Цель: ввести силу, как меру взаимодействия тел.
Задачи: ввести формулу нахождения силы тяжести; учить решать задачи на нахождение силы тяжести; продолжать работу с кратными и дольными единицами; совершенствовать умения познавательной деятельности – умение наблюдать и объяснять результаты экспериментов; расширить кругозор учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, экран, брусок, 3 шара разного объема; шарик, подвешенный на нити; брусок; спички; Лукашик «Сборник задач по физике 7-9 кл», листы по теме «Сила».
Демонстрации: опыт с неподвижным бруском, опыт с шарами, взаимодействие шаров при столкновении, демонстрация падения шарика после пережигания нити.
Ход урока
Этап урока | Время | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
---|---|---|---|
Организационный момент. | 2 мин. | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствие, запись даты, темы урока. |
Анализ итогов контрольной работы №1. | 5 мин. | Анализ контрольной работы (указывает типичные ошибки при решении задач). | Выполняют работу над ошибками. |
Актуализация. | 4 мин. | Постановка проблемы, демонстрация опытов. | Наблюдают за проведением опыта, составляют отчет, формулируют вывод. |
Новый материал. | 20 мин. | Объяснение нового материала; демонстрация опытов. | Внимательно слушают, делают записи по ходу объяснения; наблюдают за проведением опыта, формулируют вывод. |
Закрепление. Решение задач. | 7 мин. | Фронтальный опрос; Объясняет решение задач по теме. | Работа с учебной литературой; решают задачи на нахождение массы и силы тяжести. |
Итог урока. Домашнее задание. | 2 мин. | Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание. | Заполняют лист рефлексии. Записывают домашнее задание. |
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Открываем тетради и записываем в тетради дату и тему урока. (Слайд 1)
II. Анализ контрольной работы.
- Как рассчитать массу тела?
- Как рассчитать плотность?
Решение задач №3.16, №3.20.
III. Актуализация.
(Слайд 2)
Однажды М. Фарадей произнес: «Как это удивительно обнаружить, что все явления природы управляются столь небольшим числом сил!».
Сегодня, мы познакомимся с понятием силы и познакомимся с явлением тяготения.
Как вы считаете, при каком условии тело будет неподвижным?
- Если на него не действуют другие тела.
Опыт 1. Опыт с неподвижным бруском.
Задание учащимся: внимательно наблюдать за проведением опыта. Составить отчет по данному опыту. Схема отчета представлена на слайде. (Слайд 3)
Вывод: если на неподвижный брусок, лежащий, на опоре, не действуют другие тела, кроме Земли и опоры, он не изменит своего положения.
Определим, при каком условии тело изменит свою скорость?
Опыт 2. Опыт с шарами. Взаимодействие шаров при столкновении.
Вывод: если скорость тела изменяется, мы всегда обнаруживаем действие на него другого тела.
Под действием силы, которая действует на тело, тело может изменить форму и размер.
Любое изменение формы и размера тела называется деформацией. (Слайд 4)
Рассмотрим виды деформаций: кручение, изгиб, сжатие, растяжение, сдвиг и срез.
IV. Изучение нового материала.
Дадим определение силы и запишем его в тетради:
Сила – векторная величина, мера взаимодействия тел между собой.
- Как вы считаете, почему сила векторная величина? (Сила имеет направление)
Обычно направление силы указывают стрелкой. Силу принято обозначать F. Сила приложена к определенной точке тела. (Слайд 5)
Сила характеризуется:
- числовым значением;
- направлением в пространстве;
- точкой приложения.
(Слайд 6)
За единицу силы в системе СИ принят 1 Н – в честь великого английского ученого Исаака Ньютона.
Сила в 1Н – такая сила, которая за 1 с изменяет скорость на 1 м/с.
