Программные задачи
- Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю, малой Родине.
- Развивающая: ознакомить учеников с традициями, связанными с бытом кубанцев, рецептами приготовления простой и добротной народной пищи; передать и сохранить народные кубанские традиции доброты и гостеприимства.
- Обучающая: привить навыки приготовления традиционных старинных блюд кубанской кухни.
Учебно-методическое обеспечение урока:
- Наглядные пособия (плакаты, выставка книг).
- Уголок русской избы.
- Стол со снопом пшеницы.
- Кухонная утварь.
- Персональный компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Фотокамера.
- Плита электрическая.
- Крупа.
Ход урока
Учитель: Добрый день всем! Уважаемые гости, сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить о предмете многоликом и трудноопределимом. Культура – это то, что определяет существование народа и нации. Культура – это святыни нации, которые мы с вами собираем и развиваем (звучит музыка кубанского гимна).
Ты, Кубань, ты наша родина,
Вековой наш богатырь!
Многоводная, раздольная,
Разлилась ты вдоль и вширь.
Ребята, вам было дано домашнее задание подобрать материал о кубанской культуре.
Первый ученик: Россия уже давно стала общероссийским домом для разных народов, проживающих в ней. Мы, все собравшиеся здесь – частичка этого дома. А русский дом всегда славился гостеприимством, своим умением принимать гостей. Есть в русском языке слово, которому трудно найти аналог в других языках. Это слово хлебосольство. С ним связаны многие традиции, пословицы и поговорки, легенды и сказки. Хлеб и соль сопровождали все радостные события: встречу именитых людей, молодых в день свадьбы и др. по умению печь хлеб определялась домовитость хозяйки. «Как не придешь, у них всегда стол да скатерть» - говорил про хлебосольных хозяев на Руси.
Второй ученик: С давних времен на Руси, как и у других народов – землепашцев, почитался хлеб. В евангелии сказано – «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», то есть «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Оброненный случайно кусок хлеба надо было по старому русскому обычаю не только обтереть, но и поцеловать, и попросить у него прощения. Когда заканчивалась уборка урожая, праздновали на Кубани «последний сноп». Сноп – именинник – ставили на особый стол, вокруг него клали серпы, обвивали соломой и цветами, трижды крестились и низко кланялись, а затем, усевшись за другие столы, выпивали чарку, другую, закусывали ломтями хлеба, испеченного из нового зерна, ели мясные варева и кислое молоко с толокном, которое называлось денежем.
Третий ученик: Неотъемлемой частью культуры каждого народа является кухня. Недаром этнографы начинают исследование жизни любого народа с изучения его кухни, ибо в ней в концентрированном виде отражается истории, быт и нравы народа. Кубанская кухня в этом смысле не исключение, она также является частью нашей культуры, нашей истории. Кубанская кухня была очень разнообразна – все зависело оттого, каким был повод, что отмечалось. Традиции кубанской кухни тесно переплетаются с многочисленными праздниками.
Учитель: Какие же праздники отмечаются у нас на Кубани? Расскажите и назовите символ и смысл, с которым в старину связывали это блюдо?
Четвертый ученик: Например, Рождество (звучит тропарь праздника Рождества Христова). Навечерие Рождества Христова, известное по именем Сочельника или Сочевника. Народ русский исстари соблюдает особые благочестивые обычаи, которые служат своего рода приготовлением к празднику Рождества Христова. По заведенному обычаю, в Рождественский сочельник православные христиане постятся до позднего вечера, до появления первой звезды. Пред началом трапезы хозяева дома зетепляют лампаду у образов, ставят пред иконами восковые свечи, читают вслух молитвы, а затем приступают к угощению. Важнейшей принадлежностью стола на Рождественский сочельник служит кутья (сочиво), которая приготавливается из зерновой вареной пшеницы, ячменя, риса. Для сочива используется подготовленное зерно пшеницы, то есть сначала зерна толкут в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая чуть-чуть теплой воды, чтобы оболочка пшеницы полностью обрушилась. Затем ядра отделяют от плевел, отвеивая, просеивая и промывая, а затем варят на воде из чистых зерен обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу. Отдельно в специальной посуде растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, перемешивают до однородной массы и добавляют к каше. Если каша густая, ее надо разбавить охлажденной кипяченой водой. В последнюю очередь добавляют ядра грецких орехов.
Пятый ученик: Каша была вторым хлебом на Руси. Кашами называли не только вареные крупы, но и все, что варилось из измельченных продуктов. Были хлебные каши, рыбные, морковные, гороховые. Варились каши для достижения мирового договора. Отсюда пословицы «С ним каши не сваришь» и « Мы с ним одной каши». Дробленая крупа называлась варганя. Из нее можно было приготовить наскоро – отсюда глагол «сварганить». Совместный успех в общем начинании «творила» кутья. Она символизировала возрождение природы.
Шестой ученик: С незапамятных времен известно на Руси пресное и кислое тесто. Из пресного теста делали колядки, сочни, позже лапшу, пельмени, вареники. Из кислого дрожжевого теста пекли черный ржаной хлеб, без которого и по сей день немыслим кубанский стол. К XI веку появилась пшеничная мука, и ассортимент изделий резко увеличился, появились караваи, калачи, ковриги, пироги и прочие выпечки. Доброе уважительное отношение к хлебу отразилось в многочисленных пословицах и поговорках, сложенных в народе. Пироги, выпеченные кому-либо в дорогу пред отъездом из дома, назывались подорожниками. Были особые хлебальные пироги – с них срезали корку, а начинку ели ложками.
Учитель: назовите поговорки и пословицы о хлебе.
Ученики: «Дай Бог покой, да хлеб святой», «Рыба – вода, ягода – трава, а хлеб – всему голова», «Худ обед, коль хлеба нет», «Хлеб на стол, и стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска!», «Хлеба ни куска, так и тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай», «Как хлеб да квас, так все у нас».
Учитель: Какие старинные названия хлебы вы знаете?
Ученики: Смесный – хлеб, выпеченный из смешанной пополам пшеничной и ржаной муки. Решетный – хлеб, просеянный через решето. Ситный – хлеб, выпеченный из муки, просеянной через сито. Мякинный – хлеб, выпеченный из плохо просеянной муки с семенными пленками и остатками колосьев. Кирпичатый – хлеб, выпеченный из хорошо просеянной пшеничной муки. Каравай – особый круглый хлеб с украшениями.
Учитель: Назовите литературные произведения, в которых упоминается о кашах и о хлебе.
Ученики: «Колобок», «Царевна-лягушка», «Красная шапочка», «Маша и медведь», «Каша из топора».
Учитель: Вам предоставляется возможность показать свои способности в приготовлении каш.
(Команды готовят каши. Первая команда готовит рассыпчатую кашу, вторая – жидкую).
Проводится награждение участников, выставление оценок, подведение итогов урока, дается домашнее задание.
Список используемой литературы
- Бондарева Н.А. Культурные традиции кубанского казачества. Армавир, 2003.
- Во дни поста. Рецепты православной кухни. Проповеди Архимандрита Амвросия. (Юрасова) – Иванов: Параклит, 2002.
- Маслов А. Кубанская старина. // Православный вестник Кубани. № 1, 2006.
- Меджитова Э. Русская кухня – М.: Эксмо – Пресс, 2002.
- 65 рецептов на Великий пост. – 52 Серия: «Кухня, доступная всем». – Минск, МП «Крок Уперад», 1990.
- Толмачева А.Т. Земля на зернышке стоит // Читаем, учимся, играем. № 8, 2004.
- Шептун. Из истории Православной Церкви на Кубани. 1996.