Мир детства полон всевозможных тайн, загадок, тревог. Разве не внушает страх незнакомое пространство, в которое неожиданно попадает ребенок, и даже его собственная комната? А какие опасности таит в себе темное время суток – вечер и ночь, когда страшным представляется то, что днем никакого испуга не вызывает (например: игрушка, отбрасывающая тень на стену, или висящее на спинке стула платье)! Плоды детских страхов, например: жуткие монстры, возникающие вдруг в воображении ребенка, нереальны, однако страх, испытываемый дошкольником, переживается им по-настоящему. Зигмунд Фрейд считал, что страх не должен обретать в душе ребенка полную свободу и трансформироваться в фобии – навязчивые видения и идеи. Взрослым нужно постоянно помогать детям избавляться от этого, но не путем бессмысленных угроз и обвинений в непонятной трусости, а методом перевода страха в сферу положительных эмоций, прежде всего в область игры, рисования и литературы. Вытесненный на поверхность сознания посредством игры, рисования и литературы, детский страх сворачивается и исчезает, оставляя в памяти малыша ощущение чего-то жутко приятного. Его можно носить внутри себя, задерживать на некоторое мгновение в собственном воображении и, спрятавшись под одеялом, тихонько извлекать наружу. Современные дети любят читать, слушать страшные сказки, изображать страшилки и прочие пугалки. Взрослым не по душе и не по вкусу, а детям они очень нравятся. Можно играть с детьми в страшные игры. Такие игры потребуют от родителей максимального внимания и самого активного участия. Например, пересказываете дочке или сыну какую-нибудь страшную историю или сказку, и очень осторожно воспроизводите игровую ситуацию. Потом предлагаете ребенку нарисовать то, что ему было всего страшнее. Истории о псевдоужасных событиях рождают комический эффект. Детский смех является адекватной реакцией на возникающую в произведении ситуацию неподменного страха. Смех очищает психику ребенка от всех напастей воображения, однако не уничтожает его творческую природу. Сфера кошмарного снижается в «страшно забавных историях» до курьеза. Но, чтобы понять курьезность ситуации, ребенку приходится какое – то время относиться к ней так, как относятся герои. Неожиданная смена страшно смешных событий, скачок воображения из области страшного в сферу веселого укрепляют дошкольника в вере, что оборотная сторона страха – смех, зла – добро, смерти – жизнь.
В страшно забавных историях мотив ложного страха связан с боязнью персонажей – животных. Но, как выясняется в дальнейшем, трусливы не только лесные жители, но и люди. Спросите ребенка: почему смелые герои попадают впросак, когда вроде и опасности-то никакой нет? Может быть, потому, что не бояться ожидаемого страшного явления намного проще, чем испугаться пустяка, возникшего случайно? Спросите у своего ребенка, не приходилось ли ему испытывать страх перед опасностями, которые на самом деле существовали только в его воображении? Поинтересуйтесь, не боится ли он темноты. Темнота пугает и маленьких, и больших. Она изменяет очертания хорошо известных предметов, мешает ориентироваться в пространстве и времени, создает ощущение запредельности любых, даже очень знакомых звуков.
Попросите ребенка придумать сказку, в которой основным событием будет нарушение героем какого-нибудь запрета и как следствие этого – страх в ожидании возможного наказания. Из сказки, придуманной ребенком, можно узнать, какое наказание (какой запрет) наиболее страшно ему. Но слишком злоупотреблять детским доверием не следует. Рекомендуем поиграть с детьми в игру, главным условием которой будет следующее: во что бы то ни стало помочь несчастным героям преодолеть страх и расправиться с потусторонними силами. Средства борьбы с ними пусть выберут сами дети. Можно задать им вопрос: «Какое событие заставило героя пережить испуг?» Чего или кого больше всего испугался герой.