Кружок "Мастерская чудесных самоделок"

Разделы: Начальная школа


Внеклассная работа является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважение к людям труда, знакомит детей с производством. Занятия в кружке «Мастерская чудесных самоделок» позволяет детям приобрести необходимые навыки и умения в создании своими руками предметов (поделок) из разных материалов.
Под разными материалами программа подразумевает весьма широкий ассортимент материалов разного происхождения и с самыми разнообразными свойствами. Это:
1) материалы растительного происхождения: сосновые и еловые шишки, желуди, листья деревьев, кустарников, травы, мхи, лишайники, ветки, семена, солома, и т.д.;
2) широко распространенные в природе глина и кварцевый песок, а также камешки и ракушки;
3) доступная для обработки силами младших школьников тонкая и мягкая проволока, алюминиевая фольга, пенопласт, поролон, синтетические пленки, и т. д;
4) материалы, часто называемые бросовыми: небольшие бумажные и картонные коробки, деревянные катушки, корковые и пластмассовые пробки, скорлупа, спичечные коробки, исписанные стержни от шариковых ручек и т.д.;
5) материал для лепки – пластилин;
6) ткани и волокнистые материалы.
В процессе изготовления предметов (поделок) из разных материалов учащимся приходится самостоятельно решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления, отделки изделий, приходится сравнивать, сопоставлять приемы при обработке разных материалов.
Очень значимым элементом в кружковой работе является расширение общего кругозора детей, их знаний о материалах, инструментах.
Занятия в кружке не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению предметов из разных материалов, но и проведение бесед, организацию выставок, показов, экскурсий, тематических вечеров, целью которых является объединение детей в коллективе и организация свободного от занятий времени.
Основная задача кружка заключается в формировании у младших школьников практических трудовых навыков, развитие творческой активности и воспитание художественного вкуса.

Цель программы:
Научить детей создавать своими руками предметы декоративно-прикладного творчества, привить определенные умения и навыки, которые пригодятся для взрослой жизни.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

  • ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел;
  • совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий из разных материалов;
  • развитие художественной инициативы детей;
  • воспитание привычки к чистоте и аккуратности, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил при организации рабочего места;
  • воспитывать уважение к народным промыслам и традициям;
  • привитие трудолюбия и стремления с пользой организовать свой досуг, умение доводить начатое дело до конца, воспитание уважения к труду.

Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.
Программа рассчитана на 1 год занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2  часа.
Количество часов за год составляет 171 час.
Возраст детей 8-10 лет.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел Тема занятия Количество часов
теория практика экскурсии всего
I. Введение 1. Знакомство с деятельностью кружка. Правила внутреннего распорядка и личной гигиены. 2     2
2. Техника безопасности при работе с разными материалами. Подготовка места к работе. 2     2
3. Сбор природных материалов.
Правила первичной обработки.
    2 2
II. Материал для лепки – пластилин 1. Историческая справка. Правила работы с пластилином, вспомогательные предметы для работы. Показ простейших форм. 1 1   2
2. Пластилин вместо карандашей и красок.   2   2
3. Барельеф. Историческая справка. 1 5   6
4. Экскурсия в «Живой утолок» клуба «Восток». Лепка животных по памяти.   3 1 4
5. Викторина «Сказки, сказки ...».
Лепка сказочных героев.
  4   4
6. Лепка и роспись по мотивам дымковской игрушки. 1 5   6
III. Работа с природным материалом 1. Изделия из шишек, желудей, веточек, семян. Беседа: «Про зеленые леса и лесные чудеса». Экскурсия в лес. 1 4 1 6
2. Изделия из листьев деревьев и кустарников, трав. Беседа: «Береги природу».  
Экскурсия в парк.
1 4 1 6
IV. Работа с тканями и волокнистыми материалами 1. Историческая справка. Экскурсия во ДТДиМ  (г. Зеленоград) 1   1 2
2. Изделия из помпонов.   4   4
3 Поделки из клубков ниток.   2   2
4. Аппликация из ткани.   6   6
5. Витражи из ткани.   4   4
V. Крупа – материал для отделки 1. Историческая справка. Аппликация из круп. 1 3   4
VI. Работа с бросовым материалом 1. Поделки из бумажных и картонных коробок.   6   6
2. Поделки из пенопласта.   6   6
3. Поделки из ваты.   6   6
4. Поделки из пластиковых бутылок, баночек.   4   4
5. Поделки из мягкой проволоки.   6   6
6. Поделки из фольги.   6   6
7. Катушки - материал для самоделок.   4   4
8. Мозаика из яичной скорлупы и кусочков пластмассы, из камешков.   8   8
9.Чеканка. (Поделки из тюбиков зубной пасты).   6   6
10. Игрушки из «киндер-сюрприза».   2   2
11. Игрушки из старой перчатки.   2   2
VII. Папье–маше и работа с ним 1. Историческая справка.
Изделия из папье-маше:
- посуда
- маски и куклы.
1 9   10
VIII. Овощи и фрукты – материалы для поделок 1. Беседа: «Чем полезны овощи и фрукты».
Поделки из овощей и фруктов.
1 3   4
IX. Художественное конструирование из картона 1. Историческая справка.
Техника безопасности при работе с ножницами. Модели машин.
1 5   6
X. Подведение итогов года 1. Выставка работ. Награждение.  1     1
ИТОГО:   15 120 6 141

