Цели и задачи урока:
- Ввести понятие степени числа, основания степени и показателя степени, закрепить понятие возведения в степень на решении заданий.
- Развивать внимание, логическое мышление, математическую речь.
- Воспитание культуры речи, усидчивости.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- презентация “Возведение в степень квадрат и куб числа”.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний: (слайд)
Упростить выражение:
- 25х + 15 х;
- 12у – 3у;
- 9k + 9k – 4k;
- 80c-35c-14c;
- 8d+d-9d;
- 163 + 37v + 18v
Решить уравнение:
- 7х+2х = 918;
- 5а-3а = 222;
- 18у – 13у – 5 = 35
Проверьте порядок действий:
1 3
2
4
508 * 609 - (22313 + 345) : 69
4 6
5 2
3 1
34 * 45 + 56 - 78 * 356 : 56 * 4
3. Объяснение нового материала: (слайд)
Вы знаете, что сумму равных слагаемых заменяют произведением,
например:
5+5+5+5+5+5+5+5+5+5= 5*10 это короче и удобней.
А есть ли способ, чтобы заменить произведение равных сомножителей?
Как, например, произведение 5*5*5*5*5*5*5*5*5*5 записать короче?
Такой способ есть 5*5*5*5*5*5*5*5*5*5=510
510 - читают: “пять в десятой степени”
5 – основание степени
10 – показатель степени, который показывает, сколько множителей было в произведении
В математике произведение одинаковых множителей называется – возведением в степень.
4. Закрепление: (слайд)
А)Записать в тетрадь произведения в виде степени и вычислить:
3*3*3*3=34=81
5*5*5=53=125
2*2*2*2*2*2=26=64
Б) Устно: (слайд)
Назовите основание и показатель степени:
34; 53;26; 61
Если показатель степени равен 1, то что это значит?
Первая степень любого числа равна этому числу.
5. Объяснение нового материала: (слайд)
Квадрат и куб числа а2 и а3
Вторая и третья степени числа имеют особые
названия.
Вторую степень называют – Квадратом этого числа.
Квадрат числа 2 равен 4,
Квадрат числа 3 равен 9.
Запись 22 читают: “Два в квадрате”.
А почему такое название – квадрат?
Ведь у нас никаких геометрических фигур здесь не
появилось.
Фигура сейчас появится. И именно квадрат.
Рассмотрим квадрат со стороной 2 см. его площадь
равна 2*2=22(кв.см)
Рассмотрим шахматную доску. У нее 8 строк
(горизонталей) и 8 столбцов (вертикалей).
Клетки этой таблицы-доски называют полями.
Сколько у нее полей? Ответ: 8*8=82=64
Третью степень называют – Кубом этого числа.
Запись 23 читают: “Два в кубе”.
Рассмотрим куб, ребро которого имеет длину 2 см, видно, что он сложен из восьми кубиков с ребром 1 см.
Но 8 как раз и равно 2*2*2=23
6. Работа с учебником.
№ 653 (выполняет у доски ученик)
7. Закрепление
А) запишите выражение с помощью символов степени и вычислите его значение:
- 10*10*10
- 6*6*6
- 4*4+8*8
- 2*2*2+3*3
Б) вычислите: 112; 93; 341; 132; 43.
В) Вопросы:
Что называется возведением в степень?
Произведение одинаковых множителей
называется – возведением в степень.
- На примере поясните, какое число называется степенью, основанием степени, показателем степени?
- Дано число. Чему равна его первая степень?
Первая степень числа равна самому числу. - Что такое квадрат данного числа ?Куб данного числа?
- Дан куб со стороной а см (а – натуральное
число). Из скольких кубиков с ребром 1 см он сложен?
Из а кубиков. - Верно ли равенство? 15*3=153
Равенство неверное, т.к. 153 =15*15*15
7. Домашнее задание:
- П.16
- № 666, 672
8.Итог урока:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие трудности были у вас на уроке?
- Что понравилось на уроке?