Искусство воспитания – это стремление
выявить то, что имеет человек “заложенным в
зародыше”,
не толкать его Природу туда, куда она не
стремится...
Я.А. Коменский
Пояснительная записка
Многочисленные проблемы, все более очевидно проявляющиеся в общем и профессиональном образовании во многих странах мира, подтолкнули педагогов к поиску новых путей развития. Это обусловлено тем, что на современном этапе развития постиндустриального общества особенно актуальна потребность в таких специалистах, которые могли бы находить эффективные решения с учетом сложности и неоднозначности окружающей нас реальности.
Если говорить об общеобразовательной школе, то современный выпускник должен не только хорошо владеть знаниями, умениями и навыками в рамках школьной программы, но и ориентироваться в той ситуации неопределенности, в которую он попадает, выходя из школы. Для этого он должен уметь предвидеть проблемы и находить пути их решения, искать информацию, продумывать и выбирать варианты действий. Выпускник должен развить в себе творческие способности, чтобы решать новые для себя задачи.
Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний и умений учащихся, развитием их творческих способностей в учебно-воспитательном процессе, убеждаемся в том, что максимум усилий необходимо направлять на формирование интереса к учебе. Стимулом к этому является не только успешное овладение знаниями и умениями, но и возможности проявить свою творческую индивидуальность.
Программа по дополнительному образованию детей школьного театра мод, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на формирование у школьника стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное, желание изучать театральное мастерство. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для знакомства учащихся с основными вопросами теории моды, законами художественной формы, цветового решения и спецификой текстильных материалов, технологией изготовления швейных изделий и сценических костюмов, приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора в области дизайна современной одежды.
Программа разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области “Технология”, в которой на уроках недостаточно освещается специальность художников-проектировщиков костюма, а также практически не касается истории костюма и основ его проектирования.
Возраст обучающихся – 12–17 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения (306 часов) для учреждений дополнительного образования или для внеклассной работы общеобразовательных школ. Содержание данной программы качественно отличается от школьного курса, так как для достижения цели программы предусмотрены занятия по композиции, теории моды, макетированию, истории костюма, основам народного кроя и основам сценического и подиумного мастерства. Весь курс делится на теоретическую и практическую части и состоит из 2 блоков (1 блок – “Дизайн в моде. Моделирование одежды”, 2 блок – “Основы сценического и подиумного мастерства”). Первый блок состоит из четырёх разделов: “Поиск вдохновения”, “Мода и рисунок”, “Планирование и дизайн”, “Воплощение идеи”.
Актуальность программы
Сегодняшний покупатель, имея большой объём информации о модной одежде, стал более требовательным. Мало шить просто качественно, современная одежда должна быть на полшага впереди с точки зрения актуальности, интересного, стильного решения модели, качества ткани; обеспечивать хорошую посадку на фигуре. Развитие производства одежды выдвинуло свои жёсткие и во многом уже чётко определённые требования. На предприятиях нужны художники, способные оперативно создавать модели по возникающей в ходе работы необходимости. Художник должен быть знатоком технологии, конструирования текстиля и фурнитуры, типологических особенностей всех групп потребителей и многого другого, с чем неразрывно связан дизайн одежды.
В нашем регионе нет отделения, на котором готовят художников-проектировщиков костюма. Однако с каждым годом увеличивается количество девушек, желающих получить такую специальность. Но для поступления в технологические учебные заведения необходима достаточная подготовка. Для того чтобы стать модельером, недостаточно сдать экзамен по рисунку и живописи. Необходимо познакомить школьников со спецификой работы художника-проектировщика, дать начальное представление о его деятельности.
В программе реализуется идея межпредметных связей с историей, изобразительным искусством, культурологией.
Цель и задачи образовательной программы.
Цель данной программы – формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно-действующей и легко-адаптирующейся личности, которые необходимы для ориентации в мире моды и в дальнейшем профессиональном самоопределении.
Задачи:
- Формировать и совершенствовать знания, умения и навыки сценического искусства; швейного мастерства основываясь на исторический и современный опыт музыкальных театров, театров мод, работы режиссеров- постановщиков шоу-бизнеса.
- Ознакомить учащихся с некоторыми теоретическими положениями основ дизайна, научить создавать дизайн-проекты в форме эскиза.
- В ходе изготовления сценического костюма для театрализованных представлений подробно изучить:
- элементы ручной и машинной вышивки;
- дизайн ткани;
- народные традиции в оформлении костюма;
- Развивать у ребенка такие качества как
эстетический вкус, аккуратность,
последовательность в работе, умение доводить
начатое дело
до конца, видеть перспективу своего труда, стремиться к достижению намеченной цели. - Формировать у детей уверенность в себе, стремление преодолевать собственную скованность и закомплексованность.
- Расширять общий и интеллектуальный кругозор детей.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Предполагаемый результат
На основе изучения истории сценического костюма, его оформления, новейших разработок и тенденций в мире моды подготовить группу детей:
- для разработки ряда моделей коллекции и ее театрализованного представления;
- по разработке сценария представлений, подбора музыкального оформления представления;
- по изготовлению швейных изделий к данному представлению;
- для показа театрального представления.
