Вид урока: объяснение новой темы.
Цель: ознакомить учащихся с действиями сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Задачи:
- обучающие – научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;
- развивающие – развитие логического и математического мышления;
- воспитательные – развитие интереса к предмету, вычислительные навыки.
Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран, учебная и научная литература.
Материалы: презентация урока – Приложение 1, карточки с заданиями – Приложение 2.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа с классом:
1) Определить, какая часть фигуры заштрихована?
Слайды 3-4
2) Что показывает знаменатель дроби 2/5? (На сколько равных частей разделили величину)
Что показывает числитель? (Сколько равных частей взяли)
Слайд 5
Ответ:
3) Распределить данные дроби на группы: а) правильные; б) неправильные.
Слайд 6
4) Решить задачу: 3 яблока нужно разделить между 4 детьми. Как это сделать?
Слайд 7
Ответ: Каждому ребенку достанется 3/4 яблока.
III. Объяснение новой темы: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
Задача: Пирог разделили на 8 частей. Сначала на тарелку положили 3/8 частей, затем 2/8 части. Сколько частей пирога положили на тарелку и сколько осталось?
Слайд 8-11
Решение: Целый пирог разделили на 8 равных частей. Сначала взяли 2 части, затем 3. Итого – 5 частей.
И так, при сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.
a/b+c/b=(a+c)/b
Слайд 12
При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель остается тот же.
a/b-c/b=(a-c)/b
Слайд 13
Физминутка:
Мы сегодня рано встали (шаги на месте)
И зарядку делать стали.
Руки - вверх! Руки - вниз!
Влево-вправо повернись!
Слайд 14
IV. Закрепление изученной темы:
1. Заполнить пропуски (устно, работа выполняется с проговариванием правил по изученной теме):
Слайд 15
2. Придумать к числовым выражениям задачу и найти ответ (по вариантам):
Слайд 16
3. Работа по учебнику (Виленкин Н.Я., Математика 5 кл., Мнемозина, 2008):
- стр. 156, № 1007;
- стр. 157, № 2011 (а, д, з).
Слайды 17-18
V. Математический диктант
(заранее подготовленные карточки с заданиями разложить на парты учащимся, после окончания диктанта выполняется взаимопроверка работ под контролем учителя. Каждый ученик получает отметку за выполненную работу, тем самым оценивает полученные на уроке знания):
Приложение 2, Слайд 19-21
VI. Подведение итогов урока:
- Как выполняется сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями?
- Какие ошибки можно допустить при выполнении сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями?
Слайд 22
VII. Домашнее задание:
Учебник «Математика» 5 класс, Виленкин Н.Я.; П. 26, стр. 161, № 1039, 1041
Слайд 23