Проектная деятельность как инструмент познания мира и самого себя на основе представления знаний учащихся из различных предметных областей в выбранных компьютерных средах

Разделы: Информатика


Приоритетной задачей образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них нравственной ценности здоровья, здорового образа жизни. Выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье важнейшее условие при решении этой задачи.

Организационно-педагогические условия образовательного процесса и методы работы учителя на уроке составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Одним из основных принципов, лежащих в основе здоровьесберегающих образовательных технологий, является активизация творческих возможностей учащихся.

Информационные технологии могут помочь в решении проблем здоровьесбережения. Если научить ребенка еще в школе грамотно использовать информационные коммуникационные технологии, т.е. повысить уровень ИКТ компетентности (способность грамотно применять свои знания и умение работы с информацией), то это обеспечит ему возможность с меньшими силами более увлеченно и осознанно получать знания.

В настоящее время большое внимание уделяется процессу информатизации школы. А это значит, что у учащихся должна появиться осознанная мотивация использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией.

Давно известен факт, что если человек что-то делает с удовольствием, то он меньше устает. Как сделать процесс обучения интересным, полезным, своевременным и менее трудоемким?

Желание повысить качество обучения неизбежно приводит к поиску новых форм преподавания с использованием компьютерных технологий. Компьютерные технологии сегодня выступают не только и не столько как предмет изучения, а как инструмент познания, инструмент представления своих знаний из различных предметных областей в выбранных программных средах.

Информатика как предмет, на который выделяется незначительное количество учебных часов, требует от учителя профессиональной подготовки и информационно-коммуникационной компетентности учителя. При подготовке учителю часто приходится использовать специальную литературу, неадаптированную для учащихся, решать проблемы преобразования информации в форму, доступную для понимания учащимися.

В нашей школе в 10 – 11 классе (2 часа в неделю) изучается расширенный базовый курс информатики с учетом технических возможностей кабинета информатики. (Оснащение компьютерного класса: портативный класс iBook, сетевой класс «Формоза».)

В процессе преподавания разработана система мер по мотивации учащихся, по методике формирования общих и специальных навыков, созданы оптимальные условия для формирования интеллектуальной деятельности детей и обеспечения высокой результативности обучения.

Содержание курса сочетает в себе все три существующих сейчас основных подхода в обучении информатике в школе и отражает важнейшие аспекты её общеобразовательной значимости:

  • «пользовательский» аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, информационной культуры; подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий;
  • «алгоритмический (программистский)» аспект, связанный в большей мере с развитием мышления школьников;
  • «кибернетический» аспект, связанный с формированием мировоззренческих представлений о роли информации в управлении информационными процессами в системах различной природы.

Для реализации программы курса используются технологии проектов, которые целенаправленно побуждают учащихся на эмоциональную и интеллектуальную деятельность.

На уроках информатики учащиеся работают в режиме творческого развития, получают базовый уровень знаний и умений, затем создают учебные мини-проекты, на которых отрабатывают общие и специальные умения. Разработаны требования к межпредметным проектам, введен модульный контроль. Дидактические материалы разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся, что способствует достаточно быстрому усвоению учебного материала.

Кроме уроков информатики, по желанию, ученики могут посещать факультативы, получая дополнительно знания по ИКТ:

  1. «Мультимедиа» - 10 класс
  2.  «Web-дизайн» - 11 класс

В числе мер здоровьесбережения, реализация которых целесообразна на уроках информатики, выделены:

  • выработка умений перерабатывать и представлять информацию;
  • выработка понимания адресной направленности информации;
  • формирование навыков критического осмысления информации;
  • формирование навыков обоснования альтернативных позиций;
  • формирование навыков интерпретации информации;
  • выработка умений хранить и использовать информацию.

Большую роль в системе использования здоровьесберегающих ресурсов обучения информатике играет самостоятельная деятельность школьников. Повышение доли самостоятельной работы, осуществляемой в индивидуальном темпе, создает комфортную среду обучения и наносит меньший вред психическому здоровью обучаемых.

Проектный метод является альтернативой использованию других обучающих методов и наиболее подходит для учеников, углубленно изучающих не только информатику, но и другие образовательные дисциплины. При его использовании за сравнительно короткий срок достигается максимальный обучающий эффект. В процессе работы над проектом происходит не просто накопление знаний, но их творческая реорганизация в неизученных ситуациях.

Широкое использование в учебном процессе метода проектов является благотворной почвой для осуществления межпредметных связей, развития абстрактного мышления.

