Открытый урок технологии по теме "Единство культур кубанских народов в национальных традициях"

Разделы: Технология


Программные задачи

  1. Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю, малой Родине.
  2. Развивающая: ознакомить учеников с традициями, связанными с бытом кубанцев, рецептами приготовления простой и добротной народной пищи; передать и сохранить народные кубанские традиции доброты и гостеприимства.
  3. Обучающая: привить навыки приготовления традиционных старинных блюд кубанской кухни.

Учебно-методическое обеспечение урока:

  1. Наглядные пособия (плакаты, выставка книг).
  2. Уголок русской избы.
  3. Стол со снопом пшеницы.
  4. Кухонная утварь.
  5. Персональный компьютер.
  6. Мультимедийный проектор.
  7. Фотокамера.
  8. Плита электрическая.
  9. Крупа.

Ход урока

(Приложение 1)

Учитель: Добрый день всем! Уважаемые гости, сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить о предмете многоликом и трудноопределимом. Культура – это то, что определяет существование народа и нации. Культура – это святыни нации, которые мы с вами собираем и развиваем (звучит музыка кубанского гимна).

Ты, Кубань, ты наша родина,
Вековой наш богатырь!
Многоводная, раздольная,
Разлилась ты вдоль и вширь.

Ребята, вам было дано домашнее задание подобрать материал о кубанской культуре.

Первый ученик: Россия уже давно стала общероссийским домом для разных народов, проживающих в ней. Мы, все собравшиеся здесь – частичка этого дома. А русский дом всегда славился гостеприимством, своим умением принимать гостей. Есть в русском языке слово, которому трудно найти аналог в других языках. Это слово хлебосольство. С ним связаны многие традиции, пословицы и поговорки, легенды и сказки. Хлеб и соль сопровождали все радостные события: встречу именитых людей, молодых в день свадьбы и др. по умению печь хлеб определялась домовитость хозяйки. «Как не придешь, у них всегда стол да скатерть» - говорил про хлебосольных хозяев на Руси.

Второй ученик: С давних времен на Руси, как и у других народов – землепашцев, почитался хлеб. В евангелии сказано – «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», то есть «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Оброненный случайно кусок хлеба надо было по старому русскому обычаю не только обтереть, но и поцеловать, и попросить у него прощения. Когда заканчивалась уборка урожая, праздновали на Кубани «последний сноп». Сноп – именинник – ставили на особый стол, вокруг него клали серпы, обвивали соломой и цветами, трижды крестились и низко кланялись, а затем, усевшись за другие столы, выпивали чарку, другую, закусывали ломтями хлеба, испеченного из нового зерна, ели мясные варева и кислое молоко с толокном, которое называлось денежем.

Третий ученик: Неотъемлемой частью культуры каждого народа является кухня. Недаром этнографы начинают исследование жизни любого народа с изучения его кухни, ибо в ней в концентрированном виде отражается истории, быт и нравы народа. Кубанская кухня в этом смысле не исключение, она также является частью нашей культуры, нашей истории. Кубанская кухня была очень разнообразна – все зависело оттого, каким был повод, что отмечалось. Традиции кубанской кухни тесно переплетаются с многочисленными праздниками.

Учитель: Какие же праздники отмечаются у нас на Кубани? Расскажите и назовите символ и смысл, с которым в старину связывали это блюдо?

Четвертый ученик: Например, Рождество (звучит тропарь праздника Рождества Христова). Навечерие Рождества Христова, известное по именем Сочельника или Сочевника. Народ русский исстари соблюдает особые благочестивые обычаи, которые служат своего рода приготовлением к празднику Рождества Христова. По заведенному обычаю, в Рождественский сочельник православные христиане постятся до позднего вечера, до появления первой звезды. Пред началом трапезы хозяева дома зетепляют лампаду у образов, ставят пред иконами восковые свечи, читают вслух молитвы, а затем приступают к угощению. Важнейшей принадлежностью стола на Рождественский сочельник служит кутья (сочиво), которая приготавливается из зерновой вареной пшеницы, ячменя, риса. Для сочива используется подготовленное зерно пшеницы, то есть сначала зерна толкут в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая чуть-чуть теплой воды, чтобы оболочка пшеницы полностью обрушилась. Затем ядра отделяют от плевел, отвеивая, просеивая и промывая, а затем варят на воде из чистых зерен обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу. Отдельно в специальной посуде растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, перемешивают до однородной массы и добавляют к каше. Если каша густая, ее надо разбавить охлажденной кипяченой водой. В последнюю очередь добавляют ядра грецких орехов.

