Интегрированный урок по изобразительному искусству и музыке в учебной группе 2-го года обучения по теме "Линеарно-пятновое решение образа"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи:

  • развитие у ребенка воображения, способности к образному мышлению;
  • введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий;
  • научить видеть в бесформенном пятне – сюжеты для собственных рисунков;
  • превращать случайные линии в интересные образы существующих и не существующих животных, птиц, насекомых и т. д.;
  • способствовать умению анализировать и оценивать рисунки с художественно-эстетических позиций.

Методы и приемы:

  • Словесный
  • наглядный
  • практический (рисование).

Оснащение кабинета:

  • компьютер,
  • магнитофон,
  • наглядные пособия,
  • репродукции картин художников.

Материалы:

  • альбомы А4,
  • плотная бумага,
  • гуашь черная,
  • фломастер черный,
  • карандаш,
  • ластик.

Музыкальный ряд: подборка из мультипликационных фильмов, В. Вивальди “Времена года”.

Эпиграф: “Искусство оказывает величайшее влияние на душу человека”. (Рами-с да Палеха)

Репродукции художников мультипликаторов журналы: “Мурзилка”, “ералаш”. Сказочные герои М.А. Врубель “Царевна-Лебедь”, В.В. Васнецова “Снегурочка”, “Царевна-Лягушка”, и др.

Вид урока: Занятие – фантазирование.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в новый материал
  3. Практическая часть
  4. Обсуждение работ
  5. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

На уроках изобразительного искусства в студии целесообразно использовать поэтическую речь, яркие литературные тексты: они духовно обогащают занятие по ИЗО, воздействуют на образное мышление обучающихся, повышают их творческую активность, эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного. Поэтому в начале урока раздаю строчки из стихотворения Л. Никоновой “Чтобы этот мир не потускнел,…”  (Приложение 1)

Занятие начинаем с того что, ребята по очереди читают вслух строки из этого стихотворения, Обучающиеся обдумывают их. Сегодня мы с вами поговорим об образах в литературе, изобразительном искусстве, музыкальном творчестве. Предлагаю вам нарисовать в своем воображении прекрасные картины, яркие образы в природе. (Приложение 2)

Поэты создают в своих произведениях словесные картины. В стихах С. Есенина можно найти очень много замечательных образов, которые поражаютсвоей точностью, часто необычностью, теплотой.

А сейчас мы с вами послушаем музыкальный ряд Вивальди “Времена года” (“Осень” и “Зима”)

Педагог: Ребята, какие образы навеяла вам эта музыка?

Варианты ответов:

– Осень мягкая, теплая, разноцветная, слегка прохладная.

– А зима холодная, суровая, с вьюгами и метелями.

Педагог: Обратите внимание на тональность, изменение звучания, развитие мелодии, музыкальные инструменты. Характеристика музыки “Зима”: минор– холодная тональность, нарастающее напряжение передает сгущение холода. Мелодия держится на одном звуке, что подчеркивает оцепенение природы. Усиление динамики дает услышать завывание вьюги, ощутить холод. Нет развития мелодии, аккорды повторяются.

Педагог: И музыка, и литература – это искусство. А зачем нужно искусство человеку, какую роль оно играет в его жизни? Искусство оказывает величайшее влияние на душу человека.

– А как, какими средствами искусство влияет на нашу душу?

Музыка открывает мир настроений и чувств в мелодии, гармонии и ритме музыкальных звуков, литература же воссоздает в нашем сознании образы с помощью слова. Изобразительное искусство отражает действительность в графике и в цвете. Значит, разные виды искусства воплощают действительность разными изобразительно-выразительными средствами.

– Что же объединяет эти виды искусства?

Образная природа. Искусство создает образную картину мира.

Предлагаю ребятам закончить фразы– загадки, для создания более полного образа. (Приложение 3)

Слова выстроены автором так, что у нас с вами возникает образ необычного существа, морского жителя, животного, птицы и т. д.

