Цели урока:
Оборудование:
Иллюстрации с изображением древней цивилизации, средневековых замков, церквей, соборов, мечетей, храмов, рыцарей.
Ход урока
Организационный момент.
Раз - читаем летопись,
Два - идем в музей,
Узнаем мы о древнем времени
И станем все мудрей.
Звенит звонок,
Начинаем наш урок.
Нам надо многое понять,
Чтобы историками стать.
Сообщение темы и целей урока
Уважаемые гости мы предлагаем вам отправиться вместе с нами в мир древности и средневековья
Эпоха средневековья скрывает много тайн, которые нам предстоит открыть на уроке сегодня.
Эпиграф (слайд)
Проверка домашнего задания
Но для начала проверим домашнее задание
Ребята подготовили дополнительную информацию о древних цивилизациях
Послушайте загадку- описание и ответьте, как называется древнее государство, в котором мы окажемся
Учащиеся рассказывают о древнем Египте. (слайды)
Двигаемся дальше. Узнайте по описанию древнюю цивилизацию.
На севере этого государства есть высокая гора Олимп, на которой поселились главные боги: Зевс, Гера, Апполон и другие.
Учащиеся рассказывают о Древней Греции. (слайды)
Ну, а теперь Италия. Путешествие в древний Рим.
Учащиеся рассказывают о древнем Риме. (слайды)
Работа в группах (слайд).
Каждая группа получает одинаковое количество вопросов по пройденной теме и готовит ответы.
1 группа:
- царь Египта,
- главная площадь Рима,
- греческий бог моря,
- жилище для богов в древнем Египте,
- столица Греции.
(фараон, форум, Посейдон, храм, Афины.)
2 группа
- Гробница фараона в древнем Египте
- Существо с телом льва и головой человека
- Высокая гора на севере Греции
- Бог мудрости в Древнем Египте
- Гроб, куда клали умерших фараонов
(пирамида, сфинкс, Олимп, Тот, саркофаг)
3 группа
- Особые знаки для письма в Древнем Египте
- Амфитеатр в Древнем Риме, который служил для гладиаторских боев
- Первый царь Рима
- Сердце Афин
- Вулкан, погубивший город Помпеи
(иероглифы, Колизей, Ромул, Акрополь, Везувий)
Физкультминутка
Гимнастика для глаз:
(спокойная музыка)
Быстро поморгать. Закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
3-4 круговых движений глазами в правую сторону и в левую сторону.
Посмотреть вдаль на счет от 1-6.
Все упражнения повторить 2-3 раза.
Изучение новой темы
Переходим к новой теме: Средние века: время рыцарей и замков (слайды).
Речь пойдет об эпохе, которая продолжалась с 5 века до конца 15 века. Называется она средние века или средневековье.
Средние века охватывают 12 столетий между древним миром и новым временем. Когда речь идет о таком большом временном отрезке, трудно назвать точные даты его начала и конца. Одна эпоха постепенно переходила в другую. Но началом средневековья принято считать 476 год, когда был свергнут с престола последний римский император и произошло крушение великого государства древности - Западной Римской империи.
Многое изменилось в жизни людей в средние века. Люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи, в Европе - выращивать растения, которых раньше не знали: рис и хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, помидоры, какао.
В средние века у людей появилась фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Были изобретены порох и огнестрельное оружие. Средневековые мореплаватели открыли Америку Австралию. В средние века образовались многие государства, существующие и поныне: Англия, Франция, Италия, Россия. Вот какое интересное время мы называем средними веками.
Во все времена люди старались осмыслить то, что их окружало, понять себя, человеческую жизнь и смерть. Люди невольно очеловечивали природу. Им казалось, что она полна каких - то таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей. Поклоняясь этим силам, люди устанавливали правила жизни. Так появились традиции, обряды, ритуалы.
С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забывали. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию- монотеизму. Это было связано с экономическим развитием общества и изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграло и географическое положение стран, их связи друг с другом. Все шире стали распространяться три основные мировые религии: христианство, ислам, буддизм.
(музыка слайды)
Дети рассказывают о религиях.
Играет музыка, и входят дети в средневековых одеждах
Из средневековья пришло к нам прекрасное слово "рыцарь"
Дети рассказывают о рыцарях и замках
Работа с учебником
Очень много появилось в средние века новых вещей.
Ребята, решите филворд и вы узнаете, что изобрели люди в средние века.
Верно. Все эти вещи появились в средние века. Но главным изобретением было книгопечатание.
Работа с учебником.
Закрепление изученного
Учитель
- Как ученые узнали о жизни людей в средневековье?
- Как изменился облик Европы за время средневековья?
- Какие религии возникли в эту эпоху?
- Как назывались здания для молитв?
- Кого называли рыцарем?
- Для чего строили замки и как их укрепляли?
- Чем занимались жители замка?
- Кто первым нашел способ создать книгу?
- Что этот человек предложил использовать?
- Как назывались металлические буквы?
- Какой год считается годом рождения книгопечатания?
Рефлексия
- Я узнал:
- Мне понравилось :
- Я бы взял с собой :
Домашнее задание
Стр. 21 задания 1-3, прочитать текст на стр. 15-20.
Итог урока. Выставление оценок.