Школа, семья, социум – грани сотрудничества

21.02.2009

 

Формы государственного общественного управления Педагогический Совет, Совет профилактики, общешкольное родительское Собрание, общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты, методические объединения, общественный наркопост, управляющий Совет, попечительский Совет, Совет старшеклассников.
Источники и способы получения внебюджетных средств Спонсорская помощь, родительские добровольные взносы, гранты.
Основные положения концепции и программы развития школы - создание условий для всестороннего развития личности обучающихся;
- подготовить обучающихся к взрослой жизни, развивая индивидуальные способности каждого;
- повышать значимость обучения – дать жизненные ориентиры обучающимся;
- использование наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся, создание благоприятных условий для формирования основ ЗОЖ;
- создание системы взаимодействия школы и семьи для обеспечения эффективной работы по повышению роли семьи в воспитании детей;
- комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной адаптации, реабилитации, социализации;
- воспитание творчески развитой, социально – ориентированной личности, способной к саморазвитию и самореализации;
- воспитание гражданственности , любви к Родине, почитание и уважение народных традиций, ощущение своих корней, преемственность поколений, ответственность за судьбу своего народа и его культуру.

 

Содержание образования
Учебный план школы разработан на основе БУП ОУ РС(Я) 2005 года.

Региональный компонент:

Компонент образовательного
учреждения:
внеаудиторная деятельность:

 

Культура народов РС(Я), Якутский разговорный язык

Экология, информатика, введение в профессию, предметы по выбору.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, ОБЖ, проектная деятельность, практика, консультации по предметам.

Вариативные программы обучения в начальной школе «Школа – 2100»
Направления дополнительного образования Художественно-эстетическое: - художественная студия «Радуга»; кружок «Кружево»; драматическая студия; кукольная студия.
Информационно-технологическое: - кружок «Машинопись»;спецкурс «Основы информатики»
Физкультурно-спортивное: - секция «Спортивные игры»; секция «Подвижные игры»
Экологическое: - кружок «Экотопик»
Формы и содержания родительского участия в общественно-педагогической жизни школы взаимодействие школы с общественностью и семьей. В школе разработана целевая программа «Семья + школа»
- психолого-педагогическое просвещение родителей: проведение тематического лектория по запросам родителей и с учетом их мнения;
- рассмотрение и обсуждение проблем различных категорий семей и детей;
- тематические классные собрания;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: привлечение родителей к посещению открытых уроков и внеклассных мероприятий, использование активных форм работы с родителями – творческие КТД, родкомом школы инициирован и реализуется проект «Крепка семья - крепка держава»
- участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом: активная деятельность, общешкольного родительского комитета, Совета профилактики школы.
Реализуемые социальные и социально-педагогические проекты
и целевые программы
Целевые программы: «Здоровье», «Семья+Школа», «Профилактика право нарушения, безнадзорности социального сиротства».
Проекты: «Преемственность», «Азбука жизни», «Отчий дом», «Наш дом – Заречье», «Наша малая Родина – Олекминский край», «Мы и Отечество», «Интеллект. Увлечение. Интерес», «Труд. Милосердие. Забота», «Твой выбор», «Крепка семья – крепка держава».
Тематика родительских собраний, классных часов, педагогических советов Родительские собрания: «Чтение - окно в мир познания», «Проблемы укрепления здоровья», «Возрастные особенности подростков и семья», «Азбука воспитания», «Как стать хорошим родителем?», «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка».
Классные часы: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Нет Земли краше, чем Родина наша», «Здоровье богатство на все времена», «Мое генеалогическое древо», «Великие русские живописцы», «Якутия – земля моя», «Мы и этикет», «Я и школа», «Правовые нормы жизни», «Человек как патриот», «Юрий Гагарин – первый космонавт».
Педагогические советы:
КПМО;
О методике распределения стимулирующей части ФОТ;
О новой форме итоговой аттестации выпускников основной школы;
Об итогах работы педагогического коллектива школы и о задачах на новый учебный год.
Традиции  – в конце каждой четверти отмечать грамотами отличившихся
учеников, по итогам года вручать премии по различным номинациям;
– шефство над пожилыми односельчанами;
- по результатам учебного года, поощрять активных родителей,
педагогов, социальных партнеров школы;
– развивать различные формы трудового воспитания;
– каникулярные мероприятия планируются и проводятся
активистами Совета старшеклассников;
– организовывать и проводить ключевые мероприятия в
содружестве: дети – родители – педагоги:
Линейка посвященная Дню знаний, День ученического самоуправления, Чествование педагогов, Патриотический месячник: Поклон тебе, солдат России, Вахта памяти: Память, которой не будет конца., Декады здоровья, Акции: Забота, Ветеран живет рядом, Экологические акции: Чистота леса, Птичья столовая, Живи елочка; Декада краеведения, Спортивные состязания между командами учителей и учащихся.Смотр летних объединений, Выставки школьного творчества, Неделя детской книги, Интеллектуальные игры, День защиты детей, Экскурсии на природу и турпоходы, Творческий отчет школы.
Система стимулирования педагогов и обучающихся Награждение грамотами и ценными подарками работников и обучающихся;
Именная стипендия в номинации «Ученик года»
Премирование работников и обучающихся;
Рекомендации для участия в профессиональных конкурсах различного уровня;
Материальная поддержка работников школы из фонда стимулирующих надбавок.

