Цели урока:
1. Формировать представления о написании суффиксов –ик, –ек. Самостоятельная формулировка учащимися вывода о том, как узнать какой суффикс писать в словах.
2. Повторить и закрепить знания о корне, приставке, суффиксе, окончании. Развивать умение разбирать слова по составу.
3. Развивать орфографическую зоркость, память, внимание, логику. Создать положительную мотивацию.
Ход урока
(Урок проводится с использоанием компьютерной презентации. Приложение 1)
1. Организационный момент
2. Вводная часть
Сегодня мы продолжим работу по теме “Состав слова”, поговорим подробнее о суффиксах. Будем учиться образовывать новые слова. Все это необходимо нам, чтобы наша речь была красивой и многообразной. И в этом нам поможет мальчик суффикс.
- Где стоит суффикс?
Ребенок:
После корня он стоит,
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу
Обозначая уголком.
Называю суффиксом
Учитель: Мальчик Суффикс принес нам слова и 2 суффикса –ик, –ек. Подберите к этим словам однокоренные слова, обозначающие маленькие предметы.
Огурец - огуречик
Карандаш - карандашик
С помощью какой части слова образовались новые слова?
Ребенок: С помощью суффикса.
Сначала мы потренируемся писать на минутке чистописания.
3. Чистописание
Ек ик ек ик
Звоночек крокодильчик цветик
Вертится клубочек, вяжется чулочек.
4. Словарная работа
У.: Мальчик Суффикс предлагает совершить путешествие по сказкам. И предлагает нам четыре стороны света: север, запад, восток, юг.
- Какие это слова? (Словарные)
- Какая часть речи (Существительное)
Образуйте от данных словарных слов прилагательные.
С помощью какой части слова получились слова? (С помощью суффикса)
Северный, западный, восточный, южный.
Образуйте однокоренные слова от слов север, юг, чтобы они обозначали людей, живущих в тех местах.
Северянин, северянка, южанин, южанка.
- Какие суффиксы мы увидели в словах.
-н-, -ан-, -ян-, -к-, -ин-
5. Ознакомление с правописанием суффиксов –ик, –ек
Мальчик суффикс предлагает нам отправиться на восток. Нас ждет первая сказка «В стране невыученных уроков» А встречает нас мальчик Виктор Перестукин.
Посмотрите, он нам показывает таблицу.
Единственное число | Множественное число |
Надо писать |
Кузнеч.к |
кузнечики |
Кузнечик |
Сыноч.к |
сыночки |
сыночек |
Шалаш.к |
шалашики |
шалашик |
Клубоч.к |
клубочки |
Клубочек |
Посмотрите внимательно как выбрать нужную букву.. чтобы правильно написать суффикс и сформируйте правило, когда пишется –ик, а когда –ек. Проанализируйте 2 и 3 столбики.
(Выслушиваю ответы детей.)
Суффикс ик сохраняет гласную при изменении формы слова Кузнечик – кузнечики.
В суффикс ек при изменении формы слова гласная убегает: Сыночек - сыночки.
Работа с учебником. Стр. 133 – Сведение о языке.
Виктор Перестукин хочет сказать вам секрет, который помог ему открыть ворота.
Можно использовать слово помощник «нет» - нет кузнечика, нет сыночка.
При выпадении гласного пишется е.
Давайте посмотрим, как это произошло.
(Просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков».)
6. Упражнения в написание слов с суффиксами –ек, -ик
Виктор Перестукин попал в страну со своим другом. Там было много интересного. Они предлагают вам задания.
1. Запишите предложение и вставьте пропущенные буквы
Кот.к разрезал вкусный арбуз.к.
Много булоч.к растет на хлебном дереве.
Объясните правописание пропущенных букв.
Чтобы открыть ворота Виктору Перестукину. Дали задание. А я вам даю предложение.
Ключ.к откроет заветный замоч.к.
- В какой сказке встречается ключик? (Приключение Буратино)
7. Физкультминутка
Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел, видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.
8. Закрепление нового материала
1) Сейчас мы оказались в сказке Красная Шапочка.
Объясните правописание пропущенных букв.
Пон.сла Красная Шапо.ка бабушке пир.жок и горшоч.к масла.
2) Работа с карточками.
Приготовьте карточки. Я буду диктовать слова, вы показывать какой суффикс напишите.
Ротик, ножик, узелочек, котик, веночек, горшочек, кирпичек, горошек, кузнечик. Сыночек.
3) Работа с учебником. № 109. Запишите слова парами, В словах проверьте правописание суффиксов –ек, -ик формой множественного числа.
Пишем и, так как оно не выпадает.
Карандашики - карандашик.
Кирпичики – кирпичик.
Пишем е, так как оно выпадает.
Горошки – горошек.
Самостоятельно (1 ребенок у доски.)
От основ данных слов образуйте новые однокоренные слова с суффиксами –ек, -ик.
Рот, клубок, нож, шалаш, дождь, огурец, кот.
9. Домашнее задание
№ 110. Прочитайте задание.
10. Итог урока
Какую часть слова учили на уроке?
Для чего служат суффиксы? (для образования новых слов)
Когда нужно писать –ек, -ик?
Что понравилось на уроке?
Вы сегодня замечательно работали. Герои из сказок к вам еще раз придут.