Тип урока: Комбинированный по технологии концентрированного обучения.
Структура урока:
- Лекция
- Самостоятельная работа
- Практическое занятие
- Зачёт
Общие методы:
- Повторение: восприятие, понимание.
- Осмысление, запоминание.
- Применение, закрепление.
- Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.
Средства наглядности:
1) Плакаты:
- «Виды ремонтов»;
- «Пружинные манометры».
2) Таблицы:
- «Алгоритм разбора манометров»;
- «Блок-схема основных неисправностей».
3) Информационный материал:
- Учебник Жарковский Б.И. «Приборы автоматического контроля т регулирования», гл.12, *7;
- Жарковский Б.И «Справочник молодого слесаря по КИП и А», гл. 4, *4.4
4) Пружинные манометры типов МТИ, ОБМ.
5) Набор инструментов.
6) Ручка, мел, доска, указка.
7) Инструкционная карта: «Ремонт электроизмерительных приборов».
8) Контрольные вопросы.
9) ТСО: кадаскоп.
Цели:
Обучающие:
1. Изучить устройство, принцип действия, работу пружинных манометров.
2. Сформировать первоначальные умения по ремонту манометров.
Развивающие:
- Развить умение анализировать причины неисправностей и способы их устранения.
- Развитие визуальных аналитических навыков по нахождению дефектов пружинных манометров.
Воспитательные:
- Воспитание самостоятельности и самоконтроля.
- Привитие навыков аккуратности в оформлении конспектов.
- Строго соблюдать правила техники безопасности.
1-й урок
Проблемная лекция
Цель: сформировать и углубить знания о приборах измерения давления.
Ход урока
- Организационная часть,
- Сообщить тему и цель урока.
Предлагаю вашему вниманию вопросы для повторения: по опорному конспекту.
- Что называется давлением? В каких единицах измеряется?
- Какое бывает давление?
- Из каких узлов и деталей состоит пружинный манометр?
- Как классифицируются манометры по классу точности?
- Как подбирается манометр с учетом его предела?
- Как эксплуатируется манометр? Какие требования ТБ необходимо соблюдать?
Чтобы ответить на эти вопросы, воспользуйтесь опорным конспектом, плакатами своими конспектами.
- Задание всем понятно - 2-3 минуты готовиться.
Раздаю информационный материал.
Опрос по желанию с места, у доски.
В процессе эксплуатации у манометров возникают отказы-неисправности.
Демонстрация видов брака.
Обратимся к таблице «Неисправности…» и остановимся по подробнее на причинах:
- Почему возникает та или иная неисправность?....
Проговариваем таблицу
Эта таблица вам необходима к подготовке к экзаменам, защите. Поэтому ее сохраните, и вклейте в конспект.
Анализ работы:
- Выставление оценок за 1 урок.
2-й урок
Самостоятельная работа
Цель: Научить студентов пользоваться информационно-справочным материалом для более углублённого усвоения лекционного материала, его осмысления.
Ход урока
- Организационная часть.
- Повторить вопросы лекции 1 урока:
Я предлагаю для более глубокого и осмысленного изучения этих элементов самостоятельно проработать материал учебника Жарковский Б. И. и выполнить задание:
1. Прочитать учебник *7 главы 12;
2. Ответить письменно на вопросы главы:
3. Решите задачу.
На выполнение задания отводится 30 минут. Время ограничено. Необходимо учиться распределять свое время.
Сделать анализ работ - проверка работы и выставление оценок за 2 урок.
3-й урок
Практическое занятие
Цель: Освоение диагностирования неисправностей манометров и методов их ремонта.
Ход урока
1. Организационная часть – 2 минуты.
Рассаживаются по двое. Выдача инструкционных карт.
2. Вводный инструктаж:
а) ознакомление с темой и целью урока;
б) подведение итогов по предыдущим урокам;
в) введение в тему. Знакомство с инструкционной картой. Повтор ТБ. – 5-10 минут.
3. Распределение электроизмерительных приборов.
4. Текущий инструктаж. Наблюдение за ходом работы и дисциплиной труда соблюдение ТБ. Целевые обходы. 5-10 минут.
