Применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе

Разделы: Математика, Информатика


Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. С каждым днём компьютер становится всё более неотемлимой частью учебного процесса. Ни один урок в той или иной степени не обходится без использования компьютера.

Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяет использовать ИКТ в качестве средства обучения и воспитания. Приложение 4

Цели использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

  • Научить школьников применять различные способы самостоятельной деятельности при работе на компьютере.
  • Привить учащимся навыки коллективной работы, сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.
  • Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимой информации, фиксировать и анализировать результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).
  • Способствовать повышению личной уверенности каждого ученика на различных занятиях, в повседневной жизни.

Задачи:

  • обеспечение активности каждого ребенка через пробуждение его любознательности и позитивной мотивации к учебной деятельности
  • подбор актуальной информации и самых современных программных продуктов
  • оказание помощи учащимся в ходе изучения новой программной среды, использующейся для исследования или решения проблемы
  • осуществление личностного подхода, направленного на творческое развитие каждой личности
  • организация контроля знаний учащихся через их самоанализ и самооценку

Особенностью учебно-воспитательного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Компьютер на уроке математики применяю в режимах:

1. Демонстрационный режим (учитель, используя экран монитора или мультимедиапроектор, демонстрирует материал, а затем идёт обсуждение увиденного и услышанного)

Основная дидактическая цель: сообщение новой информации.

2. Индивидуальный режим или фронтальная лабораторная работа (все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах)

Основная дидактическая цель: освоение нового материала с помощью обучающей программы; закрепление изученного с помощью программы-тренажёра; контроль изученного с помощью контролирующей программы; применение новых знаний в новых условиях; интеграция знаний.

Для учащихся - это трудная работа, так как учащиеся привыкли играть с компьютером, а здесь нужно добывать знания и применять их для решения конкретных задач.

3. Дистанционный режим или учебно-исследовательская практика (учащиеся получают индивидуальные задания для самостоятельной работы, включая части заданий для выполнения дома).

Основная дидактическая цель: отработка знаний и умений по целому разделу, т.е создание проекта.

Провожу в конце элективного курса или кружка.

При анализе целесообразности использовании компьютера в учебно-воспитательном процессе учитываю следующие дидактические возможности компьютера:

  • расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
  • привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
  • развитие познавательных способностей учащихся;
  • интегрированное обучение предмету;
  • развитие мотивации у учащихся.

Применять компьютер можно на всех стадиях педагогического процесса. Остановлюсь подробнее на уроках, при проведении которых я применяю ИКТ.

Современный урок геометрии - это урок с использованием ИКТ, позволяющий наглядно применить теорию на практике.

Урок геометрии в 9 классе. Приложение 1. Приложение 2.

Тема: "Действия с векторами"

Это урок повторения изученного материала и применения его для решения задач в новых условиях.

На этом уроке компьютер применяется при выполнении устной работы. Учащимся нужно определить истинность утверждений. Работа выполняется в среде Excel (технология работы с программой Excel учащимся знакома). Сразу после выполнения задания, под моим руководством, учащиеся проверяют правильность выполнения задания и оценивают свою работу.

На этапе решения задач, с помощью проектора, учащимся показываю формулировки задач.

На этапе творческого применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках геометрии и информатики, учащиеся выполняют творческое практическое задание (в текстовом процессоре Word).

Начертите три попарно неколлинеарных вектора а, b, с. Постройте:

а) d = a + b по правилу параллелограмма и правилу треугольника;

б) k = a - c;

в) m = a + b + k;

г) n = 3d.

Сохраните полученный документ в своей папке под именем "Действия с векторами".

В конце урока провожу рефлексию с использованием притчи: Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: "Что ты делал целый день?". И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: "А что ты делал целый день?", и тот ответил: "А я добросовестно выполнял свою работу". А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: "А я принимал участие в строительства храма". Ребята! Давайте оценим каждый свою работу за урок. Нарисуйте на созданном документе круг. Кто работал, как первый человек, закрашивают круг синим цветом; кто работал добросовестно, зелёным; кто принимал участие в строительстве храма - красным.

Из 21 учащегося 14 закрасили круг желтым цветом, 6 - красным, синим цветом, закрасил 1 ученик.

Урок геометрии в 8 классе.

Тема: "Теорема Пифагора: её история и значение"

Урок повторения и систематизации знаний, их применение для решения старинных задач. Сопровождение к уроку компьютерная презентация, с помощью которой демонстрирую различные исторические факты. Сообщения учащихся и условие каждой из старинных задач сопровождаю иллюстрациями. Считаю, что применение компьютерной презентации на данном уроке позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу, обеспечить более наглядное восприятие материала и сэкономить время.

Урок алгебры в 9 классе.

