В информационном обществе и школа должна быть информационной, в связи с этим актуальным становится введение в начальную школу пропедевтического курса информатики, направленного на формирование у младших школьников начального уровня информационно-коммуникационной компетентности, на развитие нового типа операционного мышления, призванного способствовать выбору оптимальных решений и развитию творческих способностей детей.
Детей необходимо учить находить и обрабатывать информацию, уметь анализировать её, выдвигать гипотезы решения проблемы, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, делать выводы.
Именно в начальной школе происходит процесс смены игровой деятельности на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игры. Применение компьютерных технологий позволяет совместить игровую и учебную деятельность, при этом обеспечивается плавная смена деятельности, а обучение делается интересным, способствует развитию учащегося и повышает его мотивации к учебе.
Наша школа имеет гуманитарно-лингвистическую направленность. Со второго класса ученики изучают английский язык, с пятого – второй язык, французский.
На базе школьного компьютерного класса седьмой год практикуется внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы. Кроме компьютеров, класс информатики имеет хорошую периферию: цифровые фото и видео камеры, микрофоны, принтер и сканер. Все это широко используется на занятиях. Во второй половине дня в компьютерном царстве учащиеся 3-4-х классов - творцы.
Занятия с малышами проходят в традициях нашей школы: широко используется методы деятельностного, мотивированного, развивающего обучения, основанного на личностном подходе.
Каждому ребенку предоставляется компьютер – инструмент для получения знаний. Освоение "технических премудростей" идет по мере выполнения творческих проектов.
Темы проектов согласовываются с учителями предметниками.
Ученики 3-их классов разрабатывают «слайд-шоу» на портативных компьютерах iBook, а 4-х мультимедийный проект на компьютерах PC и MAC.
Каждый ребенок работает по своей индивидуальной программе, имея возможность для развития творческих способностей. Дети любят рисовать, сочинять, а компьютерные проекты позволяют им реализовать свои электронные сочинения и художественные рисунки (отсканированные и разработанные в Kid Pix и Paint) в реальный продукт. Разработанные учениками начальных классов творческие компьютерные проекты доступны другим людям. Их можно увидеть и услышать самим, показать друзьям и самому реально оценить выполненную работу.
Наши дети стремятся всегда доделать свою работу до конца и завершить начатый проект. Они не останавливаются на достигнутом результате, постоянно совершенствуя свои приобретенные навыки. Помимо пользовательских навыков малыши получают опыт работы в творческом коллективе, опыт публичного выступления. Самооценка у детей высокая.
В процессе работы над проектом освоение «технических премудростей» идет семимильными шагами. Нехватка навыка и знаний компенсируется взаимовыручкой, на помощь малышам приходят старшеклассники, помогая освоить процесс сканирования и обработки графической информации, давая полезные советы по структуре проекта, оказывая помощь в переводе.
Создавая свои электронные творения, ребята расширяют знания по школьным предметам, они стали бережнее относится к книгам. Поняли, что создать книжку – трудная работа и что областью применения компьютера является не только игра.
Разработав свои волшебные мультимедийные шедевры, дети убеждаются, что в Интернет их разместить нельзя из-за больших объемов, и они решают создать Web версию проектов. http://nachsch1413.narod.ru/www_nach/det.htm
Учащиеся младших классов учатся правильно работать с информацией, использовать компьютер и ИТ в повседневной практической деятельности для решения учебных и практических задач.
Основные цели внеурочной работы по информатике:
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, его индивидуальности.
- Формирование отношения к компьютеру как инструменту для самовыражения, творчества.
- Формирование коммуникативных и организаторских навыков.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих важных задач:
- Овладение навыками применения информационных технологий.
- Формирование устойчивого познавательного интереса детей к интеллектуально-творческой деятельности.
- Развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, деятельностного мышления, сообразительности.
- Развитие навыков свободного культурного общения.
- Обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания.
Планирование работы кружка
«Познание окружающего мира с помощью информационных технологий»
Задача курса состоит в том, чтобы показать, что технические устройства могут быть большими помощниками в повседневной жизни и в учебе.
Содержание пропедевтического курса сочетает в себе три существующих важнейших аспекта общеобразовательной значимости:
Мировоззренческий аспект (формирование представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации, об информационных процессах в природе).
Алгоритмический аспект (развитие мышления школьников).
"Пользовательский" аспект (формирование компьютерной грамотности, понимание принципов работы компьютера и опыт использования информационных технологий в повседневной жизни и в учебе).
