Приоритетной задачей образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них нравственной ценности здоровья, здорового образа жизни. Выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье важнейшее условие при решении этой задачи.
Организационно-педагогические условия образовательного процесса и методы работы учителя на уроке составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Одним из основных принципов, лежащих в основе здоровьесберегающих образовательных технологий, является активизация творческих возможностей учащихся.
Информационные технологии могут помочь в решении проблем здоровьесбережения. Если научить ребенка еще в школе грамотно использовать информационные коммуникационные технологии, т.е. повысить уровень ИКТ компетентности (способность грамотно применять свои знания и умение работы с информацией), то это обеспечит ему возможность с меньшими силами более увлеченно и осознанно получать знания.
В настоящее время большое внимание уделяется процессу информатизации школы. А это значит, что у учащихся должна появиться осознанная мотивация использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией.
Давно известен факт, что если человек что-то делает с удовольствием, то он меньше устает. Как сделать процесс обучения интересным, полезным, своевременным и менее трудоемким?
Желание повысить качество обучения неизбежно приводит к поиску новых форм преподавания с использованием компьютерных технологий. Компьютерные технологии сегодня выступают не только и не столько как предмет изучения, а как инструмент познания, инструмент представления своих знаний из различных предметных областей в выбранных программных средах.
Информатика как предмет, на который выделяется незначительное количество учебных часов, требует от учителя профессиональной подготовки и информационно-коммуникационной компетентности учителя. При подготовке учителю часто приходится использовать специальную литературу, неадаптированную для учащихся, решать проблемы преобразования информации в форму, доступную для понимания учащимися.
В нашей школе в 10 – 11 классе (2 часа в неделю) изучается расширенный базовый курс информатики с учетом технических возможностей кабинета информатики. (Оснащение компьютерного класса: портативный класс iBook, сетевой класс «Формоза».)
В процессе преподавания разработана система мер по мотивации учащихся, по методике формирования общих и специальных навыков, созданы оптимальные условия для формирования интеллектуальной деятельности детей и обеспечения высокой результативности обучения.
Содержание курса сочетает в себе все три существующих сейчас основных подхода в обучении информатике в школе и отражает важнейшие аспекты её общеобразовательной значимости:
- «пользовательский» аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, информационной культуры; подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий;
- «алгоритмический (программистский)» аспект, связанный в большей мере с развитием мышления школьников;
- «кибернетический» аспект, связанный с формированием мировоззренческих представлений о роли информации в управлении информационными процессами в системах различной природы.
Для реализации программы курса используются технологии проектов, которые целенаправленно побуждают учащихся на эмоциональную и интеллектуальную деятельность.
На уроках информатики учащиеся работают в режиме творческого развития, получают базовый уровень знаний и умений, затем создают учебные мини-проекты, на которых отрабатывают общие и специальные умения. Разработаны требования к межпредметным проектам, введен модульный контроль. Дидактические материалы разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся, что способствует достаточно быстрому усвоению учебного материала.
Кроме уроков информатики, по желанию, ученики могут посещать факультативы, получая дополнительно знания по ИКТ:
- «Мультимедиа» - 10 класс
- «Web-дизайн» - 11 класс
В числе мер здоровьесбережения, реализация которых целесообразна на уроках информатики, выделены:
- выработка умений перерабатывать и представлять информацию;
- выработка понимания адресной направленности информации;
- формирование навыков критического осмысления информации;
- формирование навыков обоснования альтернативных позиций;
- формирование навыков интерпретации информации;
- выработка умений хранить и использовать информацию.
Большую роль в системе использования здоровьесберегающих ресурсов обучения информатике играет самостоятельная деятельность школьников. Повышение доли самостоятельной работы, осуществляемой в индивидуальном темпе, создает комфортную среду обучения и наносит меньший вред психическому здоровью обучаемых.
Проектный метод является альтернативой использованию других обучающих методов и наиболее подходит для учеников, углубленно изучающих не только информатику, но и другие образовательные дисциплины. При его использовании за сравнительно короткий срок достигается максимальный обучающий эффект. В процессе работы над проектом происходит не просто накопление знаний, но их творческая реорганизация в неизученных ситуациях.
Широкое использование в учебном процессе метода проектов является благотворной почвой для осуществления межпредметных связей, развития абстрактного мышления.
Межпредметные связи реализуются через использование содержательного материала учебных предметов, через освоение специфических методов и понятий, через суждения, опровержения, умозаключения и доказательства, на основе развития логического мышления учащихся в процессе обучения.
