Урок по химии "Соединения Са и Mg – элементов второй группы главной подгруппы" (9-й класс)

Разделы: Химия

Класс: 9


«Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества»
Д. И. Менделеев

Цель урока: познакомиться с важнейшими соединениями Ca и Mg, нахождением их в природе, их применением.

Задачи:

  • Образовательные:
    1. Познакомить учащихся с представителями соединений металлов Ca и Mg.
    2. Продолжить обучение учащихся пользоваться периодической системой.
    3. Совершенствовать умения составления уравнений химических реакций.
    4. Способствовать развитию практических умений при работе на интерактивной доске.
  • Воспитательные:
    1. Показать значимость химических знаний для современного наукоемкого производства и успешной адаптации будущих специалистов в современном обществе.
  • Развивающие:
    1. Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.
    2. Развивать память и внимание учащихся.
    3. Продолжить формирование химического языка.

Оборудование:

  • коллекции соединений кальция,
  • интерактивная доска,
  • Power Point – презентация,
  • Flash–мультимедиа,
  • Видеофрагменты,
  • Образовательный интернет-ресурс http://school-collection.edu.ru/collection,
  • DVD – диск «Химия – 9», Издательство «Просвещение».

План урока для учителя:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Актуализация знаний. Сообщение цели урока.
  3. Формирование и совершенствование знаний о соединениях металлов второй группы главной подгруппы.
  4. Контроль знаний – «Собери слово».
  5. Подведение итогов урока.

План урока для учащихся:
Записывается на доске в презентации и зачитывается (орг. момент)

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Знакомство с соединениями металлов главной подгруппы второй группы.
  3. Лабораторная работа «Изучение коллекции соединения кальция».
  4. Контрольная игра – «Собери слово».
  5. Подведение итогов урока.

Ход урока

Сегодня на уроке вы должны узнать состав и химические формулы важнейших соединений кальция и магния, нахождение их в природе и применение этих соединений в различных областях жизнедеятельности человека. Вы должны совершенствовать свои умения в составлении уравнений химических реакций и осуществлении цепочек превращений.

Организационный момент.

1. Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа у доски.

К доске вызываются двое учащихся и воспроизводят упражнения домашнего задания на доске. Правило: если использовать тетради, то оценки «4» или «5» не получишь. Воспроизведенные упражнения проверяются по окончании фронтальной проверки. Задания 4 в цепочке превращений - можно усложнить, предложив записать уравнения в полном и сокращенном ионном виде.

Осуществить превращение, реакцию 4 разобрать в молекулярном и ионном виде:

Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCl2 → CaCO3

Реакцию горения кальция в кислороде разобрать как окислительно-восстановительную, расставив коэффициенты методом электронного баланса: (видеофрагмент)

Ca + О2

Фронтальный опрос класса: учитель (вопросы)

  1. Какие химические элементы относятся к семейству щелочно-земельных металлов?
  2. Что общего и в чем отличие электронного строения щелочно-земельных металлов?
  3. Рассказывают по рисунку:
  4. Как это отражается на их восстановительных свойствах?
  5. Исходя из положения данных элементов в ПСХЭ видно, у всех элементов по 2 электрона на последнем энергетическом уровне – номер группы; но разный заряд ядра – порядковый № элемента; различный радиус атома – номер периода.
    Восстановительные свойства увеличиваются (способность отдавать электроны) увеличивается сверху вниз, так как увеличивается радиус атома и электроны последнего уровня не прочно связаны с ядром атома, а следовательно легче отдают.
  6. Проверка домашнего задания у доски:
  7. Проверяем правильность написания уравнений реакций, расстановки коэффициентов.
    Цепочка превращений остается на доске.
  8. Встречаются ли перечисленные металлы в свободном виде?
  9. Нет, в виду своей активности, только в виде соединений.

2. Актуализация знаний. Сообщение цели урока.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с соединениями элементов второй группы главной подгруппы на примере Кальция и Магния. (Презентация «Где встречаются соединения кальция и магния»)

3. Формирование и совершенствование знаний о соединениях металлов.

Учитель: Обратимся к цепочке превращений: Какой элемент все время повторяется в цепочке превращений?

Учитель: Как называются эти вещества?

