Проблема развития познавательной активности всегда была в центре внимания педагогической практики и теории. Развиваясь адекватно потребностям общества, сегодня она особенно значима, так как современное общество требует от человека не только исполнительности, но и самостоятельности, инициативности в решении учебных и жизненных проблем. Ведущей деятельностью школьника является учение. Именно оно оказывает решающее влияние на его эмоциональное самочувствие, психическое и социальное развитие. Компоненты деятельности учения формируются постепенно, поэтому, важное значение имеет использование форм, которые являлись бы эмоциональной опорой деятельности учения, облегчали бы адаптацию учащихся к новой деятельности.
Урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляются сотни различных требований. Вполне естественно, что единой модели для всех без исключения уроков нет и быть не может. Преподавание - это искусство, и наука. Это не навык, однажды усвоив который, можно перестать совершенствоваться. Общество и дети постоянно меняются, общий объем технологических знаний удваивается за несколько лет.
Есть на свете наука, которая сегодня позволяет воплотить в жизнь самые фантастические проекты и сказочные мечтания. Это химия. В ее копилке немало таких чудес, перед которыми бледнеют фантазии самых лучших сказочников мира: словно Золушку в принцессу, превращает она графит в блестящий алмаз, придает бумаге прочность металла, а металл наделяет памятью. Недаром ее называют волшебницей и кудесницей: она кормит, поит, одевает, лечит, стирает, добывает полезные ископаемые, позволяет подняться в космос и опуститься на дно океана. Школьники, впервые пришедшие в кабинет химии, в большинстве своем проявляют повышенный интерес к этому предмету, связанный с проведением опытов на уроках. Но, к сожалению, этот интерес у многих пропадает уже к третьей четверти восьмого класса. Для того чтобы школьники не потеряли интерес к предмету и не боялись уроков химии, учителю необходимо планомерно и активно организовать работу учащихся на уроке, используя различные формы и методы обучения. Учитель должен быть интересным для школьников человеком, показывать образцы творчества на каждом уроке, переплетать преподавание химии со всем многообразием знаний, доказывать, что химия – царица естествознания. Опыт преподавания химии подсказывает, что необходимо использовать методы активного обучения: игры, занимательную дидактику, ролевые и сюжетные постановки, для того чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся.
Познавательный интерес – это повышенный интерес к познанию окружающей действительности, к приобретению знаний, это важнейший стимул учения и труда. На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования. Для учащихся 8–9-х классов характерна самостоятельная познавательная активность. Она характеризуется ориентацией на установление источников знаний, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий.
Для достижения и закрепления данного уровня познавательной активности необходима профессиональная компетентность учителя, создающего условия для проявления самостоятельной активности учащихся, использование дискуссий, сопровождающихся столкновением различных точек зрения, а также включения познавательной активности в число основных личностных ценностей. Принципиальное значение для развития познавательной деятельности на всех возрастных этапах имеют характер познавательных потребностей окружающих школьника взрослых – учителей и родителей, их умение и желание передать свои интересы, знания, а также отношение к ребенку, их ожидания в отношении его успехов и перспектив его будущей жизни.
Часто бывает, что при изучении сложного или объемного материала внимание учащихся рассеивается, они никак не могут сосредоточиться на уроке. Именно в таких случаях необходимо привлечь их внимание каким-либо интересным рассказом или игрой. Занимательная игровая дидактика, исторические сведения, курьёзные случаи из жизни ученых – химиков помогут учителю разнообразить и оживить изложение сухого материала, вызвать интерес к теме и предмету в целом, активизировать ассоциативную память учащихся в процессе обучения. Дидактические игры позволяют эффективно реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую – на основе принципов педагогики сотрудничества. Использование такой формы обучения решает сразу несколько задач:
- Осуществляется более свободный, психологический благоприятный контроль знаний.
- Исчезает болезненная реакция на неудачные ответы.
- Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.
Игра позволяет научить распознавать объекты, сравнивать их, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать их, применять. Школьники самопроизвольно, часто на основе ассоциаций, запоминают специальные сведения, решают проблемные вопросы.
Игровая форма занятий создается посредством внедрения игровых приемов и ситуаций на уроках, которые выступают как средство побуждения и стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализуя игровые приемы и ситуации необходимо учитывать следующие условия:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;.
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- учебное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В 8–9-х классах при изучении и первичном закреплении новых знаний я провожу обучающие игры, включающие тренинговые. Широко использую как сюжетные игры (деловые и ролевые игры, игры-путешествия и игры-соревнования), так и игры с раздаточным материалом (химическое домино, лото, лабиринт, чайнворд, загадки, шарады, анаграммы, кроссворды, ребусы, викторины).
Разрабатывая такие уроки, необходимо предусмотреть следующие моменты:
- продумать методику проведения игры на уроке (это может быть полностью урок или фрагмент урока на 10–15 минут);
- ввести в игру момент соревновательности;
- уточнить цели проведения игры, составить руководства для ведущего, инструкции для игроков, дополнительно подобрать и оформить дидактические материалы;
- заранее предупредить учащихся об условиях и правилах игры;
- разобрать способы оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности;
- создать творческую и демократическую обстановку, которая исключает равнодушное отношение ученика к занятиям и необязательное его участие в игре.
Классификация игр
В 9-м классе обучающие, контролирующие и обобщающие игры становятся сюжетными, где сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения. В результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Игры, связанные с химией, свидетельствуют о серьезной потребности в умственных упражнениях, в самопроверке своего интеллекта. Именно в конце девятого класса в играх можно использовать частично-поисковый и исследовательский методы обучения, применять сюжетно-ролевые и деловые игры.
Урок защиты исследовательской работы по химии на тему «Химия и окружающая среда» можно провести в форме деловой игры.
Цель урока: изучить основные понятия экологии, её актуализация.
Задачи:
1) понять связь понятий «химический элемент», «вещество», «химическая реакция» с экологическими понятиями;
2) научиться сравнивать состав и свойства изученных веществ, проводить исследования, анализировать результаты, наблюдаемых опытов;
3) осознать опасность экологических проблем.
Все учащиеся занимаются исследованием этой проблемы по плану:
1. Основные понятия экологии.
- Человек и биосфера.
- Уровни экологических проблем.
- Источники загрязнений окружающей среды.
2. Характер воздействия вредных веществ.
- Понятие о ПДК вредных веществ в атмосфере, в воде, в пищевых продуктах.
- Загрязнение природных вод.
- Загрязнение воздуха.
- Загрязнение почвы.
3. Современные способы очистки вредных выбросов в атмосферу.
- Очистка сточных вод (физическая, химическая, биологическая).
- Что предпринимается в мире для предупреждения загрязнения воздуха.
4. Практическая работа.
- Исследование загрязнения воздуха городским транспортом.
- Анализ воды из природных источников.
- Очистка загрязненной воды.
5. Проблемы экологии в задачах с экологическим содержанием.
Для проведения игры учащиеся класса делятся на три команды. Каждой команде предоставляются вопросы по одному пункту плана, который она подробно должна осветить. Команды учащихся не только раскрывают свой вопрос, но и внимательно выслушав учащихся других команд, вносят дополнения, задают вопросы, дают ответы на вопросы, вступают в дискуссию, раскрывая всю тему. От каждой команды предлагается по одному учащемуся в жюри. Результаты заносятся в таблицу:
Выступления учащихся 5-10 баллов |
Дополнения 2-3 балла |
Вопросы 2-3 балла |
Ответы на вопросы 1-3 балла |
Культура дискуссии 1-3 балла |
Сумма |
|
|
|
|
|
|
Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.