Цели и задачи:
Обучающие:
- Отрабатывать умение детей делать поделки из бумаги и картона.
Развивающие:
- Развить самостоятельное творчество детей при подготовке поделки.
Воспитывающие:
- воспитание любви к народным традициям;
- воспитание аккуратности;
- воспитание трудолюбия.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- программа Power point,
- ножницы,
- картон ,
- цветная бумага,
- ткань,
- бусинки,
- плакат с изображением комнаты в деревенской избе с елкой,
- учебная доска,
- мел,
- технологические карты.
Ход урока
I.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Урок труда – урок искусства,
Урок добра и доброты. А… (дети хором читают с доски): (Слайд 1)
Добро творить – себя веселить.
Урок сегодня будет необычный. Приближается самый веселый, радостный, долгожданный праздник. Подскажите, какой? (НОВЫЙ ГОД) Верно, ребята. В домах наряжают елки, зажигаются разноцветные огоньки гирлянд.
Снова к нам пришел сегодня
Праздник елки и зимы.
Этот праздник новогодний
С нетерпеньем ждали мы!
Лесом частым, полем вьюжным
Зимний праздник к нам идет,
Так давайте скажем дружно:
Все: “Здравствуй, здравствуй, Новый год!”
Природа тоже обновила свои наряды к празднику. Посмотрите, как хороша наша земля в снежном уборе (фотовыставка). (Слайд 2)
Но не забывайте, друзья, что этот год объявлен “Годом семьи” И я не зря об этом напомнила, ведь Новый год это самый настоящий семейный праздник. А что значит семейный праздник? Что для вас родной дом?
А вы не замечали: попадешь к некоторым в дом – все прибрано, а дух нежилой и неприятный. А в другой дом придешь: и тесновато, и всюду книги-газеты навалены — сесть негде, но для гостя всегда место найдется, и беседа хороша, и чай крепок, и уходить не хочется. Так бы и жил тут век!
А как вы думаете почему?
А мне кажется, в каждом доме есть необычное существо, которое старается — добрый дух для любимых хозяев создаёт.
Как вы думаете кто это?
Правильно, домовые. А где хозяева с домовым дружат, там есть душевное тепло и уют.
Так кто же такие домовые?
Да, это существа энергетические, собирающие энергию хозяев и выплескивающие ее наружу. Добрые люди в семье своей любовью делятся. Вот и получают ее обратно, что отдали.
А скажите, с какими домовыми мы с вами знакомы? (Афанасий, домовенок Кузя)
Давайте послушаем экспертную группу. Какую информацию на эту тему они нашли.
(Выступление ребят)
II. Учитель (как итог)
Истории о домовых есть в преданиях практически любого народа – от африканцев до эскимосов. Конечно, называются они по-разному, но их проявления сходны: эти существа стараются дружить с человеком, очень любят домашних животных, заботятся о хозяйстве. Выглядят эти духи в представлениях любого народа одинаково: существо небольшого роста, с бородой, длинными косматыми волосами, иногда все покрытое шерстью белого или серого цвета. На лапах домового – довольно длинные когти, уши острые, больше похожие на лошадиные. Часто домовой показывается в виде старичка или даже в облике хозяина дома. Но считается, что увидеть это существо очень трудно, если только сам домовой не пожелал показаться на глаза.
Домовой, как “судьба дома” или “судьба семьи” переменчив и непредсказуем; он может быть добрым, причудливым, равнодушным и даже злым. Говорили: “домовой мохнат - хозяин богат”. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам (ленивым, или часто ссорящимся) “суседушка” устраивает мелкие неприятности: стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином - дом под его охраной. Издревле на Руси было принято угощать и одаривать дух дома. Домовой, в благодарность за внимание, сохранит мир и покой в семье, сбережет дом от бед и разорения. Богатый домовой - дом полная чаша. Его задабривали хлебом с солью, блинами, кашей, яйцами, кусочками праздничного пирога, молоком, , Люди всегда ценили маленьких помощников и старались задобрить их так же и ласковым словом. (Отрывок из мультфильма “Про домового Кузю”)
Славяне в сказках называли их домовыми или доможилами, но в обращении использовали уважительные слова: Хозяин, Дедушка, Сам. Считается, что у каждого домового есть и собственное имя, но его дух держит в строгом секрете. Впрочем, домовые не прочь отзываться на имена, которые им дают хозяева дома.