№ занятия |
Тема занятия |
Часы кружка |
Окружающий мир |
ИКТ |
|||
Часы ИКТ |
Теория |
Практика |
|||||
3 класс |
|||||||
1. |
Вводное занятие. Техника безопасности работы на компьютере и в компьютерном классе. |
2 |
1 |
1 |
1 |
|
|
2. |
Основы компьютерной грамотности. |
14 |
10 |
4 |
1 |
3 |
|
3. |
Способы получения, обработки, защиты, сохранения и передачи информации. |
2 |
1 |
1 |
|
1 |
|
4. |
Компьютерная графика. |
8 |
1 |
7 |
1 |
6 |
|
5. |
Итоговое занятие: компьютерный вернисаж, выставка детских рисунков. |
2 |
1 |
1 |
|
1 |
|
6. |
Технология набора и отладки текстовой информации (редактирование текста) |
4 |
1 |
3 |
1 |
2 |
|
7. |
Итоговое занятие: компьютерное сочинение по индивидуальной теме. |
2 |
1 |
1 |
|
1 |
|
8. |
Компьютерное видео. Назначение и возможности. |
2 |
|
2 |
1 |
1 |
|
9. |
Выездные фото- и видеосъемки, тематические экскурсии. Фото- и видео хроника школьных экскурсий. |
12 |
8 |
4 |
|
4 |
|
10. |
Выбор темы проекта, разработка макета, планирование работы |
2 |
1 |
1 |
|
1 |
|
11. |
Подготовка текстового материала. |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
|
12. |
Подготовка графического материала. |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
|
13. |
Работа над проектом. |
8 |
4 |
4 |
|
4 |
|
14. |
Отладка проекта. |
2 |
1 |
1 |
|
1 |
|
15. |
Демонстрация и обсуждение творческих работ. |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
5 |
31 |
|
|
И Т О Г О: |
72 |
36 |
36 |
|
||
iBook, творческий проект в стиле слайд-шоу |
|||||||
4 класс |
|||||||
1. |
Вводное занятие. ТБ, демонстрация работ. |
2 |
1 |
1 |
1 |
|
|
2. |
Мультимедиа в современном мире (средства, техническая и программная составляющая) Приёмы творчества в мультимедийных технологиях. |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
3. |
Посещение Политехнического музея, виртуальная экскурсия. История развития кино и телевидения. |
14 |
12 |
2 |
1 |
1 |
|
4. |
Расширенные возможности в Power Point |
8 |
|
8 |
2 |
6 |
|
5. |
Цифровая фотокамера, назначение и возможности. |
2 |
|
2 |
1 |
1 |
|
6. |
Выездная фотосъёмка на тематических экскурсиях. |
12 |
9 |
3 |
|
3 |
|
7. |
Система обработки графических изображений. Форматы графических файлов. |
5 |
|
5 |
1 |
4 |
|
8. |
Выбор темы проекта. Разработка макета проекта, планирование. |
2 |
1 |
1 |
|
1 |
|
9. |
Компьютерный дизайн в самопрезентации. |
2 |
1 |
1 |
|
1 |
|
10. |
Работа над проектом (подбор теоретического и иллюстративного материала; звуковое оформление; съёмка и обработка фото- и видеоматериалов) |
16 |
8 |
8 |
|
8 |
|
11. |
Отладка проекта. |
2 |
1 |
1 |
|
1 |
|
12. |
Демонстрация и обсуждение проекта. |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
7 |
29 |
|
|
И Т О Г О: |
72 |
36 |
36 |
|
||
Класс «Формоза» - мультимедийный проект |
Программа курса позволяет осваивать информационные технологии, усилить наглядную дидактическую основу формирования у младших школьников естественнонаучных и обществоведческих знаний; позволяет формировать общую культуру, эрудицию; развивать познавательные интересы школьников; на основе показа природных процессов и явлений, не доступных в данный момент и виртуальных путешествий.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшее условие развития личности ученика при изучении курса окружающего мира и формирования информационно-коммуникационной компетентности.
Занятие кружка проходит один раз в неделю: первый час «Окружающий мир»- проводит учитель начальных классов, второй – ИКТ – учитель информатики.
При разработке творческих проектов по теме «Мир вокруг меня» используются традиционные источники информации: книги, ресурсы Интернет, готовые диски: «Большая детская энциклопедия», «Детская энциклопедия, 2006г», «Хочу всё знать. Детская энциклопедия», «Мир природы», «Естествознание», «Природа России», «Моё тело. Как оно устроено?», «Моё тело. Анатомия и физиология», «Птицы России. Нескучная энциклопедия для детей и их родителей», «Энциклопедия животных КМ 2006 г», «Весёлый зоопарк. Игра, видеоролики, энциклопедия, задания», «Мои первые животные», «Учим географию», «Вокруг света», «Увлекательный мир астрономии», «Земля. Мир. Россия. Энциклопедия», «Что такое хорошо и что такое плохо? Правила поведения в сложных ситуациях», «Природа. Человек. Общество. Электронное учебное пособие».
В процессе работы над проектом учащиеся чётко осознают, что те знания, которые они приобретают, могут быть применены на практике, для самостоятельной работы над развитием своего культурного уровня и информационной компетентности.
В результате развития информационной компетентности младших школьников в условиях компьютерной среды достигаются значительные результаты в развитии познавательной сферы и эрудиции.