Цели:
- систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции
- повысить интерес к изучению истории
- развитие творческих способностей
- формирование у учащихся понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умения работы в команде.
Оборудование:
- карточки с цифрами от 0 до 4
- карточки с буквами А, А, Г, И, Л, О, Р, С, Т, Ь
- карточки с датами 480 г. до н.э., 490 г. до н.э., 776 г. до н.э., 1200 г. до н.э.
- кубики с цифрами 7, 10, 11, 12, 24, 42, 300
- “черный” ящик
- театральная маска (можно нарисовать)
- проектор мультимедиа, экран.
Ход урока
1. Организационный этап. Разъяснение правил игры.
Слово учителя: Сегодня мы с вами подведем итог изучения темы “Древняя Греция”. Но урок будет не обычным, а в форме игры – игры “КОД ИСТОРИИ”. На доске для каждой команды закрыто, закодировано слово, которое вы должны открыть к концу урока. За победу в каждом конкурсе команда имеет право открыть одну букву в произвольном порядке. Та команда, которая откроет все слово первой, та и одержит победу. Если слово не будет открыто целиком, то первой пытается его разгадать та команда, у которой к концу урока будет больше “раскодированных” букв.
2. Напутствие музы истории Клио
Приветствую вас, младое поколенье,
Пришедшие сюда на состязанье,
Блесните ж благородством в сраженьи,
И Клио не обделит вас вниманьем.
Победу ж я дарую тому, кто отличится знанием, смекалкой, быстротой, и кто сражаться будет не один, а бороться всей командой.
3. Представление команд. Домашнее задание. Вопросы по сценкам (после визитной карточки команды показывают небольшие театрализованные представления, по завершении которых соперники должны рассказать об увиденном (что за событие, с каким периодом истории Древней Греции оно связано, назвать имена действующих лиц)).
Материал для сценок используется из “Книги для чтения по истории древнего мира”, автор Немировский А.И., М., 1991.
4. Разминка (по 5 вопросов каждой команде)
- греческий город-государство называется… (полис)
- спартанцев учили говорить кратко и точно, то есть… (лаконично)
- как называется здание с множеством запутанных ходов (лабиринт)
- как прозвали Геродота (“отец истории”)
- кто является автором статуи “Дискобол” (Мирон)
- назовите автора статуи “Копьеносец” (Поликлет)
- когда в Древней Греции никто не воевал (в период Олимпийских игр)
- кому запрещалось присутствовать и принимать участие в Олимпийских играх (женщинам)
- второе название города Трои (Илион)
- на родине Одиссея долгие годы ждала жена… (Пенелопа).
5. “Составь слово” (по одному участнику от каждой команды). На столе вразброску лежат карточки с буквами, после прочтения учителем определения слова, учащийся должен составить слово на доске:
-СТИЛЬ - металлическая палочка для письма и исправления ошибок
-АГОРА - главная рыночная площадь Афин
6. “Знаешь ли ты даты?” Ш. На столе вразброску лежат карточки с датами, после появления кадра с историческими событиями, учащийся должен их соответственно расставить на доске:
- 480 г. до н.э. Саламинское сражение
- 490 г. до н.э. Марафонская битва
- 776 г. до н.э. Первые Олимпийские игры древности
- 1200 г. до н.э. Начало Троянской войны
7. “Таинственные цифры” (представитель команды вытаскивает из “черного” ящика цифры и отвечает, с каким историческим героем или событием связана эта цифра)
- 12 - подвигов Геракла
- 11 - метров статуя Зевса работы Фидия
- 10 - лет длилась Троянская война
- 7 - чудес света
- 300 - спартанцев, защитников Фермопил
- 42 - километра составляет марафонский бег (дополнительный вопрос: сколько полностью составляет протяженность марафонского бега?)
- 24 - буквы в греческом алфавите.
- 16 - рядов строилась фаланга
8. “От 0 до 4” (после прочтения учителем определения героя древнегреческого мифа, команды поднимают карточки с цифрой правильного ответа)
1. ГОМЕР 3. ГЕКТОР
2. ПАРИС 4. АГАМЕМНОН
- величайший поэт Греции
- он похитил Елену Прекрасную
- престарелый царь Трои
- владыка Микен, предводитель греков в Троянской войне
- военный вождь троянцев
- он отобрал у Ахиллеса пленницу-рабыню
9. “Мы славим имена богов” (муза истории Клио читает стихи про богов, задача команд назвать имена богов, о которых идет речь)
Белолика и стройна,
Из пены родилась она,
Полна любви и не сердита
Богиня эта… (Афродита)
Своей наружностью пугает всех невест,
От горы его огонь пылает до небес,
Трон, щит для героя и много чудес
Кует в своей кузнице… (Гефест)
Он меткий стрелок и на лире играет,
Девять муз его сопровождают,
В блеске и свете является он –
Брат Артемиды, бог… (Аполлон)
Под землей на троне
Мрачный он сидит,
Души эллинов умерших
Он надежно сторожит.
Пес его свирепый Цербер
Никогда не спит.
Бога этого зовут… (Аид).
10. Конкурс капитанов (капитаны команд вытаскивают из “Черного” ящика предмет и рассказывают о фрагменте древнегреческого мифа, с которым он связан, и объясняют смысл крылатого выражения).
- НИТЬ АРИАДНЫ (используется клубок пряжи) - НАЙТИ ВЫХОД ИЗ СЛОЖНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
- ТРОЯНСКИЙ КОНЬ (используется детская игрушка или рисунок коня) - ДАР, КОТОРЫЙ ПРИНОСИТ НЕСЧАСТЬЕ
11. “Черный ящик” (в ящике находится предмет, который команды должны назвать с помощью подсказок учителя; побеждает та команда, которая первой назовет предмет)
- Первая подсказка: ТЕАТР, ТРАГЕДИЯ, КОМЕДИЯ.
- Вторая подсказка: В АНТИЧНОМ ТЕАТРЕ УДОБНЫЙ СПОСОБ ПЕРЕДАВАТЬ ХАРАКТЕР РОЛЕЙ
- Третья подсказка: СРЕДСТВО НЕ БЫТЬ УЗНАННЫМ И ЗАБАВА ВО ВРЕМЯ КАРНАВАЛА.
Ответ: МАСКА.
Завершение урока. Первой назвать закодированное слово предоставляется команде, которая уже открыла слово, или открыла наибольшее количество букв в этом слове. Закодированные слова:
для первой команды | для второй команды | |
МИЛЬТИАД | ФЕМИСТОКЛ |
(после того как открыли слово, сказать, кто это такой и чем известен).
Подводятся итоги игры, выставляются оценки.