CaO – оксид кальция, негашеная известь;
Ca(OH)2 – гидроксид кальция (гашеная известь, известковая вода, известковое молоко в зависимости от концентрации раствора).
Общее – одна и та же химическая формула Са(ОН)2. Отличие: известковая вода – прозрачный насыщенный раствор Са(ОН)2, а известковое молоко – это белая взвесь Са(ОН)2 в воде. (видеофрагмент)
CaCl2 - хлорид кальция, хлористый кальций;
CaCO3 – карбонат кальция, мел, мрамор ракушечник, известняк.
Л/Р: коллекции. Далее демонстрируем коллекцию имеющихся в школьной лаборатории минералов: известняк, мел, мрамор, ракушечник. (видеофрагмент)
CaS04 ∙ 2H20 — кристаллогидрат сульфата кальция, гипс;
MgC03 ∙ CaC03 — двойная соль – карбонат кальция, магния - доломит;
MgC03 – карбонат магния - магнезит;
MgS04 — сульфат магния - горькая или английская соль, содержится в морской воде.

Учитель: Особо выделяются соединения Са и Mg, как наиболее распространенных и важных элементов. Рассказываете о роли Са и Mg для жизни и здоровья человека.

Магний - Соли магния проявляют антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижают артериальное давление и содержание холестерина в крови, оказывают успокаивающее действие на нервную систему, играют большую роль в профилактике и лечении рака, благотворно действуют на органы пищеварения.

Кальций - Ионы кальция необходимы для процесса кроветворения, обмена веществ, для уменьшения проницаемости сосудов, нормального роста скелета, благотворно влияют на состояние нервной системы, оказывают противовоспалительное действие.

Как можно получить эти соединения – закрепим с помощью заданий на интерактивной доске (flash–мультимедиа «Генетический ряд магния. Превращения соединений магния»), с записью уравнений реакций на доске и в тетради. (видеофрагмент)

Где находят применение соединения кальция и магния?

1) Стихи про кальций и магний – дополнительный материал подготовленный учащимися.

Магний.

В природе магний - горы доломита
Нагромождает в горные хребты.
В асбесте, тальке он, и в магнезите,
В голубизне морских глубин.
Он символом земной жизни
На голубой планете стал,
Ведь магний это фотосинтез
И жизнь зеленого листа.
Без магния нет хлорофилла
И жизни как таковой
Он чудодейственная сила
В нем жизни всей круговорот
Химически он энергичен,
И химикам помог не раз
Внеси его хоть в пламя спички
Он вспыхнет и сгорит тотчас.
Сплав с алюминием легчайший
Дает он марки «Электрон»,
В когорту сплавов им крылатых
Как равноценный входит он.
А ты в аптеку загляни-ка
И убедиться сам изволь!
Там магний тоже знаменитость
Ведь он - слабительная соль!
Кальций.

Взметнулись ввысь ажурные громады
Кирпичной кладки стройные ряды,
Вот в облицовке поражает мрамор
Оттенков нежностью своих
Расцвеченный моллюска панцирь,
Коралл, ракушки завиток –
Все это многоликий кальций,
Ему в строительстве почет.
Животным он каркас надежный
В соединениях дает.
И поражает облицовкой
Он нас на станциях метро.
И если кальций ниже нормы
Окажется у нас в крови
Кровотечением опасным
Даже царапина грозит.
В земной коре его немало,
В достатке гипс и известняк.
Слагают горы мел и мрамор,
В морской воде он и в костях.

2) Презентация «Где применяются соединения кальция и магния».

3) Применение гидроксида кальция. (видеофрагмент)

4. Контроль знаний – игра «Собери слово». (презентация)

Нужно собрать слово, правильно отвечая на вопросы, которое означает что это минерал скульпторов, архитекторов и облицовщиков. (вопросы)

На слайдах презентации написаны задания и если учащиеся отвечают правильно, то после щелчка мыши «загорается» буква. В конце игры из букв собирается слово «мрамор».

5. Подведение итогов урока.

  1. По проверке домашнего задания.
  2. Познакомились с соединениями металлов 2 группы на примере кальция и магния.
  3. Познакомились с коллекцией минералов и применений соединений кальция и магния в быту и в народном хозяйстве.
  4. Собрали слово – контроль полученных знаний.
  5. Далее учитель комментирует и оценивает ответы учащихся на всех этапах урока и диктует домашнее задание: § 12, упр. 4,5, написать мини-сочинение по теме: «Мрамор».