Модуль "Бал в стране Детсадия"

Разделы: Работа с дошкольниками, Социальная педагогика


Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве, но станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой? Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Когда, чему и как их нужно научить, чтобы, встретившись в юности, они смогли создать семью, в которой каждому, и взрослому и маленькому – будет спокойно и надежно? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детстве поняли и приняли свои роли?

Мужчинами и женщинами в соци­альном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста.

Нельзя полагаться на то, что мальчишки вырастут настоящими мужчинами со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочки с возрастом приобретут все необходимые качества женственности. Эти качества не возникнут сами по себе. Мы - взрослые должны формировать с дошкольного возраста Женщину в девочке, так же как и Мужчину в мальчике.

Отбор содержания по полоролевому воспитанию в дошкольном учреждении предусматривает различные формы организации воспитательно-образовательного процесса; предполагает оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, по­знавательной, учебной, речевой, двигательной, трудовой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, изобразительной, театрализованной, экспериментальной), вклю­чает описание развивающей среды. Все это и определяет содержание работы по дифференцированному подходу к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности.

Однако взаимосвязь между разделами реализуемой программы не дает такой результативности в социально-личностном развитии ребенка, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция. Интегративный метод обучения и воспитания является для дошкольных учреждений инновационным. Организация педагогического процесса по модульному принципудает возможность реализовать современные требования к личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с ребенком. При таком подходе структурной единицей педагогического процесса становится модульзанятий, т.е. логическая нить, объединяющая группу занятий по разным видам деятельности.

В традиционной системе обучения все занятия разрознены, в модульной - объединены на основе какого-либо сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре. Он же позволяет «вывести из подполья» так называемую предварительную работу педагога.

Обучение детей на модульной основе имеет ряд преимуществ перед традиционной системой:

  1. Позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности;
  2. Педагогический процесс становится более экономичным;
  3. Наличие сюжета способствует реализации принципа обучения в игре: играя, дети не замечают, что обучаются;
  4. Формирует оптимальные взаимоотношения детей между собой;
  5. Стимуляция детской познавательной активности;
  6. Помощь детям в личностном развитии и многие другие.

Полоролевая социализация старших дошкольников должна осуществляться постоянно, пронизывая все виды деятельности. Ей нужно уделять внимание не только в детском саду, но и в семье. Модуль «Бал в стране Детсадия» -всего лишь капля в безбрежном море этой важной работы, но капля эта значимая и неоценимая.

Обзор модуля

Номер

занятия

 

Тема занятия

 

Вид деятельности

 

Завязка модуля

Свободная беседа

1

«Экскурсия в картинную галерею»

<Приложение 1>

<Рисунок 1>

Интегрированное занятие

2

«Как одевались люди в разное время?»

<Приложение 2>

Познавательное развитие

3

«Волшебное зеркальце»

Дидактическая игра

4

«Маленькие дизайнеры»

<Приложение 3>

Ручной труд

5

«Оденем куклу красиво»

Изобразительная деятельность

6

«Приглашение на танец»

<Рисунок 2>

Музыкальная деятельность

7

«Освободите принцессу»

Математическое развитие

8

«Салон красоты»

<Рисунок 3>

Сюжетно-ролевая игра

9

«Волшебные звуки музыки» («Менуэт», «Полонез»)

<Рисунок 4>

Музыкальная деятельность

10

«Подготовка к балу»

Беседа

11

«Спящая красавица»

Игра-драматизация

12

«Рыцарский турнир»

<Приложение 4>

Спортивно-познавательное развлечение

13

«Соберем Золушку на бал»

<Приложение 5>

Интегрированное занятие

14

«Бал в королевстве Детсадия»

<Приложение 6>

<Рисунок 5>

Групповой праздник

 

 

Цели:

  1. Осуществить полоролевую социализацию старших дошкольников на основе доминирующих видах деятельности и увлечениях детей разного пола;
  2. Реализовать комплексный подход к организации педагогического процесса

 

Задачи:

  1. Формировать первоначальные представления о внутренней и внешней красоте мужчин и женщин; особенностях их одежды, проявлениях достойного поведения;
  2. Способствовать становлению полового самосознания, чувства полоролевой самодостаточности, потребности в проявлении себя как представителя определенного пола;
  3. Стимулировать проявления познавательного интереса к различным аспектам жизни людей разного пола;
  4. Сформировать у детей навыки культурного полоролевого поведения;
  5. Актуализировать стремление быть похожими на настоящих мужчин, на настоящих женщин.

Сюжет модуля:

Подготовка к групповому празднику – балу.

Ведущие виды деятельности:

Игровая, познавательная, речевая, изобразительная, музыкальная, трудовая.

Основные стороны воспитания:

Полоролевой, социально-нравственное, эстетическое, физическое.

Методы обучения

Беседа, рассказ, моделирование, проблемно-игровые, решение логических задач, ТРИЗ, труд, наблюдение, игра.

Объем модуля:

14 мероприятий включающие в себя занятия, игровые упражнения

 

Список использованной литературы

 

    • Иванов А.И. «Естественно – научные наблюдения и эксперименты. Человек».-М.:ТЦ Сфера, 2004. (Программа развития)
    • Иванова А.И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007. – 144с.
    • Красоткина И. «По-разному или одинаково думают мальчики и девочки»// «Дошкольное воспитание». - № 12. - 2003. - с. 38-42.
    • Миленко В., Лысенко Г. «Воспитание девочек и мальчиков в семье» //«Дошкольное воспитание». - № 12. - 2005. - с.31-33.
    • Соколова О.А. «Мир общения» Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: КАРО, 2003. – 288с.,
    • Шипицина Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998. – 384с.