Межпредметные связи реализуются через использование содержательного материала учебных предметов, через освоение специфических методов и понятий, через суждения, опровержения, умозаключения и доказательства, на основе развития логического мышления учащихся в процессе обучения.

Примеры ученических проектов в курсе Информатики:

10 класс - Мультимедийные проекты: "Мир вокруг меня", "Проблемы молодежи", "Праздники Британии", "Английское страноведение", "В мире английской прозы и поэзии" , "60-летие разгрома фашистских войск под Москвой", "Никто не забыт! Ничто не забыто!", “Моя семья”, "От Москвы до самых до окраин" и т.п.

11 класс - Web - проекты: "Личная Web-страница", "Город равных возможностей", "Разработка образовательных ресурсов по школьным предметам с элементами самоконтроля"

Таблица: Межпредметные связи курса информатики (Приложение 1)

На основании межпредметных связей дисциплин школьного курса видно, что информатика носит надпредметный характер, имеет наибольшее число содержательных и методических пересечений с другими дисциплинами, что позволяет использовать ее в качестве интегрирующей основы для сбора и систематизации ресурсов здоровьесбережения при применении различных педагогических технологий.

Решение задач сохранения здоровья учащихся при обучении информатике не может рассматриваться обособлено от общей системы здоровьесбережения, реализуемой в учебном заведении. Использование здоровьесберегающих методов обучения в отличие от традиционных методов способствует более эффективному сохранению и укреплению здоровья школьников и обеспечивает оптимальную реализацию целей образовательного процесса.

С 1996 года в нашей школе сложилась традиция сдачи экзамена по выбору в виде защиты межпредметного проекта – реферата, выполненного в виде творческого компьютерного проекта. В начале учебного года перед учащимися ставится проблема - выполнение творческого проекта. Экзаменационные работы являются итогом длительного и серьёзного интеллектуального труда школьника, и по своему оформлению они приближаются к реализации требований, предъявляемых к научной работе. При выполнении проекта учащиеся работают равномерно в течение учебного года. Работа планируется в референтной группе, микро-социуме, определяется общая цель и сроки, распределяются роли в зависимости от наклонностей, способностей, знаний, умений, навыков. При организации работы как на уроке, так и вне его используются новые материальные средства обучения (телекоммуникации).

Предмет выбирается учеником самостоятельно, а тема определяется путем согласования с учителем-предметником.

Из отзывов учащихся о проектной деятельности:

«… Проект предоставил мне возможность раскрыть свой творческий потенциал. Я самостоятельно выбирал тему, которая меня интересует, и углубил свои знания в выбранной предметной области. В сфере информатики я учился работать в различных компьютерных средах, искать информацию и обрабатывать её. Разрабатывая образовательный проект, учился правильно распределять своё время, разумно организовывать свою трудовую деятельность. Кроме того, я приобрел навыки публичного выступления при защите собственного проекта…» (Волков Дмитрий, 11 класс)

Проекты, выполненные учениками под руководством учителей информатики и предметников, востребованы. Они используются на уроках как наглядные пособия, как задания при проведении лабораторных работ, как дидактические материалы и как обучающие и контролирующие программы.

Работая над проектом, повышается мотивация к учению. У учащегося наблюдается интерес к творчеству. Развиваются организаторские способности. Проектная деятельность позволяет учитывать интересы и направленность учащихся при использовании содержательной области проектов, способствует развитию креативности, возможности раскрытия и реализации своей внутренней фантазии с помощью компьютерных технологий и способствует успешной социализации в дальнейшем.

Возрастной аспект профессионального самоопределения учащихся 10 – 11 классов характеризуется как период уточнения социально-профессионального статуса.

Наиболее значимой предпосылкой актуализации профессионального самоопределения старшеклассников является субъектный подход, ставящий в центр внимания педагогов самого человека. Моделирование процесса проектной деятельности осуществляется при соблюдении следующих требований:

  • опора на личностный творческий потенциал старшеклассника,
  • учет возрастного своеобразия его развития,
  • включение в привлекательные для него предметные сферы творческой самореализации,
  • социально-личностное значимое «самоосуществление» им индивидуального стиля жизненного пути.

Практика работы показывает, что многие выпускники выбирали проектно-исследовательскую форму сдачи экзаменов.