Взаимодействие семьи и школы, тесное сотрудничество родителей и педагогов играет важную роль в процессе обучения и развития учащихся. Вопросы воспитания детей не теряют актуальности для родителей, несмотря на постоянное повышение их педагогической и психологической грамотности. Французский историк Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи», поэтому наиболее полноценным, общественным воспитанием является школьно- семейное воспитание.
Педагогический коллектив нашей школы стремится усилить влияние на семью, чтобы вместе с ней максимально раскрыть каждого ученика. Нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт. Семьи, с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями - первая школа интеллектуального, нравственно-эстетического и физического воспитания. Понимая, что основой воспитания является семья, все начала от семьи педагоги школы разработали и реализуют целевую программу «Семья+школа», целью которой является активное общение семьи и школы для обеспечения эффективной работы по повышению роли семьи в воспитании детей.

Реализация программы осуществляется по трем основным направлениям:
Психолого-педагогическое просвещение родителей:
- проведение тем аттического лектория по запросам родителей и с учетом их мнения;
- тематические классные собрания, рассмотрение и обсуждение проблем различных категорий и семей;

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
- привлечение родителей к посещению уроков и внеклассных мероприятий;
- использование активных форм работы с родителями;
- реализация социальных проектов;

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом:
- активная деятельность общешкольного родительского комитета , Совета профилактики школы и Совета отцов;

В работе с родителями используются различные формы и технологии взаимодействия. Учителя и родители, как партнеры воспитания дополняют друг- друга, поэтому установлены доверительные отношения равенства сторон, взаимное уважение, доброжелательность. Организация взаимодействия семьи и школы началось с диагностики: изучение интересов, микроклимата семейных отношений, материальное положение родителей, выявление воспитательного потенциала семьи, путем паспортизации семей обучающихся. Это позволяет раннее выявление неблагополучия семей, своевременное оказание адресной помощи и поддержки. Для изучения семьи использовались комплексные, традиционные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, ролевая игра. Для того, чтобы оказать профессиональную помощь родителям и сотрудничать с ними в воспитании ребенка, необходимо знание ситуации в семьях. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания.
С целью вооружения родителей педагогическими знаниями и умениями в школе действует лекторий «О вас и для вас, родители». Тематика бесед разнообразна, интересна и актуальна для родителей. Расширению, углублению и закреплению знаний в воспитании детей содействуют практикумы, ролевые игры, диспуты, открытые уроки, знакомящие родителей с учебными программами, методикой преподавания. Открытые внеклассные мероприятия позволяют родителям открыть неизвестные стороны интересов, увлечений, талантов своих детей.
Система работы с родителями построена так, что самые активные, заинтересованные в успешной работе школы вовлекаются в школьное самоуправление. Ведь именно родители являются социальными заказчиками школы и поэтому должны иметь возможность влиять на её деятельность и участвовать в школьной жизни.
Родители - профессионалы организовывают работу кружков по интересам, ведут предпрофильную подготовку выпускников : «Основы лесопромышленного производства», «Основы переработки сельскохозяйственной продукции», «Колесные и гусеничные тракторы, сельскохозяйственные машины»,«Основы растениеводства».