Примеры ученических проектов в курсе Информатики:
10 класс - Мультимедийные проекты: "Мир вокруг меня", "Проблемы молодежи", "Праздники Британии", "Английское страноведение", "В мире английской прозы и поэзии" , "60-летие разгрома фашистских войск под Москвой", "Никто не забыт! Ничто не забыто!", “Моя семья”, "От Москвы до самых до окраин" и т.п.
11 класс - Web - проекты: "Личная Web-страница", "Город равных возможностей", "Разработка образовательных ресурсов по школьным предметам с элементами самоконтроля"
Таблица: Межпредметные связи курса информатики (Приложение 1)
На основании межпредметных связей дисциплин школьного курса видно, что информатика носит надпредметный характер, имеет наибольшее число содержательных и методических пересечений с другими дисциплинами, что позволяет использовать ее в качестве интегрирующей основы для сбора и систематизации ресурсов здоровьесбережения при применении различных педагогических технологий.
Решение задач сохранения здоровья учащихся при обучении информатике не может рассматриваться обособлено от общей системы здоровьесбережения, реализуемой в учебном заведении. Использование здоровьесберегающих методов обучения в отличие от традиционных методов способствует более эффективному сохранению и укреплению здоровья школьников и обеспечивает оптимальную реализацию целей образовательного процесса.
С 1996 года в нашей школе сложилась традиция сдачи экзамена по выбору в виде защиты межпредметного проекта – реферата, выполненного в виде творческого компьютерного проекта. В начале учебного года перед учащимися ставится проблема - выполнение творческого проекта. Экзаменационные работы являются итогом длительного и серьёзного интеллектуального труда школьника, и по своему оформлению они приближаются к реализации требований, предъявляемых к научной работе. При выполнении проекта учащиеся работают равномерно в течение учебного года. Работа планируется в референтной группе, микро-социуме, определяется общая цель и сроки, распределяются роли в зависимости от наклонностей, способностей, знаний, умений, навыков. При организации работы как на уроке, так и вне его используются новые материальные средства обучения (телекоммуникации).
Предмет выбирается учеником самостоятельно, а тема определяется путем согласования с учителем-предметником.
Из отзывов учащихся о проектной деятельности:
«… Проект предоставил мне возможность раскрыть свой творческий потенциал. Я самостоятельно выбирал тему, которая меня интересует, и углубил свои знания в выбранной предметной области. В сфере информатики я учился работать в различных компьютерных средах, искать информацию и обрабатывать её. Разрабатывая образовательный проект, учился правильно распределять своё время, разумно организовывать свою трудовую деятельность. Кроме того, я приобрел навыки публичного выступления при защите собственного проекта…» (Волков Дмитрий, 11 класс)
Проекты, выполненные учениками под руководством учителей информатики и предметников, востребованы. Они используются на уроках как наглядные пособия, как задания при проведении лабораторных работ, как дидактические материалы и как обучающие и контролирующие программы.
Работая над проектом, повышается мотивация к учению. У учащегося наблюдается интерес к творчеству. Развиваются организаторские способности. Проектная деятельность позволяет учитывать интересы и направленность учащихся при использовании содержательной области проектов, способствует развитию креативности, возможности раскрытия и реализации своей внутренней фантазии с помощью компьютерных технологий и способствует успешной социализации в дальнейшем.
Возрастной аспект профессионального самоопределения учащихся 10 – 11 классов характеризуется как период уточнения социально-профессионального статуса.
Наиболее значимой предпосылкой актуализации профессионального самоопределения старшеклассников является субъектный подход, ставящий в центр внимания педагогов самого человека. Моделирование процесса проектной деятельности осуществляется при соблюдении следующих требований:
- опора на личностный творческий потенциал старшеклассника,
- учет возрастного своеобразия его развития,
- включение в привлекательные для него предметные сферы творческой самореализации,
- социально-личностное значимое «самоосуществление» им индивидуального стиля жизненного пути.
Практика работы показывает, что многие выпускники выбирали проектно-исследовательскую форму сдачи экзаменов.
