Урок-сказка "Приключения Незнайки и учащихся 5-го класса" по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


Учебник: Н. Виленкин, В. Жохов, А. чесноков, С. Шварцбурд Математика 5 класс

Цели:

  • Закрепить умения и навыки сложения и вычитания десятичных дробей;
  • Развивать логику мышления и математическую речь;
  • Способствовать воспитанию настойчивости, трудолюбия, товарищества.

Форма урока: Сказка «Приключения Незнайки и учащихся 5 класса».

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете-
Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!

– Здравствуйте!

– У нас сегодня урок необычный!

– Весь урок умы с вами проведем в кругу милого и забавного человечка Незнайки. Поможем ему разобраться в действиях сложение и вычитание десятичных дробей.

II. Ход урока

  1. Подготовка к путешествию.
  2. Незнайка в Цветочном городе.
  3. Незнайка в Зоопарке.
  4. Незнайка на концерте.
  5. Незнайка на острове «Невезения»
  6. Незнайка в больнице.
  7. Незнайка на воздушном шаре.
  8. Знаменитый полет незнайки на Луну.

1. Подготовка к путешествию.

Повторяем правило сложения и вычитания десятичных дробей

2. Незнайка в Цветочном городе

Устный счет (карточки заготовлены в виде цветика – семи-цветика)

Ребята отрывают лепесток, читают задание и говорят ответ. (Приложение 1 - задание 1.)

а) Число 6,5 увеличьте< > на 0.1
б) К числу 6,555 прибавьте 0,1
в) Число 6.5 уменьшите на 0,1
г) От числа 6,555 отнимите 0,1
д) На сколько число 0,99 меньше 1
е) Решите уравнение: х + 4,5 = 9,6
и) Решите уравнение: х – 2,12 = 5,4

3. Незнайка в Зоопарке.

Сегодня мы вместе с Незнайкой побываем в Зоопарке. Познакомимся с некоторыми животными, узнаем о их повадках, о их месте обитания и т.д. Ну а чтобы открыть тайны мы должны решить несколько заданий на карточке.

Четыре карточки разного цвета - голубая, зеленая, желтая, и розовая. Решив примеры, уравнения и задачи – ответ прочтете в таблице, которая весит над доской (крупным планом). На доске размещены четыре «клетки» с животными , после того как ребята решают задания на своей карточке, то «клетку» можно перевернуть а там картинка с зашифрованным животным и небольшое о нем сообщение. Все эти животные занесены в Красную книгу (Приложение 1 и Приложение 2)

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О  
7,5 2,76 0,05 12,86 3,076 28,891 76 50,05 3,76 3,44 0,344 10 6,918 35,25 12,11 71,6  
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
65,6 30,85 1,33 9,77 1,57 20,09 5,055 2,2 5,5 4,67 81,3 12,7 17,04 18,22 53,38 46,64 8,821

№1 Карточка голубого цвета:

№п/п Задание Ответ Буква
1 Выполните действия: 4,41 + 5,36    
2 Выполните действия: 5,24 – 1.8    
3 Решите уравнение: х – 11,3 = 1,56    
4 Решите задачу: Яблоки с ящиком весят 32,7кг. Сколько весят яблоки, если ящик весит 1.85кг?    

№2 Карточка зеленого цвета:

№п/п Задание Ответ Буква
1 Выполните действия: 3,85 + 4,971    
2 Выполните действия: 125,19 – 112,33    
3 Решите уравнение: х – 0,07 = 1,5    
4 Решите уравнение: 9 – у = 1,5    
5 Решите задачу: ученики 5 «а» класса собрали 215,1кг металлического лома, а 5 «б» на 245,95кг.
На сколько больше металлолома собрал 5 «б» класс?
   

№3 Карточка желтого цвета:

№п/п Задание Ответ Буква
1 Выполните действия: 4,9 + 7,96    
2 Выполните действия: 37,5 – 8,609    
3 Решите уравнение: х – 27,5 = 38,1    
4 Решите уравнение: 137,06 - у = 129,56    
5 Решите задачу: В первый день автомобиль проехал 238, 4км, а во второй 269,25км.
На сколько километров больше проехал автомобиль во второй день?
   
6 Запишите число, состоящее из 3 целых и 76 тысячных.    

№4 Карточка – розового цвета:

№п/п Задание Ответ Буква
1 Выполните действия: 34,008- 27,09 =    
2 Выполните действия: 22,921 + 5,97 =    
3 Решите уравнение: х – 29,5 = 42,1    
4 Решите уравнение: 5,29 + у = 70,89    
5 Решите задачу: Одна сторона треугольника равна 2,76м, а вторая на 0.59м короче первой,
а третья сторона равна 2.57м. Найдите периметр треугольника.
   
6 Решите задачу: В одном ящике 16кг винограда, а в другом на 1,15кг меньше.
Сколько килограммов винограда в двух ящиках?
   
7 Какое число разложено по разрядам: 3 + 0,07+0,006?    

4. Незнайка на концерте

Звучит музыка Поля Мориа – заставка к передаче «В мире животных»

5. Незнайка на острове «Невезения»

После концерта нам вместе с Незнайкой суждено побывать на острове «Невезения». Ребята на этом острове решили примеры на сложение и вычитание десятичных дробей, но вот беда, запятые куда-то все исчезли. Помогите восстановить правильность решенных примеров.(Приложение 1 - задание 5)

  1. 48 +22 =7
  2. 1 +308 = 408
  3. 12 + 92 = 212
  4. 945 – 545 = 4
  5. 53 – 17 = 513

6. Незнайка в поликлинике (Приложение 3)

Проводим зарядку для глаз.

7. Незнайка на воздушном шаре

№ 1232 из учебника

Решаем вместе один ученик у доски.

Воздушный шар состоит из оболочки, гондолы для пассажиров и газовой горелки для нагрева воздуха внутри оболочки. Масса гондолы 0,24т, и она меньше массы оболочки на 0,32т, но больше массы газовой горелки на 0,15т. Какова масса воздушного шара? (Приложение 1 - задание 7)

8. Полет Незнайки на Луну

Незнайке очень понравилось путешествовать, и он приглашает нас всех совершить полет на Луну. Для этого нам нужно разделиться на 3 команды (3 ряда) На доске на магнитах прикреплены звездные дорожки и Луна. На звездочках с обратной стороны написаны задания. Какой ряд быстрее решит все задания. Для всех рядов задания одинаковые.

  1. 3,7+2,9
  2. 3-2,09
  3. 5,1-4,7
  4. 1-0,999
  5. 2,19+5,81
  6. 5,05+5,5
  7. 2.115+1,052
  8. 6,05-2.87

Ответы: Приложение 1 - задание 8

III. Итог урока

Спасибо!

Сегодня Незнайка был у нас с вами помощником, другом. Мы помогли ему сегодня справиться со всеми ошибками, помогли обрести знания, а главное больших друзей из 5 «б» класса.

Объявить оценки.