Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве, но станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой? Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Когда, чему и как их нужно научить, чтобы, встретившись в юности, они смогли создать семью, в которой каждому, и взрослому и маленькому – будет спокойно и надежно? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детстве поняли и приняли свои роли?
Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста.
Нельзя полагаться на то, что мальчишки вырастут настоящими мужчинами со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочки с возрастом приобретут все необходимые качества женственности. Эти качества не возникнут сами по себе. Мы - взрослые должны формировать с дошкольного возраста Женщину в девочке, так же как и Мужчину в мальчике.
Отбор содержания по полоролевому воспитанию в дошкольном учреждении предусматривает различные формы организации воспитательно-образовательного процесса; предполагает оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, познавательной, учебной, речевой, двигательной, трудовой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, изобразительной, театрализованной, экспериментальной), включает описание развивающей среды. Все это и определяет содержание работы по дифференцированному подходу к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
Однако взаимосвязь между разделами реализуемой программы не дает такой результативности в социально-личностном развитии ребенка, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция. Интегративный метод обучения и воспитания является для дошкольных учреждений инновационным. Организация педагогического процесса по модульному принципудает возможность реализовать современные требования к личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с ребенком. При таком подходе структурной единицей педагогического процесса становится модульзанятий, т.е. логическая нить, объединяющая группу занятий по разным видам деятельности.
В традиционной системе обучения все занятия разрознены, в модульной - объединены на основе какого-либо сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре. Он же позволяет «вывести из подполья» так называемую предварительную работу педагога.
Обучение детей на модульной основе имеет ряд преимуществ перед традиционной системой:
- Позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности;
- Педагогический процесс становится более экономичным;
- Наличие сюжета способствует реализации принципа обучения в игре: играя, дети не замечают, что обучаются;
- Формирует оптимальные взаимоотношения детей между собой;
- Стимуляция детской познавательной активности;
- Помощь детям в личностном развитии и многие другие.
Полоролевая социализация старших дошкольников должна осуществляться постоянно, пронизывая все виды деятельности. Ей нужно уделять внимание не только в детском саду, но и в семье. Модуль «Бал в стране Детсадия» -всего лишь капля в безбрежном море этой важной работы, но капля эта значимая и неоценимая.
Обзор модуля
Номер занятия |
Тема занятия |
Вид деятельности |
|
Завязка модуля |
Свободная беседа |
1 |
«Экскурсия в картинную галерею» |
Интегрированное занятие |
2 |
«Как одевались люди в разное время?» |
Познавательное развитие |
3 |
«Волшебное зеркальце» |
Дидактическая игра |
4 |
«Маленькие дизайнеры» |
Ручной труд |
5 |
«Оденем куклу красиво» |
Изобразительная деятельность |
6 |
«Приглашение на танец» |
Музыкальная деятельность |
7 |
«Освободите принцессу» |
Математическое развитие |
8 |
«Салон красоты» |
Сюжетно-ролевая игра |
9 |
«Волшебные звуки музыки» («Менуэт», «Полонез») |
Музыкальная деятельность |
10 |
«Подготовка к балу» |
Беседа |
11 |
«Спящая красавица» |
Игра-драматизация |
12 |
«Рыцарский турнир» |
Спортивно-познавательное развлечение |
13 |
«Соберем Золушку на бал» |
Интегрированное занятие |
14 |
«Бал в королевстве Детсадия» |
Групповой праздник |
Цели:
- Осуществить полоролевую социализацию старших дошкольников на основе доминирующих видах деятельности и увлечениях детей разного пола;
- Реализовать комплексный подход к организации педагогического процесса
Задачи:
- Формировать первоначальные представления о внутренней и внешней красоте мужчин и женщин; особенностях их одежды, проявлениях достойного поведения;
- Способствовать становлению полового самосознания, чувства полоролевой самодостаточности, потребности в проявлении себя как представителя определенного пола;
- Стимулировать проявления познавательного интереса к различным аспектам жизни людей разного пола;
- Сформировать у детей навыки культурного полоролевого поведения;
- Актуализировать стремление быть похожими на настоящих мужчин, на настоящих женщин.
Сюжет модуля:
Подготовка к групповому празднику – балу.
Ведущие виды деятельности:
Игровая, познавательная, речевая, изобразительная, музыкальная, трудовая.
Основные стороны воспитания:
Полоролевой, социально-нравственное, эстетическое, физическое.
Методы обучения
Беседа, рассказ, моделирование, проблемно-игровые, решение логических задач, ТРИЗ, труд, наблюдение, игра.
Объем модуля:
14 мероприятий включающие в себя занятия, игровые упражнения
Список использованной литературы
- Иванов А.И. «Естественно – научные наблюдения и эксперименты. Человек».-М.:ТЦ Сфера, 2004. (Программа развития)
- Иванова А.И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007. – 144с.
- Красоткина И. «По-разному или одинаково думают мальчики и девочки»// «Дошкольное воспитание». - № 12. - 2003. - с. 38-42.
- Миленко В., Лысенко Г. «Воспитание девочек и мальчиков в семье» //«Дошкольное воспитание». - № 12. - 2005. - с.31-33.
- Соколова О.А. «Мир общения» Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: КАРО, 2003. – 288с.,
- Шипицина Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998. – 384с.