Образовательная область физического воспитания призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Адаптация данной программы в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол, волейбол, "Русская лапта" и разностороннем развитии двигательных способностей учащихся. Технические приемы, тактические действия и особенно игра баскетбол и волейбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей школьников. Эта программа раскрывает возможность не только для физического, но и нравственного воспитания учащихся, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности. Игровой процесс сам по себе обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
Программа последовательно решает основные задачи физического воспитания:
- укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся;
- воспитание у школьников высоких нравственных качеств, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
- приобретение необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре;
- развитие основных двигательных качеств.
В зависимости от условий своей деятельности каждый может сам подобрать упражнения и игры, которые бы помогали учащимся овладеть техническими приёмами.
В данной программе специальные контрольные упражнения и нормативы разработаны для данной школы. Поскольку не все школы работают в одних и тех же условиях (спортивный зал, площадки, материальная база и т.п.), выбрать какой-то единый норматив для всех не представляется возможным.
Качество учебного процесса во многом зависит от правильности его планирования. Поэтому составленный годовой план распределения учебного материал, не имеет лыжной подготовки, а кроссовая подготовка равномерно распределена на другие виды, так как техника безопасности не позволяет проводить её в зимний период. Потому, что при организации занятий следует строго соблюдать правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе.
Занятия по физической культуре с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной и подготовительной группе, проводятся по специальной программе. Однако, если учащиеся изъявляют желание и по заключению врача могут заниматься с классом, им это разрешается под особым наблюдением учителя физической культуры.
Примерное распределения учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов) при двух занятиях в неделю.
№ п./п. | Вид программного материала | Комплексная программа | Адаптированная программа | ||
5-9 классы |
10-11 классы |
5-9 классы |
10-11 классы |
||
1 | Базовая часть | 48 | 42 | 48 | 42 |
1.1 | Основы знаний | В процессе урока |
|||
1.2 | Способы двигательной деятельности (умения, навыки, двигательные способности) | ||||
1.2.1 | В спортивных играх | 10 | 14 | 24 | 18 |
1.2.2 | Лёгкоатлетические | 14 | 14 | 24 | 24 |
1.2.3 | Гимнастические | 12 | 14 | 14 * | 10 * |
1.2.4 | Лыжная подготовка (кроссовая) |
12 | ---- | ---- | ---- |
1.2.5 | "Русская лапта". | 6 ** | 8 ** | ||
2 | Вариативная часть | 20 | 26 | 20 | 26 |
*В адаптированной программе часы по гимнастики равномерно распределены в спортивных играх и легкой атлетике, так как в баскетболе, волейболе и л/а присутствуют элементы гимнастических упражнений (прыжки, кувырки, перекаты и т.д.).
** "Русская лапта" применяется как подвижные игры на уроках по легкой атлетике, и равномерно распределена в первой и четвёртой четвертях. Это делает уроки по легкой атлетике более интересными.
Годовой план-график приложение №1.Тематическое планирование с методическими рекомендациями 10-11 классы на 2008-2009 год. приложение №2
10-11 класс
1.Основы знаний.
Стресс. Влияние стресса на состояние здоровья. Способы уменьшения влияния стресса. Индивидуальные подходы к заботе о здоровье.
Цели и задачи физического воспитания. Традиции семейного и физического воспитания.
Организация и самостоятельное проведение занятий физическими упражнениями с группой товарищей (контроль за физической нагрузкой)
2.Общая физическая подготовка.
Старты из различных исходных положений по внезапному и неожиданному сигналу; спринт, ускорение по 50-60 м. Повторный переменный бег на отрезках 100-200 м. Бег 30м, 100м с низкого старта, 1000м, кроссовый бег 3000м (Ю.) и 2000м (д).
Упражнения с отягощениями; в висах и упорах; силовые упражнения с партнером.
Прыжки, запрыгивание; прыжки в глубину; опорные прыжки; прыжки через препятствия.
3. Специальная подготовка.
Ловля мяча после отскока; передача одной рукой от плеча на различные расстояния с места и в движении; передача одной рукой из-за спины.