Тема: "Арифметическая прогрессия"

Урок обобщающего повторения и применения знаний для решения задач, встречающихся в повседневной жизни.

Сопровождение к уроку - компьютерная презентация.

Презентация разработана так, что нет необходимости записывать тексты задач на доске. В презентации есть вопросы умственной разминки, дополнительная задача, проверочный математический диктант.

На уроке ребята работают в группах. Каждая группа решает задачу, встречающуюся в повседневной жизни. Затем, когда представитель от каждой группы объясняет решение своей задачи у доски, все остальные учащиеся класса с помощью проектора видят условие задачи и её решение (решение задачи сканирую).

В конце урока на этапе контроля достигнутых результатов (с помощью программы Excel) провожу математический диктант.

Интегрированный урок алгебра-информатика в 10 классе.

Тема: "Применение табличного процессора Excel для решения уравнений n-й степени"

Ценность этого урока заключается в том, что учащиеся пытаются решить стандартные математические задачи нестандартным способом - применяя современные компьютерные технологии. Этим я достигаю мотивационной цели - побуждаю к изучению предмета информатики и его нужности в реальной жизни. На уроке с помощью компьютера решаем уравнения и системы уравнений.

При изучении раздела: "Вероятность и статистика"(8-9 класс), встречаются задачи, в условии которых требуется построить диаграмму. Эта работа занимает много времени на уроке. Поэтому для экономии времени диаграммы учащиеся строят с помощью компьютера (на уроках информатики учащиеся научились это делать), а не на бумаге. Считаю, что всё то, что компьютер делает лучше и быстрее человека - он и должен делать, освобождая человека от этого. Главное, чтобы ученики понимали, как компьютер это делает.

В 10-11 классах при изучении вопросов, связанных с функциями, исследованием их свойств и построением графиков, удобно использовать программу Excel, входящую в MS Office. Это удобный инструмент для построения графиков разнообразных функций. Наряду с традиционным математическим решением задач на исследование функций с помощью производной и построением их графиков полезно показать учащимся и компьютерное решение. Решение этих задач с помощью компьютера вызывает интерес у учащихся, способствует более глубокому усвоению учащимися учебного материала, повышает познавательные возможности старшеклассников, формирует у них умение самостоятельной работы.

В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета (на дисках или в сети Интернет), в том числе математики и информатики. На уроках использую электронный учебник-справочник "Алгебра 7-11класс", электронные учебные издания: "Математика 5-11", "1С Репетитор. Подготовка к ЕГЭ", "Информатика 9-11 класс", "Интерактивный задачник по информатике 9-11", информационные ресурсы сети Интернет

В 2005-2006 уч.году руководила работой элективного курса по информатике. Для повторения технологии работы в средах Word, Excel, Power Point использовала компьютерные презентации. В конце работы элективного курса учащиеся создавали компьютерные презентации на свободную тему.

Ещё одна интересная сторона моей деятельности по применению информационных технологий - работа кружков. В 2005-2006 уч.году кружок по информатике для начальной школы (2 класс) с целью повышения интереса к предмету "Информатика"(безмашинный вариант), изучающемуся со второго класса. С 2006 года кружок - "Пресс-центр". На кружке с ребятами рассмотрели вопросы применения компьютера и современных компьютерных технологий в издательском деле. В работе кружка использовала проектную деятельность. Конечным продуктом стало создание проекта на свободную тему. Приведу примеры:

  • компьютерная презентация "О вреде курения" (при разработке проекта использованы материалы сети Интернет). Приложение 3; Приложение 4.
  • буклет "Праздник для мам", буклет-презентация школы (среда Publisher);
  • и другие.

Результаты работы:

Больше внимания уделяется потребности личности в саморазвитии.

Нет ситуации неуспешности.

Каждый учащийся чётко планирует программу действия.

Активизируется познавательная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время.

Возможна реализация опережающего обучения, в том числе и для учащихся с низким и средним уровнем обученности.

Максимально учитываются не только фактические знания, но и всесторонне оцениваются способности, умение работать в коллективе, индивидуальность мышления.

Выводы:

- Использование компьютера на уроках математики способствует активной творческой деятельности учащихся.

- Применение возможностей компьютера, строгость в соблюдении "правил игры" с принципиальной познаваемостью этих правил способствует большей осознанности учебного процесса, повышают его интеллектуальный и логический уровень.

- Компьютер является как помощником школьника, так и контролером.

Уверена, что применение компьютера в учебно-воспитательном процессе обосновано при всех формах урока и внеурочной деятельности. Нужно только правильно дозировать электронную информацию и электронный эксперимент с живым общением с учителем и реальными экспериментами.

Моя дальнейшая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых методов работы с компьютером при изучении математики и информатики, к исследовательской работе в целях повышения качества образования.