В 1999/2000 учебном году представили проекты на защиту при сдаче экзамена по выбору три выпускника (одна девушка и два юноши)
В 2000/2001 учебном году защитили 14 проектов (6 девушек и 10 юношей)
В 2001/2002 учебном году защитили 13 проектов (9 девушек и 4 юноши)
В 2002/2003 учебном году защитили 14 проектов (11 девушек и 3 юноши)
В 2003/2004 учебном году защитили три проекта (одна девушка и два юноши)
В 2004/2005 учебном году защитили 26 проектов (16 девушек и 10 юношей)
В 2005/2006 учебном году защитили 12 проектов (8 девушек и 4 юноши)
В 2006/2007 учебном году защитили 21 проект (13 девушек и 8 юношей)
В 2007/2008 учебном году защитили 35 проектов (20 девушек и 15 юношей)

(В 2008/2009 учебном году работают над исследовательскими проектами учащиеся 3 – 10 классов.)

Проектно-исследовательская форма деятельности учащихся дает широкую возможность самореализации, самоопределения, социального выбора. Проектная деятельность приближает результат процесса профессионального самоопределения, т.е. обеспечивает готовность к выбору будущей профессии, сферы профессиональной деятельности. Многие выпускники выбирают для своего дальнейшего образования ВУЗы, спрофилированные на изучение информатики, компьютерной техники и технологий.

Учащиеся чувствуют значимость и своевременность своих творений.

Работы учеников регулярно размещаются на школьном сайте в сети Интернет, пополняя русскоязычный образовательный ресурс:

http://schools.keldysh.ru/school1413/ - сайт школы 1413 (живет в сети Интернет с 1999 года)
http://ikt14132007.narod.ru/vup2007/main.htm
http://1413.ruclass.ru/news/1257.html

Итоги проектно – исследовательской деятельности учащихся школы с 1999 года по настоящее время 400 проектов (мультимедийных и Web), пополнивших школьный образовательный ресурс.

Предмет

Кол-во проектов

Теоретическое консультирование

иностранный язык
(английский, французский)

210

Кравчук Н.Г., учителя иностранного языка

астрономия

30

Иванова М.А.

физика

11

Иванова М.А.

литература

8

Белухина Т.С., Сеземова Л.В.,
Гилод Н.И.

математика

2

Гилева И.А., Кононова Н.Н.

биология

30

Кособуцкая Л.В.

география, экология

13

Смирнова Ю.К.

экономика

10

Смирнова Ю.К.

история, право

12 + 1 (мега проект: 23мини)

Кондакова М.Ю., Федорова Л.Н.

химия

5

Трубина Н.А.

информатика и ИКТ

50

Ярочкина Г.А.

Технология

2

Гриднева И.П.

начальная школа

10
уроки с компьютерной поддержкой
http://nachsch1413.narod.ru/www_nach/mas.htm

Данилова Г.Н., Макарова Р.Б., Бездетная Т.Н., Кузнецова Н.В., Митрофанова Н.Е. и др.

Многие авторы проектов являются призерами окружных, городских конкурсов компьютерных проектов:

 

 

Окружной конкурс

Городской

Региональный

год

Кол-во лучших школьных проектов

участник

Похвальный лист

Диплом

участник

Диплом

участник

Диплом

1999/2000

6

6

 

6

4

 

2

2

2000/2001

23

23

4

19

2

2

1

1

2001/2002

26

26

15

11

11

4

4

4

2002/2003

12

12

3

9

8

2

4

 

2003/2004

6

6

 

3

4

1

2

1

2004/2005

6

6

 

1

6

1

 

 

2005/2006

6

6

 

 

6

 

 

 

2006/2007

5

14

4

10

1

1

1

1

2007/2008

17

15

 

16

10

2

2

2

  • Московский конкурс ученических проектов, Дипломы
  • Международная компьютерная выставка «Визионер» (www.mediateka.ru), Дипломы;
  • Российская научно-практическая конференция «Поиск», Дипломы;
  • Российская научно-практических конференциях "Шаг в будущее", Дипломы.
  • Apple IMC Россия Всероссийский конкурс видеоклипов «Мы носимся по школе», Дипломы
  • Фестиваль «Юные таланты Московии», Дипломы
  • Ученические проекты демонстрировались в рамках работы международных компьютерных выставок, таких как "Школа 2000", «Технологии Internet в образовании», "Интернет в образовании", "Интернет ШОУ", на международной выставке «Дни образования в Москве 2007».