Бросок мяча над головой сбоку (крюком) после ведения, после ловли в движении; бросок двумя руками над головой в прыжке с неизвестно заранее места, с определением сопротивления двух противников.
Взаимодействие игроков в нападении и в защите; борьба двух защитников с двумя нападающими за отскочивший мяч после неудачного броска издали.
Двухсторонняя игра.
Передача мяча на месте и в движении в парах, тройках назад за голову. Верхняя прямая подача (силовая). Прием мяча двумя сверху и снизу с передачей в различные зоны по заданию.
Совершенствование техники нападающего удара по зонам. Техника блокирования, с места и с разбега.
Технические действия игроков в нападении и защите .
Двухсторонняя игра с использованием изученных приёмов.
Игра "Русская лапта" по правилам. Тактические действия игроков в нападении и защите.
4.Примерные показатели двигательной подготовленности.
Контрольные упражнения 10 класс |
||||||
Вид испытания | Мальчики | Девочки | ||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | |
Бег 30м. с высокого старта ( сек.) | 4,7 | 4,9 | 5,2 | 5,1 | 5,3 | 5,5 |
Бег 100м. с низкого старта (сек.) | 14,5 | 14,9 | 15,5 | 16,5 | 17,0 | 17,8 |
Челночный бег 3х10м. (сек.) | 7,3 | 7,7 | 8,2 | 8,4 | 8,7 | 9,7 |
Прыжок в длину с места (см.) | 215 | 205 | 195 | 200 | 190 | 180 |
Прыжок в длину с разбега (см.) | 440 | 400 | 340 | 360 | 340 | 300 |
Прыжок в высоту с разбега (см.) | 135 | 125 | 115 | 120 | 115 | 105 |
Прыжки через скакалку (раз в мин) | 140 | 134 | 120 | 145 | 140 | 125 |
Метание гранаты 700/500гр. (м.) | 32 | 26 | 22 | 18 | 13 | 11 |
Поднимание туловища из положения, лежа на спине (раз) | 27 | 24 | 18 | 26 | 21 | 15 |
Подтягивание на перекладине (раз) | 11 | 9 | 8 | 22 | 17 | 12 |
Наклон вперёд из положения, сидя (см.) | 9 | 5 | 3 | 10 | 8 | 4 |
Кросс 3000/2000 м (мин.,сек.) | 15,0 | 16,0 | 17,0 | 10,10 | 11,40 | 12,40 |
6-минутный бег (м) | 1500 | 1350 | 1100 | 1300 | 1150 | 900 |
Контрольные упражнения 11 класс |
||||||
Вид испытания | Мальчики | Девочки | ||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | |
Бег 30м. с высокого старта (сек.) | 4,6 | 4,8 | 5,1 | 5,0 | 5,2 | 5,4 |
Бег 100м. с низкого старта (сек.) | 14,2 | 14,5 | 15,0 | 16,0 | 16,5 | 17,0 |
Челночный бег 3х10м. (сек.) | 7,2 | 7,5 | 8,1 | 8,4 | 8,7 | 9,6 |
Прыжок в длину с места (см.) | 230 | 210 | 180 | 210 | 190 | 160 |
Прыжок в длину с разбега (см.) | 460 | 420 | 370 | 380 | 340 | 310 |
Прыжок в высоту с разбега (см.) | 135 | 130 | 120 | 120 | 150 | 105 |
Прыжки через скакалку (раз в мин) | 145 | 139 | 120 | 150 | 145 | 125 |
Метание гранаты 700/500гр. (м.) | 38 | 32 | 26 | 23 | 18 | 12 |
Поднимание туловища из положения, лежа на спине (раз) | 29 | 25 | 19 | 27 | 24 | 18 |
Подтягивание на перекладине (раз) | 14 | 12 | 10 | 23 | 18 | 14 |
Наклон вперёд из положения, сидя (см.) | 7 | 1 | -6 | 11 | 8 | 5 |
Кросс 3000/2000 м (мин., сек.) | 13,0 | 15,0 | 16,30 | 10,0 | 11,30 | 12,20 |
6-минутный бег (м) | 1550 | 1400 | 1150 | 1350 | 1200 | 850 |