Цели урока.
- Систематизировать знания детей о родной стране, о столице России - Москве, о своем городе.
- Познакомить с флагом, гербом и гимном России.
- Воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование.
- У каждого ученика три конверта: а) три полоски цветной бумаги: красная, синяя, белая;, картинка вертолета и нартов, солнышки(грустное и веселое)
- Карта России; глобус.
- Аудиозапись гимна России ; песни “ Увезу тебя я в тундру”
- Подловленный заранее материал о крае раздаётся 6 учащимся.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Новая тема - вводная беседа
- Сегодня на уроке мы будем говорить о нашей стране и городе.
- Как называется наша страна? (Россия) Слайд №2 (см. презентацию)
- Что вы знаете о нашей стране? (ответы детей)
- Послушайте рассказ, который я прочитаю, и скажите, как по-другому автор рассказа (К. Ушинский) называет нашу страну - Россию:
Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов. . . Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.
- Какие же другие имена есть у нашей страны? {Отечество. Родина. Матушка)
2. Работа по учебнику
- Посмотрите в учебник (стр. 36, 37). Как велика наша Родина! Это самая большая страна от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря, до Тихого океана. Мы все россияне! Мы - это русские, татары, башкиры, карелы, коми, удмурты, марийцы и другие. Всего 128 разных народов.
-Как называется главный город России? (Москва) Слайд №3
-Рассмотрите фотографии на слайде. Назовите знакомые объекты.
III. Знакомство с государственной символикой России: флагом, гербом, и гимном
- У каждого государства есть свои символы, присущие только ему.
- Кто знает, как называются эти символы? (герб, флаг, гимн)
- Сейчас из заготовок цветной бумаги вам нужно выложить полоски так, чтобы из них получился флаг России.
- Проверьте, так ли он получился Слайд №4
- Впервые в России появился трехцветный флаг при Петре I.
- Какие цвета есть на флаге? (белый, синий, красный)
- Эти цвета не случайно появились на нашем флаге. Белый цвет означает мир, чистоту; синий –небо, верность и правду; красный – храбрость.
Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить родину. Понимают его на государственных праздниках.
- А ещё когда понимают флаг? (на спортивных соревнованиях)
Следующий символ это герб.
Рассмотрите герб внимательно.
- Как называется птица на гербе? (двуглавый орел)
- В своих мощных когтях он держит скипетр и державу. Две его головы смотрят в две стороны света на Запад и Восток, а расправленные крылья показывают силу и мощь. Внутри на птице щит с всадником убивающим змею. Это Георгий Победоносец. В России он считается святым покровителем воинов.
- А о следующем символе я могу сказать, следующее: его исполняют люди, при его исполнении на стоять. Догадались. Что это? (гимн)
- Гимн - это торжественная песня. Его слушают стоя. Гимн звучит на торжественных собраниях, на спортивных аренах во время чествования победителей данной страны.
Звучат первые два куплета гимна. Дети слушают стоя.
- А кто является президентом нашей страны? (Медведев Дмитрий Анатольевич) Слайд №5
Президент руководит нашей страной.
И так мы узнали о сердце нашей огромной страны,а теперь познакомимся с нашим краем.
Сейчас мы отправимся в суровый край. Садимся в вертолеты и отправляемся в путь. А в пути мы немного разомнемся. (Слайд 6)
V. Физкультминутка “Лови снежинки” Слайды 7-12
VI. Знакомство с Красноярским краем
Наши снежинки привели нас в наш край.
- Кто знает, как называется наш край? (Красноярский) Слайд № 13
Наш край имеет столицу.
- Как она называется, догадайтесь по фотографиям? (Красноярск) Слайд №14
Сейчас о нашем крае расскажут ребята. Им было дано заранее задание подготовиться и рассказать о нашем крае.
Выступают подготовленные учащиеся
1ученик. Территория Красноярского края уникальна по богатству и красоте природы, огромным запасам разнообразных полезных ископаемых, по своей роли в экономической, научной и культурной жизни страны.
2 ученик. Красноярский край был образован 7 декабря 1934 года и является вторым по величине в России. На территории края расположены Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономный округа, 42 района, 24 города.
3 ученик. С юга на север по территории края протекает одна из крупнейших рек мира – Енисей. Общая численность озер в крае составляет 323 тысячи.
4 ученик. Важнейшие природные богатства края — хвойные леса, гидроэнергия, нефть, газ, уголь, железные руды, нерудные материалы.
5 ученик. Сегодня в крае проживает свыше 3051 тыс. человек. По переписи населения в крае насчитывается 124 национальности.
6 ученик. Губернатором Красноярского края является Хлопонин А. Г. Слайд №15
- Дальше наше путешествие мы продолжим на санях в упряжке с оленями. (Ребята под музыку “Увезу тебя я в тундру” имитируют движения оленей) Слайд №16
VII. Знакомство с полуостровом Таймыр и её территорией.
- Кто знает, где на этой территории проживаем мы с вами? (полуостров Таймыр)
Мы проживаем на самой северной точке нашей страны. Слайд №17
Таймыр - самый северный полуостров Азии. Расположен между Енисейским заливом Карского моря и Хатанйским заливом моря Лаптевых Северного Ледовитого океана. Площадь Таймырского муниципального района 862,1 тыс. кв. км, население - 55 тысяч человек (долганы - 9,6%, ненцы - 2,3%, русские - 68,9%). В состав района не входят города Норильск, Талнах, Кайеркан и Снежногорск с общим населением свыше 270 тыс. человек, а также острова Северного Ледовитого океана - архипелаг Северная Земля и архипелаг Норденшельда, статус которых определен особым законодательством.