В 1999/2000 учебном году представили проекты на защиту при сдаче экзамена по выбору три выпускника (одна девушка и два юноши)
В 2000/2001 учебном году защитили 14 проектов (6 девушек и 10 юношей)
В 2001/2002 учебном году защитили 13 проектов (9 девушек и 4 юноши)
В 2002/2003 учебном году защитили 14 проектов (11 девушек и 3 юноши)
В 2003/2004 учебном году защитили три проекта (одна девушка и два юноши)
В 2004/2005 учебном году защитили 26 проектов (16 девушек и 10 юношей)
В 2005/2006 учебном году защитили 12 проектов (8 девушек и 4 юноши)
В 2006/2007 учебном году защитили 21 проект (13 девушек и 8 юношей)
В 2007/2008 учебном году защитили 35 проектов (20 девушек и 15 юношей)
(В 2008/2009 учебном году работают над исследовательскими проектами учащиеся 3 – 10 классов.)
Проектно-исследовательская форма деятельности учащихся дает широкую возможность самореализации, самоопределения, социального выбора. Проектная деятельность приближает результат процесса профессионального самоопределения, т.е. обеспечивает готовность к выбору будущей профессии, сферы профессиональной деятельности. Многие выпускники выбирают для своего дальнейшего образования ВУЗы, спрофилированные на изучение информатики, компьютерной техники и технологий.
Учащиеся чувствуют значимость и своевременность своих творений.
Работы учеников регулярно размещаются на школьном сайте в сети Интернет, пополняя русскоязычный образовательный ресурс:
http://schools.keldysh.ru/school1413/ - сайт школы 1413 (живет в сети Интернет с 1999 года)
http://ikt14132007.narod.ru/vup2007/main.htm
http://1413.ruclass.ru/news/1257.html
Итоги проектно – исследовательской деятельности учащихся школы с 1999 года по настоящее время 400 проектов (мультимедийных и Web), пополнивших школьный образовательный ресурс.
Предмет |
Кол-во проектов |
Теоретическое консультирование |
иностранный язык |
210 |
Кравчук Н.Г., учителя иностранного языка |
астрономия |
30 |
Иванова М.А. |
физика |
11 |
Иванова М.А. |
литература |
8 |
Белухина Т.С., Сеземова Л.В., |
математика |
2 |
Гилева И.А., Кононова Н.Н. |
биология |
30 |
Кособуцкая Л.В. |
география, экология |
13 |
Смирнова Ю.К. |
экономика |
10 |
Смирнова Ю.К. |
история, право |
12 + 1 (мега проект: 23мини) |
Кондакова М.Ю., Федорова Л.Н. |
химия |
5 |
Трубина Н.А. |
информатика и ИКТ |
50 |
Ярочкина Г.А. |
Технология |
2 |
Гриднева И.П. |
начальная школа |
10 |
Данилова Г.Н., Макарова Р.Б., Бездетная Т.Н., Кузнецова Н.В., Митрофанова Н.Е. и др. |
Многие авторы проектов являются призерами окружных, городских конкурсов компьютерных проектов:
|
|
Окружной конкурс |
Городской |
Региональный |
||||
год |
Кол-во лучших школьных проектов |
участник |
Похвальный лист |
Диплом |
участник |
Диплом |
участник |
Диплом |
1999/2000 |
6 |
6 |
|
6 |
4 |
|
2 |
2 |
2000/2001 |
23 |
23 |
4 |
19 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2001/2002 |
26 |
26 |
15 |
11 |
11 |
4 |
4 |
4 |
2002/2003 |
12 |
12 |
3 |
9 |
8 |
2 |
4 |
|
2003/2004 |
6 |
6 |
|
3 |
4 |
1 |
2 |
1 |
2004/2005 |
6 |
6 |
|
1 |
6 |
1 |
|
|
2005/2006 |
6 |
6 |
|
|
6 |
|
|
|
2006/2007 |
5 |
14 |
4 |
10 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2007/2008 |
17 |
15 |
|
16 |
10 |
2 |
2 |
2 |
- Московский конкурс ученических проектов, Дипломы
- Международная компьютерная выставка «Визионер» (www.mediateka.ru), Дипломы;
- Российская научно-практическая конференция «Поиск», Дипломы;
- Российская научно-практических конференциях "Шаг в будущее", Дипломы.
- Apple IMC Россия Всероссийский конкурс видеоклипов «Мы носимся по школе», Дипломы
- Фестиваль «Юные таланты Московии», Дипломы
- Ученические проекты демонстрировались в рамках работы международных компьютерных выставок, таких как "Школа 2000", «Технологии Internet в образовании», "Интернет в образовании", "Интернет ШОУ", на международной выставке «Дни образования в Москве 2007».