Праздник для ребенка – это красочное зрелище, создающее у людей радостное и хорошее настроение. Значение и прелесть праздника заключается не только в нем самом, а  в огромной подготовительной работе.
Предлагаем примерную тематику бесед и объектов труда к праздничным дням.

1 сентября –
День знаний
Беседа: «Каждый труд почетен».
Объект труда: Проект «Школа будущего».
  4   4
1 января - Праздник новогодней елки Беседа: «Народные традиции в украшении
помещений».
Объект труда: елочные игрушки,
карнавальные шапочки, открытки.
  4   4
23 февраля - День защитника
Отечества.
Беседа: «Жить - Родине служить».
Монтаж стихов.
Объект труда: открытки поздравительные, флаги родов войск.
  2   2
Масленица (последняя неделя февраля) Беседа: «Старинный славянский праздник проводов зимы».
Объект труда: образ зимы.
  2   2
8 Марта Международный женский день Беседа: «Самый дорогой человек». Объект труда: подарок маме, бабушке, сестре, поздравительные открытки.   4   4
Апрель - Христианская Пасха Беседа: «Историческая справка».
Объект труда: пасхальные украшения.
  2   2
12 апреля –
День космонавтики
Беседа: «Человек и космос».
Экскурсия в Музей космонавтики. Объект труда: Проект «Космос».
  2 2 4
1 мая Беседа: «Праздник Весны и труда». Объект труда: плакаты, флажки.   2   2
5 мая -  
День печати
Беседа: «Значение газет и книг в нашей жизни». Экскурсия в районную
библиотеку. Объект труда: ремонт старых книг.
  2 2 4
9 мая –
День победы
Беседа: «Подвиг советского народа в
Великой Отечественной войне». Монтаж
стихов. Объект труда: поздравительные открытки.
  2   2
ИТОГО:     26 4 30

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации данной программы необходимо:

  • просторное теплое помещение, хорошо освещаемое лампами дневного света;
  • для каждого занимающегося должно быть свое рабочее место - удобный стол и стул;
  • набор необходимых материалов и инструментов для выполнения того или иного вида работы;
  • стенды с образцами работ;
  • специальная литература и журналы.

Самое главное условие реализации данной программы - желание детей. Желательна помощь родителей в пополнении материально-технического оснащения кружка. Объективно необходимо постоянное самообразование педагога.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ

К концу первого года занятий дети должны знать:

  • правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;
  • правила сбора природных материалов, с соблюдением правил охраны природы;
  • простейшие процессы и приемы обработки разных материалов;
  • физические, механические и технологические свойства разных материалов;
  • общие сведения о производстве и труде взрослых;
  • историю возникновения ремесел, традиции и обряды, праздники.

К концу первого года занятий в кружке дети должны уметь:

  • выполнять правила безопасности при организации своего рабочего места;
  • выполнять простейшие процессы и приемы обработки разных материалов;
  • использовать физические, механические и технологические свойства разных материалов при изготовлении изделия;
  • выбирать способы соединения деталей (склеивание, сшивание, ...);
  • выполнять операции измерения, разметки и самоконтроля, используя измерительные инструменты;
  • выполнять изделия аккуратными, нарядными.