Столица нашего Долгано-Ненецкого автономного округа является город Дудинка. Слайд №18
Это портовый город. Сюда приходят корабли с продуктами, с товарами для быта, с машинами, мебелью. Всё это привозят вовремя навигации, когда река Енисей не замерзает, т. е. середина июня – конец сентября месяца.
Символами нашего округа является флаг и герб. …
Флаг округа представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета в центре, которого изображение главной фигуры герба Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа - зависшей в полете краснозобой казарки на фоне белого солнечного диска, увенчанного по кругу равноудаленными друг от друга четырьмя белыми короткими остроконечными лучами, направленными попарно в диаметрально противоположенные стороны.
Геральдическое описание флага муниципального района - флаг муниципального района представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета, в центре которого изображение главной фигуры Герба муниципального района - зависшей в полете краснозобой казарки на фоне белого солнечного диска, увенчанного по кругу равноудаленными друг от друга четырьмя белыми короткими остроконечными лучами.
… Слайд №19
На территории нашего края проживает большая численность различных народностей. Слайд №20
–Чем защищаются от холода жители? (Шубой из оленьего меха)
- А живут эти народы в домах чумах, которые строят их оленьих шкур.
- А на чем они ездят? (на санях)
Эти сани называются нартами. На нартах, запряженных оленями, перевозят грузы, заготавливают запасы к зиме. Вот так и живут от зимы, до зимы.
Одним из северных городов знакомым для нас является Норильск. Слайд №21
Он расположен на севере Красноярского края, на полуострове Таймыр, в 300 км к северу от Полярного круга, в зоне лесотундры и тундры. Слайд №22
Типичная тундра представляет собой безлесное пространство с низким и не всегда сплошным растительным покровом. Основу его составляют мхи и лишайники, на фоне которых развиваются низкорослые цветковые растения: кустарники, кустарнички, травы. Деревьев в настоящей тундре нет — условия жизни здесь для них слишком суровы. Растительный мир тундры представлен около 360 видов растений. Богата тундра ягодами – голубикой, брусникой, клюквой.
Сейчас я узнаю, как вы хорошо знаете растения нашего края.
Отгадайте загадки. Соотнесите картинку и отгадку. Слайд №23
Не пихта и не ель я,
Но в родном лесном краю
Круглый год я зеленею,
Холодов не признаю. (Брусника)Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но в отличие от елки
Опадают те иголки. (Лиственница)Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила. (Черника)Зеленые кусточки,
Алые цветочки,
Когти – ноготочки
Стерегут цветочки. (Шиповник)
- Единое муниципальное образование "город краевого подчинения Норильск" включает в себя четыре населенных пункта: город Норильск (130150 человек), города-спутники Талнах (58090 человек) и Кайеркан (27058 человек), поселок Снежногорск (1300 человек).
В состав этого города входят районы: Оганер, Кайеркан, Алыкель, Талнах. Слайд № 24
Сейчас я вам расскажу историю возникновения нашего района Талнах.
История Талнаха
Город-спутник Норильска. Расположен в 20 км к северу от Норильска. Талнах связан с Норильском железной дорогой и автодорогой. Численность населения — 68,7 тыс. человек. Основан в 1960 г. как поселок геологов в связи с открытием Талнахского месторождения. Слайд №25-27(Старый город)
В ноябре 1982 г. Талнах получил статус города. Слайд № 28
В 1963 г. начинается строительство первого рудника. В 1964 г., с началом эксплуатации первого рудника "Маяк", был выстроен и заселен первый 5-этажный дом. В 1965 г. был построен второй рудник, "Комсомольский", и сдан железнодорожный мост через реку Норилку. Здесь самые глубокие в России рудники — 1300-1500 м. Слайд №29
В городе есть автовокзал, кинотеатр им. В. Высоцкого, универсам, дом быта, больничный городок, крытый каток. Слайд №30
Талнах сегодня
В честь первых строителей Талнаха у въезда в город на высоком пригорке установлен памятный знак — палатка из камня и бетона и надпись "Талнах начинался здесь".
Слайд №31
Здесь самая богатая растительность, по сравнению с другими городами спутниками, много водопадов. Самое излюбленное место отдыха талнахчан являются Красные камни.
- Сейчас для вас задание, я буду показывать достопримечательности нашего города, а вы должны из слогов, которые у вас на столах составить название данного слайда. (На столе слоги у каждой пары: КРАС-НЫ-Е КАМ-НИ, РУД-НИ-КИ, ТУР-БА-ЗЫ)
Слайд № 32 (красные камни)
Слайд №33(рудники)
Слайд№34(турбазы)
-Молодцы.
IX. Итог урока
- Какие города края вы знаете? Назовите столицу Красноярского края.
- Какую большую реку края вы знаете?
- Какие коренные народы Крайнего Севера проживают на этой территории?
- Как называется страна, где мы живем?
- Назовите столицу России.
- Как называется наш родной город (село)?
Рефлексия
На столах лежат у вас солнышки, одно грустное, другое веселое. Если урок понравился, поднимите солнышко с улыбкой, если не понравился- грустное.
см. приложение.