Урок математики во 2-м классе по теме "Операции"

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить с понятием «операция», «объект операции», «результат операции»; повторить приемы сложения и вычитания чисел, решение простых задач; закрепить навыки устных и письменных вычислений; развивать речь, мыслительные операции, математические способности.

Оборудование: рисунки, таблички с определениями, схема.

Ход урока:

1. Организационное начало.

2. Актуализация опорных знаний. (Устно).

- Решите примеры и расположите результаты в порядке убывания:

 ц 50-2   п 76-20   е 61-7   и 60-14 
 а 46+4  о 28+30  я 38+6  р 23+29

  58     56     54     52     50     48     46     44  
о п е р а ц и я

 

 

- Что такое операция? Какие действия совершаются?

- Итак, операция – это действие.

Постановка проблемной ситуации.

- А в математике нужна операция? Давайте подумаем.

На доске:

- Что дано? Какое действие нужно совершить? Что получится в результате?

- Здесь есть операция? Где? Как по-другому можно назвать «операцию»?

(Действие, изменение, преобразование).

- Предметы, над которыми совершается операция, называется объект операции (табличка с определением), а то, что получилось в результате операции – результат операции (табличка с определением).

* Учебник, с.1, правило.

- Итак, правильно мы определили понятия?

- Что такое объект операции? Операция? Результат операции?

Физминутка.

Ритмическая игра «Счет через 5».

Коснуться руками ног (1), коснуться правой рукой левого плеча (2), коснуться левой рукой правого плеча (3), хлопнуть в ладоши перед собой (4), хлопнуть в ладоши над головой (5) и т.д.

* Работа в парах:

Карточки с заданиями.

- Итак, что может быть объектом операции? (числа, фигуры, именованные числа).

А теперь работаем по вариантам. В учебнике.

* № 6, с. 2. Прочитайте задание.

Выполни указанные операции. Что ты замечаешь?

6 вариантов – 6 заданий.

Какой самый главный вывод можно сделать?

(Действия сложения и вычитания тоже являются операциями).

Выполнение операций. Что заметили?

- Первое слагаемое каждого столбика последовательно увеличивается на 1 единицу. Поэтому, вычислив одну сумму, остальные результаты можно записать, не вычисляя.

- Уменьшаемое каждого столбика последовательно уменьшается на 1, значит, и разность тоже уменьшается на один. Следовательно, достаточно вычислить значение одного выражения, а остальные можно записать не вычисляя.

Работа в тетради:

* Самостоятельная работа.

- Придумай пример операции. Скажи, над чем ты ее выполнил, какая была операция и что получилось в результате?

*с.3, №8. Решить задачу:

В двух бидонах 92 л молока. Из каждого бидона отлили по 37 л. Сколько литров молока осталось в этих двух бидонах?

- Что известно? Какую операцию выполнили? Что нужно узнать?

- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

(Один ученик у доски, остальные – записывают решение в тетради).

1) 37+37=74(л)- отлили

2) 92-74=18(л)

Ответ: 18 л осталось.

- Какую операцию выполнили? Что было объектом операции? А результатом

операции?

3. Домашнее задание: с. 2, № 4, с.3 № 9 (по желанию сделать проверку).

4. Итог.

- Что нового открыли?

- Используя схему, расскажите об открытии:

Карточки: Приложение 1