Цели и задачи: Добиться осознанного восприятия музыкальных произведений. Добиться чистого интонирования в исполнении народных песен. Добиться чёткого выполнения движений музыкальных игр в характере музыки. Добиться эмоциональной передачи характера музыкальных игр.
Оборудование: Аккордеон, магнитофон, аудио-кассеты, шумовые музыкальные инструменты, рисунки к уроку, карточки с новыми словами.
Ход урока.
Вход: «Добрый день» (Попевка под фонограмму).
(Посередине класса стоят стульчики полукругом. Дети входят под весёлую музыку, становятся около стульчиков. Исполняем вместе с детьми).
Добрый день! Добрый день! Как дела? Добрый день! Добрый день! Как дела у вас?
Всё хорошо! Спасибо хорошо! Очень хорошо! Просто класс!
(Прошу ребят присесть на стульчики)
Сегодня мы поговорим о жанрах народных песен. Будем учиться правильно, красиво двигаться под музыку разного характера. Познакомимся с новыми играми.
(На доске записана тема урока и слова).
«Ты откуда, русская, зародилась музыка?»
Читаю
Жизнь даёт для песни образы и звуки
Даст ли она радость, даст ли она муки,
Даст ли день роскошный, тьму ли без рассвета-
То и отразится в песне у поэта.
Велика матушка Русь! Главное богатство-люди простые, но талантливые умельцы, умеющие грустить и радоваться, работать до седьмого пота и веселиться от всей души, способные выразить состояние своей души и великие события в песнях, играх, хороводах. Приоткроем вместе Великую книгу жизни талантливого русского народа.
С рождением человека появились разнообразные колыбельные песни.
(У ребят было домашнее задание приготовить колыбельные песни)
На доске рисунки(детская люлка, качалка-колыбель). Место где спал ребёнок было самым тёплым, светлым, называлось колыбелькой. Отсюда и название колыбельные песни.
Баю баюшки баю баю деточку мою
Баю маленькую баю сладенькую
А-а-а-аОй, люшеньки люлюшки прилетели гулюшки
Сели гули на кровать, стали гули ворковать
А-а-а-а
Баю бай, баю бай спи мой зайчик засыпай
А-а-а-а
В далёкой старине работу выполняли вручную, чтобы облегчить тяжёлую работу пели песни все вместе. Так появились трудовые песни. «Эх, дубинушка» - слушаем фрагмент. В песне сила, мощь, страдание и надежда на лучшую жизнь.
Иной образ лирической песни помогает набираться новых сил от «Тёмной ноченьки» и «ясных звёздочек». Разучиваем первый куплет песни «У зари-то, у зореньки».
(Задушевность, сердечная теплота, распевы, лиричность, нежность, красивые фразы.У зари-то, у зореньки много ясных звёзд
А у тёмной ноченьки им и счёту нет
А эта песня исполняется так: (Исполняю песню «Милый мой хоровод»». Девушки и парни в хороводе выбирают себе пару. Песня распевная, хороводная, красивая, мелодичная.
Милый мой хороводМы разучим с вами шуточную игровую песню «Бояре». Поётся весело, задорно, словно дразнит участников. Работаем над исполнением, над текстом, над мелодией.(Все участники делятся на две группы, становятся в две линии напротив. Поочерёдно ровной линией на свой куплет двигаются навстречу другой, стоящей на месте. На вторую часть куплета возвращаются наместо. Тоже делает вторая группа, но звучит уже второй куплет и т. д.
Милый мой хоровод
Стой не расходись
Стой не расходись
1. Бояре, мы к вам в гости пришли, молодые мы к вам в гости пришли.(Девушка переходит в другую группу, и продолжает игру группа, которая второй начинала игру, чтобы теперь взять к себе девушку)
2. Бояре, нам невеста нужна молодые нам невеста нужна.
3. Бояре, а какая вам нужна, молодые, а какая вам мила
4. Бояре, нам …………….нужна, молодые нам ……………мила
Играющие благодарят друг друга поклоном и садятся на стульчики .
Заранее готовлю в тайне от ребят одного мальчика. Сейчас он входит в кабинет в одежде солдата царской армии.
Ать-два-левой, ать- два-левой,стой-ать-два. (Подаёт сам себе команды)
Здравия желаю! Заплутал самую малость, услышал веселье, дай думаю загляну на огонёк, авось не прогонят.Солдат я служивый, значит. Служу при малолетней королеве сироте, вот подижты захотелось ей подснежников в Новогоднюю ночь. Ан и потерялись в тёмном лесу.
Братцы! Помогите! Назовите сказку в которой я служу и я вернусь обратно (Ребята говорят «12 месяцев» С. Я. Маршак).Я не сомневался, что вы меня выручите. Ну, так я пошёл?
Ать-два-левой,ать-два-левой.(Уходит под аплодисменты ребят).
Ребята, есть ли в нашем репертуаре песня о солдате?
Да! Уточняем, что эта песня не о сказочных героях, а о настоящих совершающих подвиги в жизни.
Исполняем знакомую солдатскую песню «Солдатушки»
Сколько лет служили в царской армии?
