Урок технологии по теме "Новый год для домового"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

Обучающие:

  • Отрабатывать умение детей делать поделки из бумаги и картона.

Развивающие:

  • Развить самостоятельное творчество детей при подготовке поделки.

Воспитывающие:

  • воспитание любви к народным традициям;
  • воспитание аккуратности;
  • воспитание трудолюбия.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • программа Power point,
  • ножницы,
  • картон ,
  • цветная бумага,
  • ткань,
  • бусинки,
  • плакат с изображением комнаты в деревенской избе с елкой,
  • учебная доска,
  • мел,
  • технологические карты.

Ход урока

I.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Урок труда – урок искусства,
Урок добра и доброты. А… (дети хором читают с доски): (Слайд 1)
Добро творить – себя веселить.

Урок сегодня будет необычный. Приближается самый веселый, радостный, долгожданный праздник. Подскажите, какой? (НОВЫЙ ГОД) Верно, ребята. В домах наряжают елки, зажигаются разноцветные огоньки гирлянд.

Снова к нам пришел сегодня
Праздник елки и зимы.
Этот праздник новогодний
С нетерпеньем ждали мы!
Лесом частым, полем вьюжным
Зимний праздник к нам идет,
Так давайте скажем дружно:

Все: “Здравствуй, здравствуй, Новый год!”

Природа тоже обновила свои наряды к празднику. Посмотрите, как хороша наша земля в снежном уборе (фотовыставка). (Слайд 2)

Но не забывайте, друзья, что этот год объявлен “Годом семьи” И я не зря об этом напомнила, ведь Новый год это самый настоящий семейный праздник. А что значит семейный праздник? Что для вас родной дом?

А вы не замечали: попадешь к некоторым в дом – все прибрано, а дух нежилой и неприятный. А в другой дом придешь: и тесновато, и всюду книги-газеты навалены — сесть негде, но для гостя всегда место найдется, и беседа хороша, и чай крепок, и уходить не хочется. Так бы и жил тут век!

А как вы думаете почему?

А мне кажется, в каждом доме есть необычное существо, которое старается — добрый дух для любимых хозяев создаёт.

Как вы думаете кто это?

Правильно, домовые. А где хозяева с домовым дружат, там есть душевное тепло и уют.

Так кто же такие домовые?

Да, это существа энергетические, собирающие энергию хозяев и выплескивающие ее наружу. Добрые люди в семье своей любовью делятся. Вот и получают ее обратно, что отдали.

А скажите, с какими домовыми мы с вами знакомы? (Афанасий, домовенок Кузя)

Давайте послушаем экспертную группу. Какую информацию на эту тему они нашли.

(Выступление ребят)

II. Учитель (как итог)

Истории о домовых есть в преданиях практически любого народа – от африканцев до эскимосов. Конечно, называются они по-разному, но их проявления сходны: эти существа стараются дружить с человеком, очень любят домашних животных, заботятся о хозяйстве. Выглядят эти духи в представлениях любого народа одинаково: существо небольшого роста, с бородой, длинными косматыми волосами, иногда все покрытое шерстью белого или серого цвета. На лапах домового – довольно длинные когти, уши острые, больше похожие на лошадиные. Часто домовой показывается в виде старичка или даже в облике хозяина дома. Но считается, что увидеть это существо очень трудно, если только сам домовой не пожелал показаться на глаза.

Домовой, как “судьба дома” или “судьба семьи” переменчив и непредсказуем; он может быть добрым, причудливым, равнодушным и даже злым. Говорили: “домовой мохнат - хозяин богат”. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам (ленивым, или часто ссорящимся) “суседушка” устраивает мелкие неприятности: стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином - дом под его охраной. Издревле на Руси было принято угощать и одаривать дух дома. Домовой, в благодарность за внимание, сохранит мир и покой в семье, сбережет дом от бед и разорения. Богатый домовой - дом полная чаша. Его задабривали хлебом с солью, блинами, кашей, яйцами, кусочками праздничного пирога, молоком, , Люди всегда ценили маленьких помощников и старались задобрить их так же и ласковым словом. (Отрывок из мультфильма “Про домового Кузю”)

Славяне в сказках называли их домовыми или доможилами, но в обращении использовали уважительные слова: Хозяин, Дедушка, Сам. Считается, что у каждого домового есть и собственное имя, но его дух держит в строгом секрете. Впрочем, домовые не прочь отзываться на имена, которые им дают хозяева дома.

