Цели: познакомить с понятием «операция», «объект операции», «результат операции»; повторить приемы сложения и вычитания чисел, решение простых задач; закрепить навыки устных и письменных вычислений; развивать речь, мыслительные операции, математические способности.
Оборудование: рисунки, таблички с определениями, схема.
Ход урока:
1. Организационное начало.
2. Актуализация опорных знаний. (Устно).
- Решите примеры и расположите результаты в порядке убывания:
ц 50-2 | п 76-20 | е 61-7 | и 60-14 |
а 46+4 | о 28+30 | я 38+6 | р 23+29 |
58 | 56 | 54 | 52 | 50 | 48 | 46 | 44 |
о | п | е | р | а | ц | и | я |
- Что такое операция? Какие действия совершаются?
- Итак, операция – это действие.
Постановка проблемной ситуации.
- А в математике нужна операция? Давайте подумаем.
На доске:
- Что дано? Какое действие нужно совершить? Что получится в результате?
- Здесь есть операция? Где? Как по-другому можно назвать «операцию»?
(Действие, изменение, преобразование).
- Предметы, над которыми совершается операция, называется объект операции (табличка с определением), а то, что получилось в результате операции – результат операции (табличка с определением).
* Учебник, с.1, правило.
- Итак, правильно мы определили понятия?
- Что такое объект операции? Операция? Результат операции?
Физминутка.
Ритмическая игра «Счет через 5».
Коснуться руками ног (1), коснуться правой рукой левого плеча (2), коснуться левой рукой правого плеча (3), хлопнуть в ладоши перед собой (4), хлопнуть в ладоши над головой (5) и т.д.
* Работа в парах:
- Итак, что может быть объектом операции? (числа, фигуры, именованные числа).
А теперь работаем по вариантам. В учебнике.
* № 6, с. 2. Прочитайте задание.
Выполни указанные операции. Что ты замечаешь?
6 вариантов – 6 заданий.
Какой самый главный вывод можно сделать?
(Действия сложения и вычитания тоже являются операциями).
Выполнение операций. Что заметили?
- Первое слагаемое каждого столбика последовательно увеличивается на 1 единицу. Поэтому, вычислив одну сумму, остальные результаты можно записать, не вычисляя.
- Уменьшаемое каждого столбика последовательно уменьшается на 1, значит, и разность тоже уменьшается на один. Следовательно, достаточно вычислить значение одного выражения, а остальные можно записать не вычисляя.
Работа в тетради:
* Самостоятельная работа.
- Придумай пример операции. Скажи, над чем ты ее выполнил, какая была операция и что получилось в результате?
*с.3, №8. Решить задачу:
В двух бидонах 92 л молока. Из каждого бидона отлили по 37 л. Сколько литров молока осталось в этих двух бидонах?
- Что известно? Какую операцию выполнили? Что нужно узнать?
- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
(Один ученик у доски, остальные – записывают решение в тетради).
1) 37+37=74(л)- отлили
2) 92-74=18(л)
Ответ: 18 л осталось.
- Какую операцию выполнили? Что было объектом операции? А результатом
операции?
3. Домашнее задание: с. 2, № 4, с.3 № 9 (по желанию сделать проверку).
4. Итог.
- Что нового открыли?
- Используя схему, расскажите об открытии:
Карточки: Приложение 1