(Приложение 2)

Пятый ученик: Каша была вторым хлебом на Руси. Кашами называли не только вареные крупы, но и все, что варилось из измельченных продуктов. Были хлебные каши, рыбные, морковные, гороховые. Варились каши для достижения мирового договора. Отсюда пословицы «С ним каши не сваришь» и « Мы с ним одной каши». Дробленая крупа называлась варганя. Из нее можно было приготовить наскоро – отсюда глагол «сварганить». Совместный успех в общем начинании «творила» кутья. Она символизировала возрождение природы.

Шестой ученик: С незапамятных времен известно на Руси пресное и кислое тесто. Из пресного теста делали колядки, сочни, позже лапшу, пельмени, вареники. Из кислого дрожжевого теста пекли черный ржаной хлеб, без которого и по сей день немыслим кубанский стол. К XI веку появилась пшеничная мука, и ассортимент изделий резко увеличился, появились караваи, калачи, ковриги, пироги и прочие выпечки. Доброе уважительное отношение к хлебу отразилось в многочисленных пословицах и поговорках, сложенных в народе. Пироги, выпеченные кому-либо в дорогу пред отъездом из дома, назывались подорожниками. Были особые хлебальные пироги – с них срезали корку, а начинку ели ложками.

Учитель: назовите поговорки и пословицы о хлебе.

Ученики: «Дай Бог покой, да хлеб святой», «Рыба – вода, ягода – трава, а хлеб – всему голова», «Худ обед, коль хлеба нет», «Хлеб на стол, и стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска!», «Хлеба ни куска, так и тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай», «Как хлеб да квас, так все у нас».

Учитель: Какие старинные названия хлебы вы знаете?

Ученики: Смесный – хлеб, выпеченный из смешанной пополам пшеничной и ржаной муки. Решетный – хлеб, просеянный через решето. Ситный – хлеб, выпеченный из муки, просеянной через сито. Мякинный – хлеб, выпеченный из плохо просеянной муки с семенными пленками и остатками колосьев. Кирпичатый – хлеб, выпеченный из хорошо просеянной пшеничной муки. Каравай – особый круглый хлеб с украшениями.

Учитель: Назовите литературные произведения, в которых упоминается о кашах и о хлебе.

Ученики: «Колобок», «Царевна-лягушка», «Красная шапочка», «Маша и медведь», «Каша из топора».

Учитель: Вам предоставляется возможность показать свои способности в приготовлении каш.
(Команды готовят каши. Первая команда готовит рассыпчатую кашу, вторая – жидкую).

Проводится награждение участников, выставление оценок, подведение итогов урока, дается домашнее задание.

Список используемой литературы

  1. Бондарева Н.А. Культурные традиции кубанского казачества. Армавир, 2003.
  2. Во дни поста. Рецепты православной кухни. Проповеди Архимандрита Амвросия. (Юрасова) – Иванов: Параклит, 2002.
  3. Маслов А. Кубанская старина. // Православный вестник Кубани. № 1, 2006.
  4. Меджитова Э. Русская кухня – М.: Эксмо – Пресс, 2002.
  5. 65 рецептов на Великий пост. – 52 Серия: «Кухня, доступная всем». – Минск, МП «Крок Уперад», 1990.
  6. Толмачева А.Т. Земля на зернышке стоит // Читаем, учимся, играем. № 8, 2004.
  7. Шептун. Из истории Православной Церкви на Кубани. 1996.