Что любят хранители дома?

Домовые любят, когда:

  • семья живет в согласии (и значит, в доме нет энергетического мусора);
  • в доме есть животные – кошки, собаки, птицы или хотя бы аквариум с рыбками;
  • квартира или дом убраны, техника и инструменты вычищены и лежат на своих местах;

Зато они терпеть не могут:

  • табачный дым;
  • недоделанные дела.

И мы уже знаем из нашей книги по литературному чтению, что домовые живут не только на крестьянских подворьях, где есть печка, сени, коровы и лошади, но и в многоэтажных домах. За последние два века жизнь людей изменилась, и добрые духи дома стараются приноровиться к новым обстоятельствам. Правда, современные люди часто не замечают трудов домового: некогда, да и домой мы приходим только ночевать

А посмотрите, каким представил себе домового Александр Васильевич Маскаев и изобразил его в своих картинах. (Слайд 3,4)

В одних местностях России полагали, что домовой один, он обитает и в доме и во дворе. В других - что домовых двое: домовой-дворовой следит за всем хозяйством, домовой-домоседушка не выходит за порог избы.

А к нам сегодня пришел офисный домовой, повторить правила работы на уроке технологи

Сегодня мы работаем в группах, поэтому повторим правила работы в группах. (Слайд 5)

III. Техника безопасности.

Сегодня мы будем работать с бумагой, тканью. Проверьте свое рабочее место. Перед вами должны лежать клей, кисточка, тряпочка для рук. На уроке необходимы будут ножницы, Будьте осторожны, повторим правило. (Слайд 6)

IV. Физкультминутка.

В классе нашем – в доме нашем
Праздник – ноги сами пляшут.
И зовём мы всех вокруг
В наш большой весёлый круг.

V. Обсуждение плана работы.

- Молодцы! Делу время – потехе час. Быстро сказка сказывается, да долго дело делается. Мы с вами любим не только веселиться, но и трудится.

Я предлагаю вам по группам изготовить своего домового и создать семью домовых для встречи нового года, чтобы и в их доме было уютно.

- Вот и наступило время для творческой практической работы. Открывается мастерская по изготовлению домовых.

(Слайд 7)

1.Продумайте свой замысел. Определите вид работы (аппликация, коллаж). (Повторяем отличия)

2. Распределите работу. Подберите материалы и инструменты.

3.Продумайте технологию изготовления деталей, способы их соединения. Воспользуйтесь шаблоном.

4.Реализуйте свой замысел.

Успехов в работе!

VI. Самостоятельная работа с индивидуальной помощью учителя (слежу за осанкой ребят и техникой безопасности). По мере изготовления, группы наклеивают домовых на плакат.

Звучит музыка

VII. Итог урока.

- И так, мы не волшебники, но можем ими стать, если научимся делать добрые дела.

Посмотрите, какую прекрасную работу мы с вами выполнили. Теперь и домовые встретят новый год в своей дружной семье.

VIII. Рефлексия.

Понравилось работать в группе? Что понравилось на уроке? Как проявились творческие способности на уроке? Какое у вас сейчас настроение? Комфортно ли было на уроке?

Я вам желаю в году этом новом,
Чтобы вы были сильны и здоровы.
И никогда, никогда не болели,
Чтобы всегда с аппетитом вы ели,
Чтоб в школе всегда занимались успешно,
Слушались маму и папу, конечно.
Чтобы росли, набирались ума.
Ну а удача придет к вам сама.

 Мира Вашей семье!       С Новым годом!!! (Слайд 8)