«Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества»
Д. И. Менделеев
Цель урока: познакомиться с важнейшими соединениями Ca и Mg, нахождением их в природе, их применением.
Задачи:
- Образовательные:
- Познакомить учащихся с представителями соединений металлов Ca и Mg.
- Продолжить обучение учащихся пользоваться периодической системой.
- Совершенствовать умения составления уравнений химических реакций.
- Способствовать развитию практических умений при работе на интерактивной доске.
- Воспитательные:
- Показать значимость химических знаний для современного наукоемкого производства и успешной адаптации будущих специалистов в современном обществе.
- Развивающие:
- Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.
- Развивать память и внимание учащихся.
- Продолжить формирование химического языка.
Оборудование:
- коллекции соединений кальция,
- интерактивная доска,
- Power Point – презентация,
- Flash–мультимедиа,
- Видеофрагменты,
- Образовательный интернет-ресурс http://school-collection.edu.ru/collection,
- DVD – диск «Химия – 9», Издательство «Просвещение».
План урока для учителя:
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний. Сообщение цели урока.
- Формирование и совершенствование знаний о соединениях металлов второй группы главной подгруппы.
- Контроль знаний – «Собери слово».
- Подведение итогов урока.
План урока для учащихся:
Записывается на доске в презентации и зачитывается (орг. момент)
- Проверка домашнего задания.
- Знакомство с соединениями металлов главной подгруппы второй группы.
- Лабораторная работа «Изучение коллекции соединения кальция».
- Контрольная игра – «Собери слово».
- Подведение итогов урока.
Ход урока
Сегодня на уроке вы должны узнать состав и химические формулы важнейших соединений кальция и магния, нахождение их в природе и применение этих соединений в различных областях жизнедеятельности человека. Вы должны совершенствовать свои умения в составлении уравнений химических реакций и осуществлении цепочек превращений.
Организационный момент.
1. Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа у доски.
К доске вызываются двое учащихся и воспроизводят упражнения домашнего задания на доске. Правило: если использовать тетради, то оценки «4» или «5» не получишь. Воспроизведенные упражнения проверяются по окончании фронтальной проверки. Задания 4 в цепочке превращений - можно усложнить, предложив записать уравнения в полном и сокращенном ионном виде.
Осуществить превращение, реакцию 4 разобрать в молекулярном и ионном виде: Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCl2 → CaCO3 |
Реакцию горения кальция в кислороде разобрать как окислительно-восстановительную, расставив коэффициенты методом электронного баланса: (видеофрагмент)
Ca + О2 → |
Фронтальный опрос класса: учитель (вопросы)
- Какие химические элементы относятся к семейству щелочно-земельных металлов?
- Что общего и в чем отличие электронного строения щелочно-земельных металлов? Рассказывают по рисунку:
- Как это отражается на их восстановительных свойствах? Исходя из положения данных элементов в ПСХЭ видно, у всех элементов по 2 электрона на последнем энергетическом уровне – номер группы; но разный заряд ядра – порядковый № элемента; различный радиус атома – номер периода.
- Проверка домашнего задания у доски: Проверяем правильность написания уравнений реакций, расстановки коэффициентов.
- Встречаются ли перечисленные металлы в свободном виде? Нет, в виду своей активности, только в виде соединений.
Восстановительные свойства увеличиваются (способность отдавать электроны) увеличивается сверху вниз, так как увеличивается радиус атома и электроны последнего уровня не прочно связаны с ядром атома, а следовательно легче отдают.
Цепочка превращений остается на доске.
2. Актуализация знаний. Сообщение цели урока.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с соединениями элементов второй группы главной подгруппы на примере Кальция и Магния. (Презентация «Где встречаются соединения кальция и магния»)
3. Формирование и совершенствование знаний о соединениях металлов.
Учитель: Обратимся к цепочке превращений: Какой элемент все время повторяется в цепочке превращений?
Учитель: Как называются эти вещества?
CaO – оксид кальция, негашеная известь;
Ca(OH)2 – гидроксид кальция (гашеная известь, известковая вода, известковое молоко в зависимости от концентрации раствора).