Вопрос обучающимся: Кто может нам сделать вывод, что же такое образ?

Вариант ответа: Образ-это недосказанный, намек на реальные объекты, выдуманные нашим воображением.

Вопрос обучающимся: А какими средствами в изобразительном искусстве можно передать образ?

Варианты ответа: Художники при передаче образов используют линию, пятно, цветное пятно и.т.д.

Педагог: Ребята ведь тема нашего урока так и называется “Передача образа линией и пятном”. Выполняя первое задание, включите свое внимание и фантазию. Найдите и запишите, какие животные, птицы, насекомые спрятаны в сплетениях линий. Делю ребят на две команды, чья команда найдет, большее количество образов, та команда и победила. Попробуйте увидеть их в задании: фигуры в сплетениях линий. (Приложение 4)

Педагог: Начиная выполнять второе задание, давайте поразмышляем, что является главным персонажем изображения в мультипликационном искусстве? Может быть, вам помогут ответить на этот вопрос эти репродукции? (просмотр репродукций из журнала “Ералаш” и “Мурзилка”)

Вариант ответа: Образ мультипликационного героя.

Вопрособучающимся: Что еще объединяет эти репродукции?

Вариант ответа: Изображены фантазийные персонажи.

Педагог: Здесь изображены мультипликационные персонажи, значит, мы будем работать с фантазийными образами.

Сегодня вы будете в роли художника-фантазера. Перенесемся в мир грез и фантазий. И создадим свой, неповторимый образ. Попробуем в бесформенном на первый взгляд пятне увидеть образ знакомых или невиданных зверей, птиц, насекомых и мультипликационных героев.

Во время выполнения практического задания не забывайте о технике безопасности при работе с карандашами и кисточками. Выполняем гимнастику для глаз. Проветривание кабинета.

Задание: Представьте, что вы – художники-мультипликаторы и вам надо создать мультфильм. Первым делом надо подобрать героев и нарисовать их образ. Для этого у вас есть: капельки гуаши, кисточки, наши помощники линия, пятно и ваша фантазия.

Включите свое воображение, пофантазируйте. Такая работа таит в себе много неожиданных и интересных решений. Появится масса возможностей проявить свои творческие способности в изготовлении авторского образа.

Подумайте, каким будет ваш герой?

Можете дать ему имя, например: сюсипусик гребешковый, манмарончик клыкастый, лямурик длиннохвостый, мурлыкотам и т.д, что в пятнах и линиях скрыто на ваш взгляд. Посмотрите, с какой стороны интереснее смотрится ваш образ.

Ребята начинают работать.

Включаю музыку. В процессе работы подхожу к ребятам, и мы обсуждаем некоторые моменты работы. По завершению работы (времени) предлагаю выставить на мольбертах свои работы. Организуем выставку и обсуждение рисунков ребят.

Педагог: Скажите, какие образы вам понравились? Почему?

(Обучающиеся называют понравившиеся работы и удачные образы.)

Педагог: Давайте рассмотрим другие работы. Может быть они немного недотянуты? Предлагаю подумать, как можно на ваш взгляд изменить рисунок?

Вопрос: Согласен ли с этим автор или он видит именно так, как его нарисовал. Обратите внимание на свои рисунки и рисунки своих одноклассников. Все они разные, по-своему интересные и красивые. Каждый из вас создал свой неповторимый художественный образ.

Те работы, которые мы не обсудили, рассмотрим их на следующем уроке.

Ребята, понравился ли вам наш фантазийный урок? Какие были трудности, в чем они. Идет небольшое обсуждение.

Мы надеемся, этот урок вам понравился.

Домашнее задание: Продумайте сюжет вашего мультфильма, историю для своего героя. Какой он по характеру? Какие у него друзья? Может быть, мы с вами создадим на следующем уроке свой мультфильм.Всем спасибо за работу!