Организация образовательного процесса
Курс рассчитан на занятия по 9 часов в неделю (8 часов – по первому блоку занятий и 1 час – по второму). На практические занятия отводится подавляющее количество учебных часов (не менее 70% всего учебного времени).
Обучение на занятиях осуществляется на основе метода проектов. В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся. Проектный подход изначально ориентирован на самостоятельную работу школьников — индивидуальную, групповую или коллективную.
Групповая работа привлекает участников возможностью лучше узнать друг друга, сравнить себя с ними, расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа дает возможность учащимся объединиться по интересам; обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения; воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива; предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивания, аргументации, но в то же время требует терпимости к чужой точке зрения; позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем стимулирует дух соревнования и соперничества.
При работе над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы. Это важно, особенно при выполнении такой объёмной работы, как создание коллекции одежды (Приложение).
Виды выполнений итоговой работы
Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога проводится в целях привития им навыков исследовательского характера в самостоятельном изыскании новых решений проблемных вопросов теории изучаемых дисциплин, закрепления и углубления теоретических знаний, умений и навыков работы с литературой. Самостоятельная работа учащихся осуществляется по заданию и под руководством педагога с последующим представлением выполненной работы на заданную тему.
Реферат выполняется в целях расширения и закрепления теоретических знаний учащихся. Ещё одним видом отчётности является выполнение эскизов и коллажей по выбранной тематике, разработке творческих проектов. Учащиеся самостоятельно выбирают вид отчётности, тематику для итоговой работы.
Динамика интереса учащихся к данному курсу фиксируется с помощью анкет в начале и конце обучения; собеседований, проводимых после каждого раздела курса. Итоговая форма отчётности по 1 блоку – просмотр проектов учащихся с их защитой (презентацией), рефераты, демонстрация изделий, по 2 блоку – участие в создании показа коллекции или театрализованного выступления, представление проектов на подиуме.
Учащиеся должны знать: основы дизайна и теории моды; основные моменты истории костюма; основные понятия и термины, использующиеся в художественном проектировании; категории, свойства и средства композиции; этапы проектирования коллекции одежды, основные тенденции в современной моде.
Учащиеся должны уметь: использовать знания средств и свойств композиции на практике; разработать проект по изготовлению коллекции костюмов на заданную тему; точно и аккуратно выполнять все этапы создания костюма; свободно оперировать полученными знаниями в реальной жизни.
Учебно-тематический план блока “Дизайн в моде. Моделирование одежды” (226 ч.)
Тема | Количество часов | |
теория | практика | |
ПОИСК ВДОХНОВЕНИЯ Посещение музея | 1 | 5 |
Архитектурные детали | 1 | 3 |
Составление коллажа | 3 | 3 |
Народные традиции | 3 | 6 |
Произведения живописи и графики | 3 | 3 |
Дизайн ткани | 3 | 6 |
Работа с вышивкой | 3 | 6 |
РИСУНОК И МОДА. Учимся рисовать фигуру | 1 | 5 |
Рисунок с натуры | 1 | 5 |
Техника коллажа | 1 | 5 |
Идеи из гардероба | 1 | 2 |
Не только карандаш | 1 | 2 |
Иллюстрация смелого узора | 3 | 3 |
ПЛАНИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН. Важность набросков | 1 | 5 |
Генератор идей. Дизайн на заказ | 3 | 3 |
Потенциальные клиенты | 3 | 3 |
Праздники, сезоны, бюджеты | 3 | 3 |
Цветовая палитра | 3 | 3 |
Структура ткани | 3 | 3 |
ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ. Рабочие рисунки-схемы | 1 | 5 |
Реальные модели для портфолио. | 3 | 3 |
Презентация работы | 3 | 6 |
Стиль и изюминка презентации. | 3 | 3 |
Создание коллекции костюмов. | 93 | |
Итого: | 42 часа | 184часа |
226 часов |
Учебно-тематический план блока “Основы сценического и подиумного мастерства” (80 часов)
Тема | Количество часов | |
теория | практика | |
1. Формирование навыков дефиле, работы в различных направлениях на подиуме. | 3 | 40 |
2. Постановка театрального представления коллекций. | 2 | 10 |
3. Отработка навыка публичного выступления. | 5 | 10 |
4. Показ коллекций. | 10 | |
Итого: | 10 часов | 70 часов |
80 часов |
Литература
- Голыбина Г. Вкус и мода. – М., 1974.
- Гусева Е.Н. Вышивальщица. Ручная и машинная вышивка. – Ростов н / Д, 2001.
- Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. – М., 2000.
- Журавлёва И.Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. – М., 2003.
- Зайцев В. Такая изменчивая мода. – М., 1980.
- Криксунова И. Создай свой имидж. – С.-П., 1997.
- Коммисаржевский Ф. История костюма. – Минск, 1998.
- Нерсесов Я. Я познаю мир. Детская энциклопедия. – М, 1998.
- Синичкина К.В. Настольная книга для юной модницы. М., 2001.
- Пармон Ф. Композиция костюма. – М., 1985.
- Холмянский Л., Щипошов А. Дизайн. – М., 1985.
- Тэтхем, К. Дизайн в моде. Моделирование одежды. – М,: РИПОЛ классик, 2006.