5. Сбор работ. Уборка рабочих мест.
6. Заключительный инструктаж итогов с указанием успехов и недостатков. Демонстрация лучших работ, видов брака выставление оценок по критериям.
Критерии оценок за практическую работу:
- Скорость выполнения.
- Аккуратность в работе.
- Качество выполнения работы
- Правильность (чёткость) в работе.
5. Соблюдение ТБ
Результаты К.У. внесены в таблицу.
№ |
Ф. И. |
Критерии |
К.У. |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4-й урок
Зачёт
Цель: Проверка степени усвоения знаний.
Ход урока
Зачёт проводится с применением тестового материала. Тест состоит из 10 заданий.
Результаты заданий студенты оценивают по «Шкале оценок», применяя самоконтроль.
Шкала оценок:
10-9 заданий - «5»
8-9 заданий - «4»
7-8 заданий – «3»
до 7 заданий - «2»
Обсуждение К.У. – коэффициента усвоения.
Анализ работы педагога на блоке. Вопросы:
Анализ работы педагога и студентов на блоке.
Вопросы:
- Что было наиболее интересным на уроке?
- Что запомнилось?
- Какие трудности испытывали на уроке?
- Что было непонятным?
В заключение урока хотелось бы внести термин «Унификация» сигнала. Это тема последующих занятий.
1. Оценки за урок (общие).
2. Домашнее задание на следующий урок.
Инструкционная карта
Тема. Разборка, ремонт и настройка манометров.
Цель: Освоение диагностирования неисправностей манометров и методов их ремонта.
Объект работы. Монтажный стол с источником давления и ремонтируемый манометр.
Задание |
Указание к выполнению задания |
Источник информации |
Определить тип прибора, его класс точности и предел измерения | Внимательно осмотреть шкалу прибора и выполнить задание. Например, манометр типа МК/манометр кислородный/, класс точности 1,0, и предел измерения 0-0,6МГ1а/0-6 кгс/см / | См. 2, §3 гл.4; конспект по курсу «Контрольно-измерительные приборы автоматика» |
Определить материал трубчатой пружины манометра, её подвод к штуцеру | Обратить внимание на цвет трубчатой пружины: кроме специального назначения пружины изготовляют из латуни или стали /для высокого давления/; на способ соединения пружины со штуцером | Манометр /без корпуса/, установленный на монтажном столе |
Перечислить и назвать основные элементы пружинного манометра | Внимательно рассмотреть работу кинематического узла прибора при воздействии усилия на трубчатую пружину | То же |
Попытайтесь начертить кинематическую схему прибора/упрощенно/. | Используйте полученные знания из задания /см.п.З/ | |
Представьте алгоритм разборки манометра | Учащиеся должны указать последовательности операций по разборке корпуса прибора и разборки кинематического узла | См./2/,рис. 78,а, б §6 гл. XI |
Опишите порядок ремонта при замене трубчатой пружины | Студенты должны определить метод демонтажа старой трубчатой пружины используемый инструмент и приспособления; тип припоя; метод опрессовки после замены и пайки новой пружины | То же |
Какие операции производятся при регулировании секторного передаточного механизма пружинного манометра? | Рассмотреть работу зубчатого сектора и трибки /см. /2/,рис.78//. | |
Как устраняется постоянная по величине и знаку погрешность измерений манометра? | Тщательно проверить манометр на специальном прессе; определить величину погрешности; проверить свои предположения с источниками информации; устранить погрешность; произвести запись о проделанной работе | |
Описать и устранить пропорциональное изменение погрешности измерения манометра | Проследить знак погрешности при поверки на специальном прессе определить величину погрешности; проверить свои предполагаемые действия по настройке прибора с источниками информации; устранить погрешность; произвести запись о проделанной работе | |
Описать порядок поверки манометров на грузопоршневом манометре типа МП | Внимательно осмотреть и усвоить назначение образцового контрольного/манометра и маховика пресса. Студенты должны знать назначение калибровочных грузов, место установки проверяемых манометров, определить назначение различных вентилей пресса | См./2/,рис.78, 210 §6 гл.XI |