Сформирован и теоретически обобщен педагогический опыт, который используется методическими объединениями учителей школ 758 и 1413 и на курсах повышения квалификации. Учителя-предметники, прошедшие обучение, широко используют полученные знания по ИКТ в своей педагогической практике, пополняя свою методическую лабораторию через сайты ЦИТУО, ФИО, ГОУ СОШ № 1413: www.9151394.ru; http://fio.ru; http://nachsch1413.narod.ru/www_nach/index1.htm

Педагогический опыт представлен:

  • на окружном семинаре «Применение информационных технологий в учебном процессе» (Москва, 2000 год),
  • на XI Международной конференции-выставке «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2001» http://ito.edu.ru/2001/ito/I/2/I-2-40.html), (Москва, 2001 год),
  • на Международной конференции посвященной П.Я. Гальперину (Москва, МГУ, факультет психологии, 2002 год),
  • на окружном семинаре «Курс информатики с применением портативного класса IBook» (Москва, 2003 год)
  • на окружном семинаре «Применение информационных технологий в рамках урочной и внеурочной деятельности на базе начальной школы 1413» (Москва, 2006 год), «Проектный метод в курсе Технология» (Москва, 2007 год)
  • в докладе участника конкурса на соискание Гранта Москвы в области науки и технологий в сфере образования 2006 г.

В публикациях:

  • «Защита экзаменационного компьютерного проекта – одна из форм итоговой аттестации учащихся», интернет журнал «Вопросы Интернет образования», №38, 2006г. http://vio.fio.ru/vio_38/cd_site/Articles/art_1_1.htm
  • «Проект “Личная Web-страница”. Из опыта работы», интернет журнал «Вопросы Интернет образования», №48, 2007 г. http://vio.fio.ru/vio_48/cd_site/Articles/art_2_4.htm

Обобщая свой многолетний педагогический опыт, можно сделать вывод, что выбранная методика, содержащая здоровьесберегающие методы и средства обучения, способствует гармоничному духовному и физическому развитию школьников, повышению их работоспособности, дает выпускникам стойкие, глубокие знания, не подрывая их здоровья, положительно сказывается на эффективности обучения информатике и способствует осознанному социальному выбору в дальнейшем.

Выпускники закончили школу с медалями:

В 1999/2000 учебном году: 1 с золотой и 1 с серебряной.
В 2000/2001 учебном году: 5 с золотой и 2 с серебряной.
В 2001/2002 учебном году: 2 с золотой и 9 с серебряной.
В 2002/2003 учебном году: 6 с золотой и 5 с серебряной.
В 2003/2004 учебном году: 5 с золотой и 2 с серебряной.
В 2004/2005 учебном году: 9 с золотой и 9 с серебряной.
В 2005/2006 учебном году: 7 с золотой и 9 с серебряной.
В 2006/2007 учебном году: 9 с золотой и 5 с серебряной.
В 2007/2008 учебном году: 9 с золотой и 6 с серебряной.

Учителя и школьники грамотно используют ИКТ ресурсы в учебной и профессиональной деятельности. Многие выпускники возвращаются в родную школу в качестве учителей и с интересом овладевают проектно-исследовательскими технологиями обучения.

Используемая литература

  1. С.М.Диденко, И.Ф.Комарова, В.А.Шапцев «Здоровьесберегающие информационные технологии-актуальный сегмент ИТ-отрасли»
  2. Л.А.Тараканова «Здоровьесберегающие технологии»// Завуч. – 2002. - №2. – С.120-128
  3. В.И. Слободчиков «Антропологический смысл исследовательской работы школьников»
  4. А.П.Грачева «Методика обучения информатике в условиях формирования здоровьесберегающей среды школы», Москва 2007
  5. Александр Глебко «Компьютер сводит с ума». http://www.medmedia.ru/printarticle.html?715591
  6. А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
  7. В.Ю.Пузыревский «Школьная система и здоровьесберегающие образовательные технологии»
  8. О.А.Соколова «Оценка некоторых образовательных технологий по их здоровьесберегающей направленности»
  9. Е.И.Гусева «Здоровьесберегающая среда школы»
  10. И.Н Королева, Г.А Ярочкина. «Защита экзаменационного компьютерного проекта – одна из форм итоговой аттестации учащихся», интернет журнал «Вопросы Интернет образования», №38, 2006 http://vio.fio.ru/vio_38/cd_site/Articles/art_1_1.htm
  11. И.Н Королева, Г.А Ярочкина. «Проект “Личная Web-страница”. Из опыта работы», интернет журнал «Вопросы Интернет образования», №48, 2007 http://vio.fio.ru/vio_48/cd_site/Articles/art_2_4.htm