Внеклассная работа является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважение к людям труда, знакомит детей с производством. Занятия в кружке «Мастерская чудесных самоделок» позволяет детям приобрести необходимые навыки и умения в создании своими руками предметов (поделок) из разных материалов.
Под разными материалами программа подразумевает весьма широкий ассортимент материалов разного происхождения и с самыми разнообразными свойствами. Это:
1) материалы растительного происхождения: сосновые и еловые шишки, желуди, листья деревьев, кустарников, травы, мхи, лишайники, ветки, семена, солома, и т.д.;
2) широко распространенные в природе глина и кварцевый песок, а также камешки и ракушки;
3) доступная для обработки силами младших школьников тонкая и мягкая проволока, алюминиевая фольга, пенопласт, поролон, синтетические пленки, и т. д;
4) материалы, часто называемые бросовыми: небольшие бумажные и картонные коробки, деревянные катушки, корковые и пластмассовые пробки, скорлупа, спичечные коробки, исписанные стержни от шариковых ручек и т.д.;
5) материал для лепки – пластилин;
6) ткани и волокнистые материалы.
В процессе изготовления предметов (поделок) из разных материалов учащимся приходится самостоятельно решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления, отделки изделий, приходится сравнивать, сопоставлять приемы при обработке разных материалов.
Очень значимым элементом в кружковой работе является расширение общего кругозора детей, их знаний о материалах, инструментах.
Занятия в кружке не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению предметов из разных материалов, но и проведение бесед, организацию выставок, показов, экскурсий, тематических вечеров, целью которых является объединение детей в коллективе и организация свободного от занятий времени.
Основная задача кружка заключается в формировании у младших школьников практических трудовых навыков, развитие творческой активности и воспитание художественного вкуса.
Цель программы:
Научить детей создавать своими руками предметы декоративно-прикладного творчества, привить определенные умения и навыки, которые пригодятся для взрослой жизни.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
- ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел;
- совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий из разных материалов;
- развитие художественной инициативы детей;
- воспитание привычки к чистоте и аккуратности, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил при организации рабочего места;
- воспитывать уважение к народным промыслам и традициям;
- привитие трудолюбия и стремления с пользой организовать свой досуг, умение доводить начатое дело до конца, воспитание уважения к труду.
Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.
Программа рассчитана на 1 год занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Количество часов за год составляет 171 час.
Возраст детей 8-10 лет.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел | Тема занятия | Количество часов | |||
теория | практика | экскурсии | всего | ||
I. Введение | 1. Знакомство с деятельностью кружка. Правила внутреннего распорядка и личной гигиены. | 2 | 2 | ||
2. Техника безопасности при работе с разными материалами. Подготовка места к работе. | 2 | 2 | |||
3. Сбор природных материалов. Правила первичной обработки. |
2 | 2 | |||
II. Материал для лепки – пластилин | 1. Историческая справка. Правила работы с пластилином, вспомогательные предметы для работы. Показ простейших форм. | 1 | 1 | 2 | |
2. Пластилин вместо карандашей и красок. | 2 | 2 | |||
3. Барельеф. Историческая справка. | 1 | 5 | 6 | ||
4. Экскурсия в «Живой утолок» клуба «Восток». Лепка животных по памяти. | 3 | 1 | 4 | ||
5. Викторина «Сказки, сказки ...». Лепка сказочных героев. |
4 | 4 | |||
6. Лепка и роспись по мотивам дымковской игрушки. | 1 | 5 | 6 | ||
III. Работа с природным материалом | 1. Изделия из шишек, желудей, веточек, семян. Беседа: «Про зеленые леса и лесные чудеса». Экскурсия в лес. | 1 | 4 | 1 | 6 |
2. Изделия из листьев деревьев и кустарников, трав. Беседа: «Береги природу». Экскурсия в парк. |
1 | 4 | 1 | 6 | |
IV. Работа с тканями и волокнистыми материалами | 1. Историческая справка. Экскурсия во ДТДиМ (г. Зеленоград) | 1 | 1 | 2 | |
2. Изделия из помпонов. | 4 | 4 | |||
3 Поделки из клубков ниток. | 2 | 2 | |||
4. Аппликация из ткани. | 6 | 6 | |||
5. Витражи из ткани. | 4 | 4 | |||
