть живые бабочки.
-  Как мы должны заботиться о них? (ответы детей)

Бабочки нам дороги как украшение нашей обширной, чудесной Родины. Чтобы создать хорошие условия нашим бабочкам, надо каждому из нас принять активное участие в охране бабочек. Мы должны сделать всё, чтобы бабочки постоянно чувствовали нашу заботу. Бабочки – это часть природы. Охранять природу – значит охранять Родину.

Охрана природы – дело народа.
Милая Родина! Ты год от года
Должна становиться краше.
Охрана природы – дело народа,
Моё, твоё, наше!
Всё, что нужно, год от года нам сама даёт природа.
И поэтому все мы жить не можем без воды,
Без растений, без животных, без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек жить не может человек!
Так давайте сбережём
Наш земной природный дом!

3. Итог урока.

Литература:

  1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964 год.
  2. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов. М.: Просвещение, 1986 год.
  3. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших школьников. М.: Просвещение, 1980 год.
  4. Лоотсар Э.Э. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников Под. ред. Н.А. Ветлугиной М.: Педагогика, 1971 год.

Приложение.