Информационные технологии на уроках биологии по теме "Движение животных в природе"

Разделы: Биология


Тема: Движение животных в природе.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся представления о движении как одном из свойств жизни, показать разнообразие способов движений;
  2. Расширить представление учащихся о способах локомоции в водной и наземной средах обитания;
  3. Продолжить формирование умений работать в группах, сопоставлять и классифицировать.

Тип урока: комбинированный.

Методы, используемые на уроке: репродуктивные, частично-поисковые.

Оборудование: компьютерная техника, слайд-презентация (Приложение 1).

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

 

II. Проверка домашнего задания.

 

Выполнение теста.

Выполняют задания на листах контроля.

Взаимопроверка.

III. Организация деятельности по изучению нового материала.

 

Целеполагание.

Приложение 1 (слайд-презентация) (Слайд №1)

Беседа.

  • Почему движение является одним из свойств жизни?
  • Каково его значение в жизнедеятельности организма?

Движение может происходить на уровне клетки (движение цитоплазмы), на уровне органа (движение конечности, сокращение сердечной мышцы), на уровне целого организма.

(Слайд №2)

1. Передвижение всего организма с одного места на другое называется ЛОКОМОЦИЕЙ.

Записывают в тетрадь. (Слайд № 3)

С какой целью передвигаются организмы?

  1. Поиск пищи и воды;
  2. Спасение от хищников и неблагоприятных факторов;
  3. Расселение и освоение новых местообитаний;
  4. Поиск половых партнеров.

Какие органы и системы органов обеспечивают локомоцию?

Нервная система - координирует работу мышц и скелета;
Мышцы - приводят в движение системы рычагов.

Как осуществляется локомоция у одноклеточных животных?

С. 98 учебника, читают текст, рассматривают иллюстрации, обсуждают в парах.

2. Движение у простейших:

1) амебоидное;
2) жгутиковое;
3) ресничное.

В/фрагмент. (Приложение 2)

Анализируют в/фрагмент,

Отвечают на вопросы. (Слайд №4)

3. Движение многоклеточных основано на мышечной деятельности

Движение дождевого червя в почве.

В/фрагмент. (Слайд №5)

4. Движение позвоночных животных в различных средах обитания.

(Слайд №6)

Почему у разных животных разные способы передвижения?

Выдвигают предположение.

Организация работы с текстом и рисунками учебника по группам.

Работают с текстом, анализируют рисунки, отвечают на вопросы.

Задание для группы №1

«Движение животных в водной среде»

  1. Используя текст учебника и рисунки на с. 100-101, выберите информацию о приспособлениях у животных к передвижению в водной среде обитания.
  2. Почему существует так много приспособлений к передвижению в воде?
  3. Как изгибают тело во время плавания млекопитающие и рыбы?
  4. Как человек применяет знания о строении и особенностях жизнедеятельности водных организмов в технике?

Задание для группы №2

«Движение животных в воздушной среде»

  1. Используя текст учебника и рисунки на с. 102-103, назовите приспособления животных к полету.
  2. Почему скорость движения в наземно-воздушной среде выше, чем в водной?
  3. Какие летательные аппараты, изобретенные человеком, похожи на крылья животных?

Задание для группы №3

«Движение животных на суше»

  1. Используя текст учебника и рисунки на с. 103-104 назовите типы движения наземных животных.
  2. Что влияет на скорость передвижения животных?
  3. Почему спринтеры обычно бегут на пальцах?

 (Слайд №7, 8, 9, 10, 11, 12, 13)

Анализируют приспособления у животных к разным средам обитания и особенности передвижения животных, делают выводы. (Листы контроля - Приложение 3).

IV. Совершенствование знаний

А теперь, используя полученные знания на уроке, придумайте и нарисуйте фантастическое животное с универсальными приспособлениями во всех средах обитания.

Выполняют творческое задание.

Рисуют на контрольных листах.

Представляют классу свои рисунки, делают пояснения.

V. Закрепление

Выполняют тест. (Слайд №14)

VI. Домашнее задание

  1. По учебнику с. 98-104.
  2. Подготовить ответы на вопросы, выделенные жирным шрифтом на контрольных листах (по желанию).

Записывают домашнее задание, слушают разъяснение по выполнению.