Цели урока:
- Систематизировать знания по теме: “Треугольники”;
- Совершенствовать навыки решения задач;
- Формировать умения выделять признаки различных видов треугольников, объединять треугольники по группам;
- Научить вести исследования с опорой на алгоритм действий, анализировать полученные данные и делать выводы;
- Развивать геометрическую интуицию и геометрическую зоркость; повысить мотивацию к изучаемому предмету;
- Учить работать в группе.
Оборудование:
- компьютер;
- презентации учащихся в Power Point;
- буклет;
- комплект треугольников для практической работы.
Ход урока
1 .Организационный момент.
Сегодня мы с вами обобщим знания по теме треугольники.
2. Актуализация опорных знаний.
а) Давайте вспомним определение. Что такое треугольник?
(Треугольником называется фигура, которая состоит из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки. Точки называются вершинами треугольника, а отрезки – сторонами).
б) На какие группы можно разделить треугольники? ( Треугольники можно разделить на группы: треугольников в зависимости от величины углов и в зависимости от числа равных сторон).
в) Представление презентации “ Виды треугольников” составленные учащимися. (Приложение 1; слайды 1, 2):
г) Какие виды треугольников входят в группу треугольников в зависимости от величины углов? (В эту группу входят: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный треугольники).
- какой треугольник называется прямоугольным?
- какой треугольник называется тупоугольным?
- какой треугольник называется остроугольным
д) Дайте названия треугольникам в зависимости от числа равных сторон. (Равносторонний, разносторонний, равнобедренный).
- какой треугольник называется равносторонним?
- какой треугольник называется разносторонним?
- какой треугольник называется равнобедренным?
3. Практическая работа.
Проводится по группам с помощью раздаточного материала “Комплект треугольников”. Из комплекта каждой группе раздаются треугольники определённого вида.
а) Измерьте стороны треугольника. Запишите результаты измерения в тетрадь. Сделайте вывод, какой это треугольник? (Приложение 1; слайд 3):
б) Взаимопроверка проверка практических работ.
4. Повторение признаков равенства треугольников.
а) Представление презентации “ Признаки равенства треугольников” составленные учащимися. (Приложение 1; слайды 4, 5,7):
б) Можно ли по записи без рисунка определить равенство соответствующих элементов треугольника? (Да). (Приложение 1; слайд 8):
I вариант: Тр. CDK = тр. MNP | II вариант: Тр. KDX = тр. OCB | |
Ответ: CD=MN, DK = NP, | Ответ: KD = OC, DX = СВ, | |
CK = MP угол С = углу M, | KX =OB, угол К = углу O, | |
угол D = углу N, угол K = углу P | угол D = углу C, угол Х= углу В |
в) Из изображенных треугольников только три равные. Выпишите их номера.
5. Физминутка. Гимнастика для глаз. (Приложение 1; слайд 9)
6. Повторение основных свойств равнобедренного треугольника.
а) Представление презентации “ Всё о равнобедренном треугольнике” (Приложение 1; слайды 10, 11):
б) Решение задач. (Работа по учебнику геометрия 7-9, А.В. Погорелов).
В зависимости от степени подготовленности и уровня развития, каждый учащийся имеет возможность выбрать задание по своим силам.
- Задание на “5” , №24 стр. 24
- Задание на “4” , №10 стр. 39
- Задание на “3” , №19(3) стр. 39
8. Дополнительный материал по теме из истории математики.
а) Представление презентации “Египетский треугольник” составленные учащимися. (Приложение 1; слайды 12,13,14)
9. Итог урока.
- По какому виду выделяют группы треугольников?
- Какие виды треугольников входят в группу треугольников в зависимости от величины углов?
- Какие виды треугольников входят в группу треугольников в зависимости от числа равных сторон?
10. Домашнее задание: контрольные вопросы стр 37 ,1-12; № 27; зарисовать в тетрадь необычную таблицу со слайда №15 и заполнить таблицу. Вписать в таблицу свойства треугольников.
(Приложение 1; слайд15)