V. Крупа – материал для отделки | 1. Историческая справка. Аппликация из круп. | 1 | 3 | 4 | |
VI. Работа с бросовым материалом | 1. Поделки из бумажных и картонных коробок. | 6 | 6 | ||
2. Поделки из пенопласта. | 6 | 6 | |||
3. Поделки из ваты. | 6 | 6 | |||
4. Поделки из пластиковых бутылок, баночек. | 4 | 4 | |||
5. Поделки из мягкой проволоки. | 6 | 6 | |||
6. Поделки из фольги. | 6 | 6 | |||
7. Катушки - материал для самоделок. | 4 | 4 | |||
8. Мозаика из яичной скорлупы и кусочков пластмассы, из камешков. | 8 | 8 | |||
9.Чеканка. (Поделки из тюбиков зубной пасты). | 6 | 6 | |||
10. Игрушки из «киндер-сюрприза». | 2 | 2 | |||
11. Игрушки из старой перчатки. | 2 | 2 | |||
VII. Папье–маше и работа с ним | 1. Историческая справка. Изделия из папье-маше: - посуда - маски и куклы. |
1 | 9 | 10 | |
VIII. Овощи и фрукты – материалы для поделок | 1. Беседа: «Чем полезны овощи и фрукты». Поделки из овощей и фруктов. |
1 | 3 | 4 | |
IX. Художественное конструирование из картона | 1. Историческая справка. Техника безопасности при работе с ножницами. Модели машин. |
1 | 5 | 6 | |
X. Подведение итогов года | 1. Выставка работ. Награждение. | 1 | 1 | ||
ИТОГО: | 15 | 120 | 6 | 141 |
Праздник для ребенка – это красочное зрелище, создающее у людей радостное и хорошее настроение. Значение и прелесть праздника заключается не только в нем самом, а в огромной подготовительной работе.
Предлагаем примерную тематику бесед и объектов труда к праздничным дням.
1 сентября – День знаний |
Беседа: «Каждый труд почетен». Объект труда: Проект «Школа будущего». |
4 | 4 | ||
1 января - Праздник новогодней елки | Беседа: «Народные традиции в украшении помещений». Объект труда: елочные игрушки, карнавальные шапочки, открытки. |
4 | 4 | ||
23 февраля - День защитника Отечества. |
Беседа: «Жить - Родине служить». Монтаж стихов. Объект труда: открытки поздравительные, флаги родов войск. |
2 | 2 | ||
Масленица (последняя неделя февраля) | Беседа: «Старинный славянский праздник проводов зимы». Объект труда: образ зимы. |
2 | 2 | ||
8 Марта Международный женский день | Беседа: «Самый дорогой человек». Объект труда: подарок маме, бабушке, сестре, поздравительные открытки. | 4 | 4 | ||
Апрель - Христианская Пасха | Беседа: «Историческая справка». Объект труда: пасхальные украшения. |
2 | 2 | ||
12 апреля – День космонавтики |
Беседа: «Человек и космос». Экскурсия в Музей космонавтики. Объект труда: Проект «Космос». |
2 | 2 | 4 | |
1 мая | Беседа: «Праздник Весны и труда». Объект труда: плакаты, флажки. | 2 | 2 | ||
5 мая - День печати |
Беседа: «Значение газет и книг в нашей жизни». Экскурсия в районную библиотеку. Объект труда: ремонт старых книг. |
2 | 2 | 4 | |
9 мая – День победы |
Беседа: «Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне». Монтаж стихов. Объект труда: поздравительные открытки. |
2 | 2 | ||
ИТОГО: | 26 | 4 | 30 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации данной программы необходимо:
- просторное теплое помещение, хорошо освещаемое лампами дневного света;
- для каждого занимающегося должно быть свое рабочее место - удобный стол и стул;
- набор необходимых материалов и инструментов для выполнения того или иного вида работы;
- стенды с образцами работ;
- специальная литература и журналы.
Самое главное условие реализации данной программы - желание детей. Желательна помощь родителей в пополнении материально-технического оснащения кружка. Объективно необходимо постоянное самообразование педагога.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
К концу первого года занятий дети должны знать:
- правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;
- правила сбора природных материалов, с соблюдением правил охраны природы;
- простейшие процессы и приемы обработки разных материалов;
- физические, механические и технологические свойства разных материалов;
- общие сведения о производстве и труде взрослых;
- историю возникновения ремесел, традиции и обряды, праздники.
К концу первого года занятий в кружке дети должны уметь:
- выполнять правила безопасности при организации своего рабочего места;
- выполнять простейшие процессы и приемы обработки разных материалов;
- использовать физические, механические и технологические свойства разных материалов при изготовлении изделия;
- выбирать способы соединения деталей (склеивание, сшивание, ...);
- выполнять операции измерения, разметки и самоконтроля, используя измерительные инструменты;
- выполнять изделия аккуратными, нарядными.