Тема: Движение животных в природе.
Задачи:
- Сформировать у учащихся представления о движении как одном из свойств жизни, показать разнообразие способов движений;
- Расширить представление учащихся о способах локомоции в водной и наземной средах обитания;
- Продолжить формирование умений работать в группах, сопоставлять и классифицировать.
Тип урока: комбинированный.
Методы, используемые на уроке: репродуктивные, частично-поисковые.
Оборудование: компьютерная техника, слайд-презентация (Приложение 1).
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. |
|
II. Проверка домашнего задания. |
|
Выполнение теста. |
Выполняют задания на листах контроля. Взаимопроверка. |
III. Организация деятельности по изучению нового материала. |
|
Целеполагание. |
Приложение 1 (слайд-презентация) (Слайд №1) |
Беседа.
Движение может происходить на уровне клетки (движение цитоплазмы), на уровне органа (движение конечности, сокращение сердечной мышцы), на уровне целого организма. |
(Слайд №2) |
1. Передвижение всего организма с одного места на другое называется ЛОКОМОЦИЕЙ. |
Записывают в тетрадь. (Слайд № 3) |
С какой целью передвигаются организмы? |
|
Какие органы и системы органов обеспечивают локомоцию? |
Нервная система - координирует работу мышц и скелета; |
Как осуществляется локомоция у одноклеточных животных? |
С. 98 учебника, читают текст, рассматривают иллюстрации, обсуждают в парах. |
2. Движение у простейших: 1) амебоидное; |
В/фрагмент. (Приложение 2) Анализируют в/фрагмент, Отвечают на вопросы. (Слайд №4) |
3. Движение многоклеточных основано на мышечной деятельности Движение дождевого червя в почве. |
В/фрагмент. (Слайд №5) |
4. Движение позвоночных животных в различных средах обитания. |
(Слайд №6) |
Почему у разных животных разные способы передвижения? |
Выдвигают предположение. |
Организация работы с текстом и рисунками учебника по группам. |
Работают с текстом, анализируют рисунки, отвечают на вопросы. |
Задание для группы №1 «Движение животных в водной среде»
Задание для группы №2 «Движение животных в воздушной среде»
Задание для группы №3 «Движение животных на суше»
|
(Слайд №7, 8, 9, 10, 11, 12, 13) Анализируют приспособления у животных к разным средам обитания и особенности передвижения животных, делают выводы. (Листы контроля - Приложение 3). |
IV. Совершенствование знаний А теперь, используя полученные знания на уроке, придумайте и нарисуйте фантастическое животное с универсальными приспособлениями во всех средах обитания. |
Выполняют творческое задание. Рисуют на контрольных листах. Представляют классу свои рисунки, делают пояснения. |
V. Закрепление |
Выполняют тест. (Слайд №14) |
VI. Домашнее задание
|
Записывают домашнее задание, слушают разъяснение по выполнению. |