Что любят хранители дома?
Домовые любят, когда:
- семья живет в согласии (и значит, в доме нет энергетического мусора);
- в доме есть животные – кошки, собаки, птицы или хотя бы аквариум с рыбками;
- квартира или дом убраны, техника и инструменты вычищены и лежат на своих местах;
Зато они терпеть не могут:
- табачный дым;
- недоделанные дела.
И мы уже знаем из нашей книги по литературному чтению, что домовые живут не только на крестьянских подворьях, где есть печка, сени, коровы и лошади, но и в многоэтажных домах. За последние два века жизнь людей изменилась, и добрые духи дома стараются приноровиться к новым обстоятельствам. Правда, современные люди часто не замечают трудов домового: некогда, да и домой мы приходим только ночевать
А посмотрите, каким представил себе домового Александр Васильевич Маскаев и изобразил его в своих картинах. (Слайд 3,4)
В одних местностях России полагали, что домовой один, он обитает и в доме и во дворе. В других - что домовых двое: домовой-дворовой следит за всем хозяйством, домовой-домоседушка не выходит за порог избы.
А к нам сегодня пришел офисный домовой, повторить правила работы на уроке технологи
Сегодня мы работаем в группах, поэтому повторим правила работы в группах. (Слайд 5)
III. Техника безопасности.
Сегодня мы будем работать с бумагой, тканью. Проверьте свое рабочее место. Перед вами должны лежать клей, кисточка, тряпочка для рук. На уроке необходимы будут ножницы, Будьте осторожны, повторим правило. (Слайд 6)
IV. Физкультминутка.
В классе нашем – в доме нашем
Праздник – ноги сами пляшут.
И зовём мы всех вокруг
В наш большой весёлый круг.
V. Обсуждение плана работы.
- Молодцы! Делу время – потехе час. Быстро сказка сказывается, да долго дело делается. Мы с вами любим не только веселиться, но и трудится.
Я предлагаю вам по группам изготовить своего домового и создать семью домовых для встречи нового года, чтобы и в их доме было уютно.
- Вот и наступило время для творческой практической работы. Открывается мастерская по изготовлению домовых.
(Слайд 7)
1.Продумайте свой замысел. Определите вид работы (аппликация, коллаж). (Повторяем отличия)
2. Распределите работу. Подберите материалы и инструменты.
3.Продумайте технологию изготовления деталей, способы их соединения. Воспользуйтесь шаблоном.
4.Реализуйте свой замысел.
Успехов в работе!
VI. Самостоятельная работа с индивидуальной помощью учителя (слежу за осанкой ребят и техникой безопасности). По мере изготовления, группы наклеивают домовых на плакат.
Звучит музыка
VII. Итог урока.
- И так, мы не волшебники, но можем ими стать, если научимся делать добрые дела.
Посмотрите, какую прекрасную работу мы с вами выполнили. Теперь и домовые встретят новый год в своей дружной семье.
VIII. Рефлексия.
Понравилось работать в группе? Что понравилось на уроке? Как проявились творческие способности на уроке? Какое у вас сейчас настроение? Комфортно ли было на уроке?
Я вам желаю в году этом новом,
Чтобы вы были сильны и здоровы.
И никогда, никогда не болели,
Чтобы всегда с аппетитом вы ели,
Чтоб в школе всегда занимались успешно,
Слушались маму и папу, конечно.
Чтобы росли, набирались ума.
Ну а удача придет к вам сама.
Мира Вашей семье! С Новым годом!!! (Слайд 8)