Тема урока: «Решение текстовых задач»
Цели урока:
- Продолжение работы по формированию у учащихся умения решать задачи основных типов.
- Развитие логического мышления.
- Использование исторического материала для развития познавательной активности учащихся.
- Воспитание патриотизма.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, набор слайдов, географическая карта Москвы и Московской области.
Подготовка к уроку
- Учитель заранее дает задание нескольким ученикам найти материалы о Бородинской битве, о войне России против армии Наполеона Бонапарта.
- Готовится компьютерная презентация с материалами исторической битвы, содержащая математический материал.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель сообщает тему урока и содержание материала, который будет рассмотрен на уроке. Учитель говорит ученикам, что урок будет проведен в форме экскурсии.
1 ученик. В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Бородинской битвы. Почему память об этой далекой от нас баталии так важна? В первую очередь потому, что это была не просто война двух государств, двух армий. Против перешедшей границы России Великой армии поднялся в тот памятный год весь народ . Профессиональные военные сражались на Бородинском поле , под стенами Смоленска и Малоярославца, многие москвичи ,а также крестьяне стали ополченцами, партизанами, громившими вместе с военными французские тылы. В борьбу с завоевателями вступило купечество и духовенство. И очень скоро против Наполеона воевала вся страна - «просто война» превратилась в войну Отечественную.
2. Устный счет
Учитель. Ребята, представьте мысленно себе, что вы находитесь в центре Москвы на Кутузовском проспекте. (Показывает на карте Москвы). Перед нами здание Бородинской панорамы. Отсюда мы сейчас начнем нашу экскурсию.
Чтобы узнать интересные исторические факты, вам нужно устно решить уравнения и задачи. Решаем устно. А ответы записываем в столбик. Ответы закодированы.Если ответы правильные , то вы узнаете имя русского царя, в годы правления которого произошла Бородинская битва.
Слайд 1 (Приложение 1)
Учитель показывает с помощью компьютера слайды с заданиями для устного счета.
Слайд 2
Слайд 3
30%=0,3
1) 46•0,3=13,8 тыс. чел. (на столько больше потеряли французы)
2) 46+13,8=59,8 тыс. чел. (потеряли французы)
Ответ: 59,8 тыс. чел.
Слайд 4
18,4:4=4,6 км/ч. Ответ:4,6 км/ч.
Слайд 5
168:600•100=28% (оставили французы в резерве)
Ответ: 28%
Слайд 6
Ответ: АЛЕКСАНДР
3. Самостоятельная работа в тетрадях.
Задание дано на слайде.
Один ученик работает на доске. Затем взаимопроверка. Работа в парах.
Слайд 7
20%=0,2
25:0,2=125 тыс. чел. (численность Русской армии)
Ответ:125 тыс. чел.
Ученики проверяют друг у друга работы и ставят оценки.
2-й ученик. Знаете, кто назвал Бородинское сражение «схваткой гигантов»? Сам Наполеон. А уж он-то знал подробности не понаслышке! Много дней наша армия отступала с боями к Москве. И к 20 августа (1 сентября) 1812года заняла позиции под городом Можайском возле села Бородино. Как там у Лермонтова?
И вот нашли большое поле
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки-
Французы тут как тут…
4. Обучающая работа по теме.
Учитель. Решив задачу, мы узнаем, кого Наполеон считал лучшим генералом русской армии.
Один ученик решает у доски, остальные в тетрадях. Задача разбирается вместе с учителем. Ответ задачи закодирован. Условие на слайде.
Учитель кратко сообщает о родах войск, участвующих в Бородинской битве.
Слайд 8
|
Было первоначально |
Стало |
1 полк |
x |
x-8 |
2 полк |
x |
x+8 |
Так как в 1 полку стало в 3 раза меньше, то составим уравнение.
3•(x-8)=x+8
3x-24=x+8
x=16
Ответ: 16 офицеров. БАГРАТИОН.
5. Самостоятельная работа (под копирку).
Текст заранее написан на доске. Затем самопроверка. (Один экземпляр собран учителем)
Ответы на крыльях доски открываются после окончания работы.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Решить уравнение |
|
2(x-4,5)+3,6=12 |
0,5(2x+8)-6,2=5,7 |
Ответы:
1 вариант: 8,7; 8,1
2 вариант: 7,9; -6,2
5. Подведение итогов.
6. Задание на дом.
(Презентация к уроку представлена в Приложении 1)