Общее – одна и та же химическая формула Са(ОН)2. Отличие: известковая вода – прозрачный насыщенный раствор Са(ОН)2, а известковое молоко – это белая взвесь Са(ОН)2 в воде. (видеофрагмент)
CaCl2 - хлорид кальция, хлористый кальций;
CaCO3 – карбонат кальция, мел, мрамор ракушечник, известняк.
Л/Р: коллекции. Далее демонстрируем коллекцию имеющихся в школьной лаборатории минералов: известняк, мел, мрамор, ракушечник. (видеофрагмент)
CaS04 ∙ 2H20 — кристаллогидрат сульфата кальция, гипс;
MgC03 ∙ CaC03 — двойная соль – карбонат кальция, магния - доломит;
MgC03 – карбонат магния - магнезит;
MgS04 — сульфат магния - горькая или английская соль, содержится в морской воде.
Учитель: Особо выделяются соединения Са и Mg, как наиболее распространенных и важных элементов. Рассказываете о роли Са и Mg для жизни и здоровья человека.
Магний - Соли магния проявляют антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижают артериальное давление и содержание холестерина в крови, оказывают успокаивающее действие на нервную систему, играют большую роль в профилактике и лечении рака, благотворно действуют на органы пищеварения.
Кальций - Ионы кальция необходимы для процесса кроветворения, обмена веществ, для уменьшения проницаемости сосудов, нормального роста скелета, благотворно влияют на состояние нервной системы, оказывают противовоспалительное действие.
Как можно получить эти соединения – закрепим с помощью заданий на интерактивной доске (flash–мультимедиа «Генетический ряд магния. Превращения соединений магния»), с записью уравнений реакций на доске и в тетради. (видеофрагмент)
Где находят применение соединения кальция и магния?
1) Стихи про кальций и магний – дополнительный материал подготовленный учащимися.
Магний.
В природе магний - горы доломита
Нагромождает в горные хребты.
В асбесте, тальке он, и в магнезите,
В голубизне морских глубин.
Он символом земной жизни
На голубой планете стал,
Ведь магний это фотосинтез
И жизнь зеленого листа.
Без магния нет хлорофилла
И жизни как таковой
Он чудодейственная сила
В нем жизни всей круговорот
Химически он энергичен,
И химикам помог не раз
Внеси его хоть в пламя спички
Он вспыхнет и сгорит тотчас.
Сплав с алюминием легчайший
Дает он марки «Электрон»,
В когорту сплавов им крылатых
Как равноценный входит он.
А ты в аптеку загляни-ка
И убедиться сам изволь!
Там магний тоже знаменитость
Ведь он - слабительная соль!
Кальций.
Взметнулись ввысь ажурные громады
Кирпичной кладки стройные ряды,
Вот в облицовке поражает мрамор
Оттенков нежностью своих
Расцвеченный моллюска панцирь,
Коралл, ракушки завиток –
Все это многоликий кальций,
Ему в строительстве почет.
Животным он каркас надежный
В соединениях дает.
И поражает облицовкой
Он нас на станциях метро.
И если кальций ниже нормы
Окажется у нас в крови
Кровотечением опасным
Даже царапина грозит.
В земной коре его немало,
В достатке гипс и известняк.
Слагают горы мел и мрамор,
В морской воде он и в костях.
2) Презентация «Где применяются соединения кальция и магния».
3) Применение гидроксида кальция. (видеофрагмент)
4. Контроль знаний – игра «Собери слово». (презентация)
Нужно собрать слово, правильно отвечая на вопросы, которое означает что это минерал скульпторов, архитекторов и облицовщиков. (вопросы)
На слайдах презентации написаны задания и если учащиеся отвечают правильно, то после щелчка мыши «загорается» буква. В конце игры из букв собирается слово «мрамор».
5. Подведение итогов урока.
- По проверке домашнего задания.
- Познакомились с соединениями металлов 2 группы на примере кальция и магния.
- Познакомились с коллекцией минералов и применений соединений кальция и магния в быту и в народном хозяйстве.
- Собрали слово – контроль полученных знаний.
- Далее учитель комментирует и оценивает ответы учащихся на всех этапах урока и диктует домашнее задание: § 12, упр. 4,5, написать мини-сочинение по теме: «Мрамор».