25лет
Как называлась такая служба?
РЕКРУТСКАЯ.
Много песен сложено о горькой судьбе молодых рекрутов. В песне «Ой, да ты калинушка»судьба солдата сравнивается с листом калины унесённым в море, как и его из родительского дома. Исполняю первый куплет:
«Ой, да ты калинушка, размалинушка, ой да ты не стой на горе крутой………….»
(В беседе выесняем-печаль, страдания, распев, плач, лиричность).
А жизнь идёт своим чередом и рождает новые песни. Золотые ворота-игровая-хороводная песня. Все становятся в большой круг, берутся заруки, проходят мелким притопом через воротца, кто не прошёл, перед кем опустились руки ведущих в игре (Воротца) целуются , становятся на место ведущих.
«Золотые ворота пропустите вы меня,я и сам пройду, и гостей проведу
На первый раз прощается, второй воспрещается, а на третий раз не пропустим мы вас.
Эту зимнюю игровую песню ребята знают любят
«Вдоль по улице метелица метёт»
Все становятся в один большой круг за руки не берутся а поют и двигаются друг за другом по часовой стрелке. Руки в стороны. Притопы.
1-й куплет : вдоль по улице метелица метет Скоро все она дорожки заметет(останавливаемся поворачиваемся в круг, руки на пояс, топаем на сильную долю правой ногой и поем припев).
Припев: ой, жги, жги, жги, говори Скоро все она дорожки заметет (движения против часовой стрелки имитируя лошадку—руки вперед—держат вожжи)
2-й куплет: запряжем мы в сани тройку лошадей В лес поедем за дровами поскорей.
(стоим лицом в круг. Сцепляем руки в замок, рубим с плеча на сильную долю. На слова «только щепочки по лесу полетят»-- на последние слова руки поднимаем вверх и трясем растопыренными пальцами.3-й куплет : топорами мы ударим дружно в лад Только щепочки по лесу полетят.
Кланяемся говорим друг другу спасибо, садимся.
(Наблюдаю за реакцией ребят, их настроением. Ожидаю, смогут ли ребята сами петь частушки, во время вступая под музыку, ведь частушки—это домашнее задание ребят.)
Звучит «плясовая», дети стоят кругом и в зависимости от настроения выбегают в круг и поют каждый свою частушку.
Ой, топни нога
Топни правенькая
Все равно ребята любят
Хоть и маленькаяМои глазки как коляски
Только не катаются
Я не знаю почему
Мальчики влюбляютсяВетер дует, ветер дует
Ветер дует с севера
А мальчишки в нашем классе
Чуть повыше клевераОля мучила расческу
К школе делала прическу
Мучила да мучила
Получилось чучелоЕсли б не было б водыНе было б и кружки
Если б не было б девчат
Кто бы пел частушкиМы мальчишкам объявляем
Ультиматум на сей раз
Сколько можно с вами драться
Отделяемся от васУберите эти кружки
Чтобы не было воды
Уберите всех девчонок
Чтобы не было бедыМы пропели вам частушки
Мы еще плясать пойдем
Лучше хлопайте в ладоши
А то снова запоем
(Этот куплет исполняют все)
Ребята, заметили, когда звучит р.н. песня душа русского человека раскрывается, откликается своим настроением. В старину деревянными ложками не только хлебали щи, но это были еще и музыкальные инструменты. Мы добавим шумовые инструменты и исполним ансамблем это произведение. Выбираем дирижера, который показывает кому и когда играть.
«Полянка» р.н. наигрыш. Фрагмент.
Благодарю всех за исполнение. Ребята, чем занимались на уроке?
Пели, слушали музыку, плясали, водили хороводы, играли……..
Назовите произведения которые вам запомнились, для кого они написаны и кем?
(ребята перечисляют: игровые, лирические, хороводные, солдатские—рекрутские, трудовые песни и частушки).
Написаны народом и для народа.
Одинаковы были произведения?
Разные по характеру, движению, смыслу, настроению.
Верно. Вот такая разновидность или род песен называется одним словом жанр.
(слово на доске).
А движения в песнях, играх, хороводах имеют свои особенности, свою неповторимость.
Вы очень хорошо справились с интересной работой на уроке. МОЛОДЦЫ! Ведь ценить, сохранять далекую старину великого прошлого это не легко, но почетно. Какое многообразие самобытных, неординарных произведений мы встретили сегодня на уроке. Какое разнообразие шагов и притопов. Сколько людских судеб, характеров, смена настроений в песнях—играх и хороводах. Как все в нашей жизни связано, как песня и движение. Мы учимся, растем, развиваемся, познаем новые интонации, движения, необычные стороны нашего народа. Сопереживаем, грустим, веселимся, проникаемся чувством гордости за наш народ. Мы благодарны ему за то богатое наследие на примерах которого мы становимся чище душой, помыслами и поступками. Мы черпаем силы, чтобы передать новым поколениям богатое наследие наших предков.
Спасибо всем за работу на уроке. Молодцы.
До свидания.
Дети выходят под звуки р.н. наигрыша «Рожочников» из кабинета музыки.