Школа сегодня как никогда нуждается в добрых помощниках и союзниках – активных родителях. Педагогическому коллективу удалось объединить вокруг себя инициативных, увлеченных родителей и создать большой родительский комитет, в который входят представители  всех классов, являющийся координирующим штабом для работы с семьями. Особенностью нашей школы является то, что в ней обучаются дети из двух наслегов и поэтому в родительском комитете по два представителя от класса. Так как ребята, проживающие в селе Троицк, не имеют возможности посещать занятия кружков и секций при школе, организация их досуга ложится на родительский комитет и Совет отцов. Сотрудничество детей и взрослых, учителей и родителей создают неисчерпаемые возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка и каждой семьи. Органическое сочетание различных форм досуга – праздник, развлекательные шоу, спортивные игры и конкурсы, турпоходы, с разнообразными формами образовательной деятельности позволяют сокращать пространство девиантного поведения, решать проблему занятности обучающихся. Неоценима помощь, внимание и поддержка родительской общественности в решении сложных задач по предупреждению правонарушений и социального сиротства в ОУ. Родители участвуют в патрулировании по общественным местам, дежурят на школьных вечерах и праздниках, участвуют в шефской работе с «проблемными» подростками и семьями социального риска. Самый сложный участок профилактики – сотрудничество с хронически кризисными семьями, где социальная неустроенность подкрепляется алкоголем, отчуждением от окружающих, асоциальным поведением. Такие семьи (на ВШК состоит 7 семей) привыкают жить в ситуации кризиса, пребывают в состоянии ярости, подозрительности. Работа с ними ведется на уровне социального патронажа, индивидуальных собеседований, морально-материальной поддержки. Активно вовлекаются профилактическую работу отцы – авторитет, весомое мужское слово, порой бывают эффективнее любых других мер. На заседаниях Совета отцов и Совета профилактики школы рассматриваются вопросы нейтрализации отрицательного влияния неблагополучных семей на детей, компенсирование пробелов семейного воспитания, обеспечение согласованности взаимодействия в осуществлении комплексного подхода по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся , беседы с «проблемными» учащимися и родителями. Совместная деятельность педагогов и родителей помогает оздоровлению окружающего социума и семейной обстановки, меняет отношение благополучных родителей к проблемным семьям и в целом улучшает положительную динамику социализации детей «особой заботы».
Изюминкой педколлектива в работе с родителями являются творческие встречи, в триаде «учителя – родители – дети». Совместная творческая деятельность педагогов родителей и детей способствует объединению школьной семьи, стирает межвозрастные барьеры, создавая условия для радостной, полноценной жизни, содействует развитию школьных традиций. Традиционными для нашего коллектива стали такие КТД:
- фестиваль детских летних объединений;
- парад школьных наук;
- неделя благодарения матери;
- зимний разгуляй;
- театрализованные вечера;
- творческий отчет школы.

Выдумка, задор, фантазия – составляющие успеха наших КТД. Участие родительской общественности в демократизации школьной жизни дает возможность родителям почувствовать себя хозяевами школы, несущими ответственность за все, что в ней происходит. Мы видим, как на наших глазах растет авторитет и влияние на окружающий социум общешкольного родительского комитета и успешных родителей. Набираясь опыта работы, используя новые формы актив школы разрабатывает и реализует социальные проекты. 2008 год - Год семьи и стенах нашей школы реализован проект «Крепка семья – крепка держава», направленный на использование успешного опыта семейного воспитания, развитие творческого потенциала семьи. Презентация Года семьи была представлена встречей в семейной гостиной «В семейном кругу». В селе Троицке чествовали семейные династии и многодетные семьи. За чашкой чая шел неспешный разговор о детях, о проблемах воспитания, нелегком родительском счастье, родители делились секретами семейного воспитания и счастья. Совместной заботой родителей, медицинских работников, учителей является укрепление здоровья учащихся и их физическое развитие, привитие навыков ЗОЖ . и одна из встреч в семейной гостиной была посвящена теме «Кто кого? Человек в мире привычек». Папы и мамы принимали участие в творческих конкурсах: «Супер мама – 2008», «Охотничьи забавы». Большой популярностью пользовались конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», «Маленькая Фея – 2008», «Папа, мама, я – книжкины друзья». Завершился калейдоскоп школьных будней творческим отчетом «Дом, в котором уютно всем». За короткое северное лето успели озеленить и обустроить детские площадки, подготовили к выставке материалы семейных творческих конкурсов и реализовали осенние мероприятия проекта. Так и работаем в дружной команде - родители и педагоги нашей маленькой, сельской школы, понимая, что только единство семьи и школы в воспитании ребенка – один из основных источников его развития, прочности нравственного стержня.

Приложение

aid: 525661