Урок математики в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Разделы: Математика, Информатика


Вид урока: объяснение новой темы.

Цель: ознакомить учащихся с действиями сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Задачи:

  • обучающие – научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;
  • развивающие – развитие логического и математического мышления;
  • воспитательные – развитие интереса к предмету, вычислительные навыки.

Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран, учебная и научная литература.

Материалы: презентация урока – Приложение 1, карточки с заданиями – Приложение 2.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа с классом:

1) Определить, какая часть фигуры заштрихована?

Слайды 3-4

2) Что показывает знаменатель дроби 2/5? (На сколько равных частей разделили величину)
Что показывает числитель? (Сколько равных частей взяли)

Слайд 5

Ответ:

3) Распределить данные дроби на группы: а) правильные; б) неправильные.

Слайд 6

4) Решить задачу: 3 яблока нужно разделить между 4 детьми. Как это сделать?

Слайд 7

Ответ: Каждому ребенку достанется 3/4 яблока.

III. Объяснение новой темы: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Задача: Пирог разделили на 8 частей. Сначала на тарелку положили 3/8 частей, затем 2/8 части. Сколько частей пирога положили на тарелку и сколько осталось?

Слайд 8-11

Решение: Целый пирог разделили на 8 равных частей. Сначала взяли 2 части, затем 3. Итого – 5 частей.

И так, при сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.

a/b+c/b=(a+c)/b

Слайд 12

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель остается тот же.

a/b-c/b=(a-c)/b

Слайд 13

Физминутка:

Мы сегодня рано встали (шаги на месте)
И зарядку делать стали.
Руки - вверх! Руки - вниз!
Влево-вправо повернись!

Слайд 14

IV. Закрепление изученной темы:

1. Заполнить пропуски (устно, работа выполняется с проговариванием правил по изученной теме):

Слайд 15

2. Придумать к числовым выражениям задачу и найти ответ (по вариантам):

Слайд 16

3. Работа по учебнику (Виленкин Н.Я., Математика 5 кл., Мнемозина, 2008):

  • стр. 156, № 1007;
  • стр. 157, № 2011 (а, д, з).

Слайды 17-18

V. Математический диктант

(заранее подготовленные карточки с заданиями разложить на парты учащимся, после окончания диктанта выполняется взаимопроверка работ под контролем учителя. Каждый ученик получает отметку за выполненную работу, тем самым оценивает полученные на уроке знания):

Приложение 2, Слайд 19-21

VI. Подведение итогов урока:

  • Как выполняется сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями?
  • Какие ошибки можно допустить при выполнении сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями?

Слайд 22

VII. Домашнее задание:

Учебник «Математика» 5 класс, Виленкин Н.Я.; П. 26, стр. 161, № 1039, 1041

Слайд 23