Программное содержание: дать элементарные экологические знания о дереве, тайге;
Учить самостоятельно, добывать знания под ненавязчивым руководством воспитателя, учить выявлять и разрешать противоречия, закреплять умение грамматически правильно строить ответы на вопросы, развивать интеллектуальные способности детей, творчество, фантазию, воспитывать любовь к родному краю.
Материал: деревья, иеранга, река, якутский флаг.
Ход занятия
Дети входят в группу, воспитатель говорит:
- Дорооболорун, - здравствуйте.
Пожелала здоровья на двух языках - на якутском, потому что мы живем.
Дети: в Саха Якутии.
- Мы живем на прекрасной якутской земле.
Дети: мы все говорим на русском языке.
- И на русском, который объединяет нас всех.
Ребята, поприветствуйте (приветствие детей). Сегодня мы отправимся в путешествие. На чем летали и ездили в сказках?
Дети: на ступе. Пользовались сапогами-скороходами. Но в ступу не поместятся несколько человек, а пара сапог, вообще, для одного. Остается ковер-самолет.
- С какими средствами передвижения его можно сравнить?
Дети: с самолетом, вертолетом.
Ковер-самолет хорош тем, что ему не нужно горючее, он перемещается бесшумно, может приземлиться в любом месте.
- Садимся на ковер-самолет, закрываем глаза и поднимаемся в воздух. Под нами проплывают бескрайние просторы тайги, оленьи стада, собачьи упряжки.
Приземляемся.
- Открываем глаза. Попали мы в лес. В старину здешние народы почитали деревья. И немудрено без дерева, не мыслилось жилище, и всякая утварь, не было бы без него живительного огня. О дереве складываются песни легенды, сказания.
Символические изображение священного дерева, служили представления народа залогом земного счастья. И сейчас на дорогах Якутии встречаются увешанные разными тряпочками и обложенные монетками деревья.
- И вот мы на полянке "Отгадай-ка", предлагаю вам загадку:
"Весной веселит, летом холодит, осенью питает, а зимой согревает".
Дети: дерево.
- Почему дерево весной веселит?
Дети: Дерево цветет, радует своей красотой, благоухает.
- Почему летом холодит?
Дети: в тени дерева прохладно.
- Почему осенью дерево питает?
Дети: поспевают плоды на деревьях.
- Почему зимой согревает?
Дети: дровами топят печи.
- А сейчас поиграем в игру " Хорошо - плохо". Давайте договоримся дослушивать фразы до конца. Если хорошо, то показывает пальцевой знак вверх, если плохо, то вниз.
- Выросло высокое дерево. (Дети показывают пальцем).
- Дерево закрывает свет солнца.
- От дерева свежий воздух, дает красоту.
- Во время сильного ветра высокое дерево может упасть.
- Дерево дает чистый кислород, здоровье.
- Дерево преграждает дорогу.
-Как же быть? Мы любим деревья, хотим, чтобы их было много, но они не должны быть опасными для людей.
Дети: деревья надо обрезать, старые вырубать, сажать и выращивать новые деревья.
- Что же вы видите? (Табличка - дерево).
Дети: части дерева.
- Назовите их и опишите. Какой ствол?
Дети: широкий - толстый внизу, потоньше вверху, покрыт корой, от ствола идут ветки, на них иголки, плоды, а в плодах - семена.
- А что это?
Дети: корни.
- Что случится, если у дерева повредить корни?
Дети: может болеть или совсем засохнуть.
- Может ли дерево жить без корней?
Дети: нет, корнями дерево держится в земле, корни берут из почвы воду и питательные вещества.
- Давайте дальше прогуляемся по тайге.
- Скажите, чем был пень?
Дети: деревом.
- Сук, чем был?
Дети: веткой.
- Яблоня, чем была?
Дети: семечком.
Ягода, чем была?
Дети: цветком.
- Береза, чем была?
Дети: сережкой.
- Ребята, мне кажется, мы заблудились, как много старых деревьев. Это дремучий лес, он называется тайгой. На огромных территориях тайги и мы живем с вами. А для кого еще тайга служит домом?
Дети: медведя. Медведь запасает жир на зиму и спит до весны.
Лось - таежный вездеход.
Олень - могучий, но очень пугливый.
- А каких животных, вы еще знаете?
Дети: ондатра, соболь, опоссум, бурундук, выхухоль, песец.
- Каких птиц знаете?
Дети: глухарь, куропатка, чайка, ворона, воробей, стерх, дятел.
- А что это такое? (Перед детьми жилище якутов).
Дети: жилище якутов - иеранга.
- Из чего строят оленеводы свои иеранги?
Дети: из оленьих шкур.
- Что наверху иеранги?
Дети: Якутский флаг.
- Где вы встречали этот флаг?
- Что обозначают изображение на флаге?
Дети: солнце - символ тепла.
- Белый - олицетворяет Якутский снег.
- Красный - богатые недра Якутии.
- Зеленый - тайга.
- Снова идем по тайге, мы с вами так далеко зашли в глубь, что оказались перед самой большой рекой Якутии, названной женским именем.
Дети: Лена.
- А какие еще реки в Якутии вы знаете?
Дети: Беркакит, Чульман, Олонгро, Омулинка.
- Что мы должны делать, чтобы наша тайга была благоухающей?
Дети: беречь лес, не мусорить, беречь от пожаров.
- Деревья, тайга для животных, птиц, а республика для нас - людей.
- Наше путешествие подходит к концу, мы занимаем места на ковре-самолете и возвращаемся в наш любимый детский сад.