В последнее время количество детей с задержкой психического развития (ЗПР) заметно возросло. Во многих школах создаются классы коррекционно-развивающего обучения (КРО), классы выравнивания.
Цель коррекционно-развивающего обучения – создание условий, способствующих развитию личности ребенка и эффективному усвоению учебного материала.
Педагог в классе КРО должен так организовать учебный процесс, чтобы была задействована система анализаторов, было разнообразие видов деятельности. На уроке должна быть создана ситуация, при которой ученик самостоятельно обрабатывает учебную информацию, содержащую элементы проблемного, познавательного аспекта и стимулирует учащихся к активной деятельности и т.п.
Контингент классов КРО очень неравномерен. Дети работают с разной скоростью, с разной степенью активности. Многие из них нуждаются в пошаговых инструкциях при выполнении фронтальных заданий, так как одной из самых больших проблем для детей с ЗПР является недоразвитие блока программирования и контроля.
В ходе коррекционно-развивающего обучения используются различные формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в микрогруппах. Индивидуальные занятия являются одним из эффективных средств для решения проблем конкретного ребенка. Работа в микрогруппах также дает хорошие результаты. Не рекомендуется объединять в одной группе двух или более гиперактивных детей, так как они “заводятся” друг от друга и могут разрушить атмосферу занятия.
Наибольшие проблемы вызывает реализация индивидуального подхода в условиях фронтальной работы с классом. Перед педагогом класса КРО встает сложная задача. Каким образом можно организовать фронтальную работу, учитывая особенности разных детей? Как осуществить комплексный подход к обучению?
Приведем конкретные примеры фронтальных занятий с использованием опорных схем.
Фрагмент урока в 6-м классе по теме “Der Schulanfang” с опорой на презентацию.
Jeden Tag gehen die Schuler und ihre Lehrer in die Schule. (Слайд1: (Приложение) Дети идут в школу). Die Lehrer lehren ihre Schuler, und die Schuler …(Учащиеся заканчивают предложение). (Слайд2: В классе идет урок).
Viele Schuler lernen gut und bekommen gute Noten.(Слайд3: Страница дневника с “4” и “5”). Sie freuen sich uber “5” und “4”. Die Lehrer freuen sich auch uber … Sie freuen sich uber ihre Schuler.
Dieser Junge bekommt eine 5. (Слайд4: Довольный ученик получает дневник с “5”).
Was macht er? Freut er sich oder argert er sich? Woruber freut er sich? Und seine Lehrerin? (Далее беседа ведется об отношении учащихся к “2” и “3”.
Gestern hat Max die Hausaufgabe nicht gemacht. Ist es gut? (ответы учеников). (Слайд5).
Welche Note bekommmt er heute? Freut er sich auf “2”? Heute ist Max flei?ig. Er arbeitet gut. Welche Note bekommt er? (Слайд6).
Also, woruber/worauf freuen(argern) sich die Schuler?
В результате данной работы на доске появляется следующая схема.
den Schulanfang
das Wiedersehen mit den Lehrern
gute/schlechte Noten
langweilige Hausaufgaben
ein interessantes Buch
die Herbstferien
die bevorstehende Klassenfahrt
Эта схема, как и многие другие, которые я использую в своей работе, помогают ученикам быстрее усвоить лексические единицы.
Фрагмент урока в 6 классе по теме “Die Schule” с опорой на презентацию.
Wie geht es euch? (ученики отвечают по собственной инициативе). Das freut mich. Es geht uns gut. Ich bin Lehrerin. Ihr seid Schuler. Jeden Tag gehen wir in die Schule. Eine Schule. Eine moderne Schule. Wie ist sie?
Итог данной работы – ассоциограмма.
Ihr lernt in der Schule № 51.(Слайд школы). Das ist unsere Schule. Stimmt das? Sascha, ist das deine Schule? Ist das Maschas Schule? Das ist auch meine Schule. Ich habe hier gelernt. Jetzt bin ich Deutschlehrerin der Schule №51. Also, das ist unsere Schule. Wir mogen unsere Schule. Oder? Warum? Wie ist unsere Schule?
Es gibt so viele Schulen. Sie sind verschieden.(Слайд с изображением нескольких школ). Deutsche Schulen. Wie sind sie? Macht eure Bucher auf der Seite 91 auf! Hier sehen wir drei deutschen Schulen. Wie ist die erste Schule? Wie meinen sie? (Аналогично со второй и третьей школой). Lesen wir die Texte und schreiben die Schtichworter aus. Wir arbeiten in Gruppen. Jede Gruppe liest den Text und schreibt die Stichworter aus. Die erste Gruppe arbeitet am ersten Text, die zweite – am zweiten und die dritte – am dritten.
Welche Stichworter hat die erste Gruppe ausgeschrieben? Was steht das im Text geschrieben? (Этот вопрос учитель адресует учeникам второй и третьей группы, которые зачитывают предложения из текстов. Ключевые слова учитель фиксирует на доске в виде таблицы. Аналогичная работа ведется над вторым и третьим текстами).
Also, auf dem ersten Bild sehen wir eine Dorfschule. Sie ist …(по таблице).
Wer kann uber die erste Schule erzahlen? (Аналогичная работа ведется с ключевыми словами второго и третьего текстов. Если ученик затрудняются ответить, то учитель задает конкретный вопрос).
Eine Dorfschule | Eine typische Stadtschule | Ein Schulkomplex |
nicht gro?, nett im Grunen im Schulgarten pflanzen |
alt, dreistockig wenig freundlich nur einige Baume richtige Kaserne |
neu, gro?, modern ein Jugendclub ein Sportplatz ein Schwimmbad |
На следующем этапе ученикам предлагается совершить экскурсию по школе (рисунок школы), используя следующую схему.
Wollen wir eine Exkursion durch eine Schule machen! Das ist ein Erdgeschoss. Im Erdgeschoss sind … Links sind … Rechts sind …
Was ist das? Was ist im Erdgeschoss? Was ist links (rechts)? Ich gehe die Treppe hinauf. Das ist der 1. Stock. Was ist hier? Hier sind … Was ist links? Links sind …(Аналогичная работа ведется далее).
Wo ist die Aula? Wo ist die Bibliothek?...
Итог урока – эксурсия по школе по опоре или без нее, в зависимости от уровня подготовки ученика.
В качестве домашнего задания ученикам можно предложить выполнить проектную работу: нарисовать воображаемую школу и рассказать о ней.
Чем слабее ученики, тем больше должно быть опор для них в процессе обучения.
Мне близко мнение тех методистов, которые считают, что вся методика коррекционно-развивающего обучения должна быть “подчинена пробуждению у слабого ученика уверенности в себе, стимулированию его познавательной активности, обеспечению его успешной деятельности. Эмоциональное благополучие, чувство защищенности, которое возникает и закрепляется у детей, обучающихся в коррекционных классах, становятся решающим условием душевного здоровья школьников, …формирует активную жизненную позицию, адекватную самооценку школьников”.
Использованная литература
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения /Нейропсихология сегодня. М., 1995.
- Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня. М., 1995
- Тросман Т. Нейропсихологический подход к организации обучения в классах КРО // Коррекция и развитие.– 1998. – № 3
- Тросман Т. Современные подходы к организации коррекционного обучения в образовательных учреждениях // Коррекция и развитие. – 1998. – № 1