Цели урока:
Образовательные. Формирование правильного выразительного чтения, умения выделять безударную гласную.
Развивающие. Обогащение словарного запаса детей, развитие фонематического слуха, внимания к словам.
Воспитательные. Воспитание бережного отношения к цветам, доброты и красоты.
Оборудование: магнитофон, звукозапись «Занимательная азбука» В.Волиной, рисунок солнышка, розы, различных цветов, лепестки цветка, карточки со словами из скороговорок, стихов, загадка про солнышко, плакат «Сиди правильно».
Ход урока
Ι. Организационный этап.
1. Дети успокаиваются около своих парт.
Первым садится тот ряд, на котором учащиеся быстрее всех угомонились.
2. Проверьте, так вы сидите, как на плакате «Сиди правильно».
IІ. Сообщение цели урока.
1. Учитель показывает карточку со словом КРИЧАЛ.
Учитель: Прочитайте. А дальше?
Ученик: «Кричал Архип, Архип охрип, не надо Архипу кричать до хрипу».
Учитель: «Что это?»
Дети: «Скороговорка».
Аналогичная работа проводится со словами: ВЁЗ, ЧИК-ЧИКИ, ПРОВОРОНИЛА.
- Пожалейте ворону. А теперь поругайте за то, что не уследила.
2. Чётко произносим вместе. Цынцы - брынцы. Звукозапись считалки.
3. С какой буквой будем читать слова и предложения на уроке?
4. Учитель открывает карточку буквы Ц.
ΙIІ. Работа по учебнику. (Развитие внимания к словам).
1. Тихонечко как, мышки открыли азбуки по программе « Гармония» на с.103. Поставили пальчики и следим.
Звукозапись.
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц- в начале, где- в средине, где - в конце.
Цепь, цветок и цифра - тут
Ц в начале все прочтут,
А в словах « отец», « боец» ц мы пишем под конец. т.д.
Прочитайте слова, где ц в начале. Назовите другие слова. (Цех, цапали, цыплёнок)
Прочитайте, где ц в конце. Назовите другие слова. (Месяц, молодец)
Прочитайте, где ц середине. Назовите ещё слова. (Кузнец, страница, граница, столица
2. Звуко-буквенный разбор. Поставили пальчики на рисунки.
Какие это слова? (Лампа, утюг, цапля) Почему?
Работаем в половинках тетрадочки. Напишем все звуки в слове «лампа».
Рядом пишем утюг, цапля.
IV. Работа по теме «Цветы». Работа по новой теме.
- Как называется сказка, в которой королева под Новый год приказала нарвать корзину подснежников?
Учитель показывает книгу С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
1. Прочитайте загадку (на доске).
Доброе, хорошее на людей глядит,
А людям на себя глядеть не велит.
Почему, это солнышко?
2.
Учитель:
Под праздник новогодний издали мы приказ.
Пускай цветут сегодня
Цветочки у нас.
3. Эти цветы вам знакомы? Учитель открывает рисунки.
Какой цветок вам больше всего нравится и почему?
Говорят: «На вкус и цвет товарищей нет».
4. Загадка про розу написана письменными буквами на доске.
Зовут меня люди царицей цветов.
За цвет и за запах моих лепестков.
Прикрепляется роза.
5. Физпауза.
Сели, как розочка. Распускается бутон. Свёрнут туго-туго он.
6. Индивидуальное задание получает ученик. Написать звуки в слове «цветы».
7. Чтение текста в азбуке «Царица цветов». Выборочное чтение.
Прочитайте, какие корни у розы? Какой ствол?
8. Проверка индивидуального задания. Звуки какого слова написал? (Цветы)
Какой третий звук? (и) Посмотрите в учебнике, как пишется это слова. Почему?
Звук и посылает за себя на письменную работу букву и или е.
9. Учащиеся читают в азбуках и выделяют безударную гласную. Цветы - цвет, цветной, разноцветный. Свет - светло, светить, светлый, светофор.
10. Самостоятельная работа над скороговоркой.
В цветнике цветут разноцветные цветы.
Проверка: дети быстро её произносят.
11. В болгарских школах проходят конкурсы в честь Кирилла и Мефодия, которые придумали русскую азбуку. Первое задание - вырастить розу.
Предлагаю игру «Доскажи словечко».
На садовом на конце буква с и буква ц
У прохожих на виду заигрались в чехарду.- Эй, баран подай овса. Просит белая …
- Я не притронусь к сену, Ему я знаю …
- Видала я лису. Ей рыжий цвет к …
- Окрась меня в такой же рыжий…Рвать цветы легко и просто детям маленького роста,
Но тому, кто так высок нелегко сорвать...
12. Воспитательная беседа.
Зачем цветы явились на свет?
Хором дети рассказывают стихотворение «Цветы».
Если я сорву цветок. Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты – если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты и деревья, и кусты…
И не будет красоты, и не будет доброты,
Если только я и ты – если мы сорвём цветы.
Что делать, если рвать нельзя, а подарить бабушке надо?
Выращивать цветы, отдавая частицу своего тепла и души.
V. Итог урока.
Если вам на уроке было хорошо, комфортно, радостно, тепло, возьмите яркий лепесток. А если вам было скучно, то тёмный.
Соберём лепесточки в один большой цветок.
Почему, ты взяла яркий лепесток? Что понравилось больше всего?
Вот и выполнили все задания.
Говорят. Конец - делу венец.