Сформирован и теоретически обобщен педагогический опыт, который используется методическими объединениями учителей школ 758 и 1413 и на курсах повышения квалификации. Учителя-предметники, прошедшие обучение, широко используют полученные знания по ИКТ в своей педагогической практике, пополняя свою методическую лабораторию через сайты ЦИТУО, ФИО, ГОУ СОШ № 1413: www.9151394.ru; http://fio.ru; http://nachsch1413.narod.ru/www_nach/index1.htm
Педагогический опыт представлен:
- на окружном семинаре «Применение информационных технологий в учебном процессе» (Москва, 2000 год),
- на XI Международной конференции-выставке «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2001» http://ito.edu.ru/2001/ito/I/2/I-2-40.html), (Москва, 2001 год),
- на Международной конференции посвященной П.Я. Гальперину (Москва, МГУ, факультет психологии, 2002 год),
- на окружном семинаре «Курс информатики с применением портативного класса IBook» (Москва, 2003 год)
- на окружном семинаре «Применение информационных технологий в рамках урочной и внеурочной деятельности на базе начальной школы 1413» (Москва, 2006 год), «Проектный метод в курсе Технология» (Москва, 2007 год)
- в докладе участника конкурса на соискание Гранта Москвы в области науки и технологий в сфере образования 2006 г.
В публикациях:
- «Защита экзаменационного компьютерного проекта – одна из форм итоговой аттестации учащихся», интернет журнал «Вопросы Интернет образования», №38, 2006г. http://vio.fio.ru/vio_38/cd_site/Articles/art_1_1.htm
- «Проект “Личная Web-страница”. Из опыта работы», интернет журнал «Вопросы Интернет образования», №48, 2007 г. http://vio.fio.ru/vio_48/cd_site/Articles/art_2_4.htm
Обобщая свой многолетний педагогический опыт, можно сделать вывод, что выбранная методика, содержащая здоровьесберегающие методы и средства обучения, способствует гармоничному духовному и физическому развитию школьников, повышению их работоспособности, дает выпускникам стойкие, глубокие знания, не подрывая их здоровья, положительно сказывается на эффективности обучения информатике и способствует осознанному социальному выбору в дальнейшем.
Выпускники закончили школу с медалями:
В 1999/2000 учебном году: 1 с золотой и 1 с серебряной.
В 2000/2001 учебном году: 5 с золотой и 2 с серебряной.
В 2001/2002 учебном году: 2 с золотой и 9 с серебряной.
В 2002/2003 учебном году: 6 с золотой и 5 с серебряной.
В 2003/2004 учебном году: 5 с золотой и 2 с серебряной.
В 2004/2005 учебном году: 9 с золотой и 9 с серебряной.
В 2005/2006 учебном году: 7 с золотой и 9 с серебряной.
В 2006/2007 учебном году: 9 с золотой и 5 с серебряной.
В 2007/2008 учебном году: 9 с золотой и 6 с серебряной.
Учителя и школьники грамотно используют ИКТ ресурсы в учебной и профессиональной деятельности. Многие выпускники возвращаются в родную школу в качестве учителей и с интересом овладевают проектно-исследовательскими технологиями обучения.
Используемая литература
- С.М.Диденко, И.Ф.Комарова, В.А.Шапцев «Здоровьесберегающие информационные технологии-актуальный сегмент ИТ-отрасли»
- Л.А.Тараканова «Здоровьесберегающие технологии»// Завуч. – 2002. - №2. – С.120-128
- В.И. Слободчиков «Антропологический смысл исследовательской работы школьников»
- А.П.Грачева «Методика обучения информатике в условиях формирования здоровьесберегающей среды школы», Москва 2007
- Александр Глебко «Компьютер сводит с ума». http://www.medmedia.ru/printarticle.html?715591
- А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
- В.Ю.Пузыревский «Школьная система и здоровьесберегающие образовательные технологии»
- О.А.Соколова «Оценка некоторых образовательных технологий по их здоровьесберегающей направленности»
- Е.И.Гусева «Здоровьесберегающая среда школы»
- И.Н Королева, Г.А Ярочкина. «Защита экзаменационного компьютерного проекта – одна из форм итоговой аттестации учащихся», интернет журнал «Вопросы Интернет образования», №38, 2006 http://vio.fio.ru/vio_38/cd_site/Articles/art_1_1.htm
- И.Н Королева, Г.А Ярочкина. «Проект “Личная Web-страница”. Из опыта работы», интернет журнал «Вопросы Интернет образования», №48, 2007 http://vio.fio.ru/vio_48/cd_site/Articles/art_2_4.htm