Кратными и дольными приставками единицы силы являются:
1 кН = 1000 Н
1мН = 0,001 Н
1 МН = 1000000Н
Камень падает на Землю потому, что его притягивает Земля. Камень тоже притягивает Землю. Силы взаимодействия между камнем и Землей – это силы всемирного тяготения. Приведите примеры силы всемирного тяготения. (Земля притягивает Луну, в свою очередь Луна притягивает Землю и т.д.)
Все тела, которые находятся на Земле, либо у ее поверхности, всегда испытывают действие хотя бы одной силы, о природе которой мы будем вести разговор после демонстрации опыта.
Опыт 3. Демонстрация падения шарика после пережигания нити.
Все тела на Земле или у ее поверхности испытывают влияние земного притяжения. С явлением тяготения каждый знаком с раннего детства. Например, падение капель дождя, падение мяча. Приведите свои примеры.
(Слайд 7)
Та сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Она обозначается Fт.
Силу земного притяжения можно найти по формуле:
Fт = mg, где g – ускорение свободного падения;
g = Fт/m [g] = [Н/кг]
на экваторе – 9,78 Н/кг;
на полюсе – 9,83 Н/кг.
При решении задач ускорение свободного падения можно принимать 10 Н/кг. Сила тяжести всегда направлена вниз.
V. Закрепление. Решение задач.
(Слайд 8, 9)
Найдите ответы на поставленные вопросы в учебнике.
- Что такое сила?
- Что называют всемирным тяготением?
- Какая сила называется силой тяжести?
- Запишите формулу силы тяжести.
- Запишите формулу для нахождения массы тела.
- 5 кН = ?Н; 6,7 кН = ? Н; 5,4 МН = ? Н; 3 мН = ? Н; 8000 Н = ? кН; 5600 Н = ? кН.
Открываем сборник задач по физике на стр. 44, №348.
Прочитайте задачу. Что известно? Что надо найти?
Дано:
Fт = 392 Н
g = 10 Н/Кг
m = ?
Решение:
m = Fт/g
m = 392 Н / 10 Н/кг = 39,2 кг
Ответ: 39,2 кг.
(Слайд 10) Решите задачу №336.
- Что вы знаете об этих животных?
Зайцы - семейство млекопитающих отряда зайцеобразных. Ок. 50 видов, в т. ч. беляк, русак, кролик. Детеныши зайцев появляются на свет на голой земле, зрячие, покрытие шерстью. Уже в возрасте нескольких дней могут самостоятельно передвигаться. Кролики живут в норах колониями. Детеныши рождаются голыми, слепыми, беспомощными.
Волк - род хищных млекопитающих семейства волчьих. 7 видов: волк, шакал, койот, рыжий волк, домашняя собака. На территории России 2 вида — волк и шакал. Волки – санитары леса.
Медведь - семейство млекопитающих отряда хищных, самые крупные из современных хищных зверей; включает 8 видов, в том числе бурый медведь, губач, белый медведь, белогрудый медведь, барибал, малайский медведь, очковый медведь. Длина тела современных медведей 110–300 см, высота в холке до 135 см, масса до 700 кг. Тело мощное.
Носорог - семейство млекопитающих отряда непарнокопытных, включает четыре рода, в которые входят пять видов — белый, черный, яванский, суматранский и индийский носороги. Длина их тела около 2-4 м, хвоста 60-76 см, высота в холке 1-2 м, вес до 3,6 т.
Слон - Самые крупные современные наземные млекопитающие. Длина тела до 7,5 м, высота до 4-4,5 м, масса до 7,5 т. На коротких дистанциях могут развивать скорость до 40 км/ч. Хорошо развиты обоняние, слух и звуковая коммуникация. Продолжительность жизни 50-60 лет.
VI. Итог урока. Домашнее задание. (Слайд 11)
Сегодня на уроке я узнал (а)__________________________
Хотел (а) бы узнать о________________________________
Д/з. § 23,24; лист «Сила» В. 1,2.;
Практическая часть упр.9 (1, 3).