Тип урока: комбинированный.
Вид урока: усвоение нового с использованием ИКТ.
Место урока в учебном плане: I урок по теме “Защитники земли русской”.
Цель: усвоить и обобщить знания о Святом князе Александре Невском.
Задачи:
Образовательная - познакомить с историческим героем Александром Невским.
Развивающая - развивать интерес к изучению исторического прошлого.
Воспитательная - способствовать формированию любви к Родине.
Методы: частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные.
Форма организации: индивидуально-фронтальная.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- презентация к уроку;
- репродукции картин с изображением защитников русской земли.
План урока.
1.Организационный момент-1 минута.
2.Постановка цели урока-2 минуты.
3. Актуализация опорных знаний-5 минут.
4. Виртуальная экскурсия-20 минут.
5. Физминутка-3 минуты.
6. Подведение итога урока-10 минут.
7. Домашнее задание-4 минуты.
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие, проверка рабочего места).
2. Постановка цели урока.
3.Актуализация опорных знаний.
-Кто это такой – защитник?
(Ответы детей.)
- С.И.Ожегов дал такое толкование слову “защитник”- это тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-нибудь или что-нибудь.
- Тема нашего урока “Защитники земли русской”
- Значит, что охраняли защитники?
(Ответы детей.)
- Как вы думаете, от кого надо было охранять нашу землю?
- Каких защитников вы знаете?
(Ответы детей, учитель показывает репродукции картин с изображением русских защитников.)
- Ребята, а вы знаете, кто такой князь?
(Ответы детей.)
-Раньше на Руси так называли человека, который управлял своими землями- княжеством. Как вы думаете, хорошо или нет быть князем? Почему?
(Ответы детей.)
4. Виртуальная экскурсия “Святой Благоверный князь Александр Невский”
1 слайд
-У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив, -чем дальше развивается историческая жизнь народа ,тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые , отдав все силы на служение своему народу, успели оказать ему существенные услуги. Такие деятели становятся излюбленными народными героями, составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в позднейших сказаниях и песнях. Это как бы звёзды на историческом горизонте, освещающие весь дальнейший исторический путь народа.
- Сегодня я расскажу вам про святого князя Александра Невского, а вы послушаете и потом ответите, легко ли ему жилось.
-Ребята, вы помните, что раньше у людей не было фамилий, а были прозвища, Как вы думаете, за что князя Александра назвали Невским?
(Дети отвечают.)
- Если вы внимательно послушаете мой рассказ, то узнаете, почему святого князя Александра назвали Невским.
- Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но и одно из самых светлых и любимых русским народом. Героев наша история дала немало, но почти никого из них не вспоминают потомки с таким тёплым чувством, как Александра. Он много потрудился для Русской земли и мечом и головой-вклад его в строительство Российского государства бесценен.
2 слайд
- АЛЕКСАНДР - по-гречески означает защитник людей. Этим красивым, мужественным именем назвал своего второго сына новгородский князь Ярослав Всеволодович, известный не только своей храбростью, но крутым нравом. И сын этот впоследствии прославился, и стал особенно любим на Руси. И в наши дни глубоко почитают в России и верующие и неверующие святого благоверного князя Александра Невского.
3 слайд
- АЛЕКСАНДР родился в 1219 году в Переяславле (по другим сведениям, в 1220 году в Новгороде) незадолго до страшного бедствия - нашествие монголо-татар на Русь. Уже с трёх лет Александра отлучили от матери, княгини Феодосии, и отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша посадили на коня и дали в руки оружие. Вскоре начали учить грамоте. И в военном деле, и в чтении и письме Александр быстро преуспел. Он вырос, превратился в ловкого, сильного отрока, который любил читать и прекрасно писал. В те времена чтению учились по Священному Писанию. Александр полюбил слово Божие и хорошо его усвоил. Заповеди Христовы глубоко проникли в сердце мальчика.
4 слайд.
- Уже с1228года юный Александр начал княжить в Новгороде со своим старшим братом Федором под присмотром бояр. А в 1236году Александр княжил в Новгороде уже самостоятельно.
Новгородцы восхищались своим князем - красивым, высоким, с сильным голосом, гремевшим, как труба.
Но впереди всех ждали страшные испытания. Как известно, именно в те годы на Русскую землю нахлынули несметные полчища хана Батыя. Были ограблены и разорены города, сёла, храмы, множество людей было убито или взято в плен.
5 слайд.
-В 1240 году Новгороду объявили войну шведы. Их войско возглавил Биргер. Он написал князю Александру послание с такими словами: “Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою”.
Князь Александр с войском, помолившись в Софийском соборе, выступил навстречу врагу.
Утром 15 июля 1240 года войско князя Александра незаметно подошло к неприятельскому лагерю, и внезапно напали на врага, поражая их топорами и мечами. Завязалась битва. Эта битва произошла на реке Нева. Шведы бежали, новгородцы преследовали их. Князь Александр догнал Биргера и копьём ударил его по лицу, оставив неизгладимую отметину. Как пишет летописец: “положил печать ему на лицо”.
С победой вернулось русское войско в Новгород, а князь Александр получил к своему имени почётное прозвание - Невский.
6 слайд.
- Прошло время , и на Новгород снова двинулись враги с запада. В 1242 году Александр двинулся навстречу врагу.
Знаменитое сражение , известное в истории под названием Ледового побоища ,произошло на льду Чудского озера, у скалы, называемой Вороний Камень. Русские полки ударили с боков во вражеский клин и сокрушили его.
Под тяжестью рыцарских доспехов начал трескаться и проваливаться лёд, поверженные рыцари уходили под воду, на дно Чудского озера. После победы над врагом, князь Александр на коне торжественно въехал в город, рядом вели пленных рыцарей, Народ ликовал, духовенство служило благодарственные молебны. По летописным сведениям, в сражении было убито 400 рыцарей-крестоносцев, а 40 попало в плен. Победа в Ледовом побоище прославила Александра Ярославича Невского как великого полководца Руси.
Эта битва вошла в мировую военную историю как образец окружения и разгрома крупных сил тяжеловооружённого, рыцарского войска эпохи Средневековья. Полководческое искусство Александра Невского признали в Золотой Орде.
7 слайд.
- Через некоторое время прибыло к князю посольство от римского папы. Он пытался склонить князя Александра к тому, чтобы православная Русь приняла католическую веру. В этом случае папа пообещал помощь в борьбе с татарами. Князь Александр ответил решительным отказом. Он сообщил об этом папе в письме. В нём князь обосновал своё решение догматами Вселенских Соборов и историей христианской Церкви.
8 слайд.
-Русские люди должны были платить дань татарскому хану, а князья получать от него ярлык (разрешение) на княжение.
Князь Александр и его брат Андрей вынуждены были поехать в орду для подтверждения права на княжение.
По свидетельству летописи, сам Батый приказал явиться новгородскому князю: “ Мне покорил Бог многие народы, ты ли один не хочешь покориться державе моей? Но если хочешь сохранить за собою землю свою, приди ко мне, увидишь честь и славу царства моего”.
9 слайд
-Князья Александр и Андрей прибыли в Орду. Хан Батый принял братьев ласково и сразу оценил светлый ум Александра. Однако по воле хана князья должны были отправиться в столицу империи монголов Каракорум для подтверждения права на княжение. По дороге князья увидели разорённые нашествием монголо-татар города, груды человеческих костей. С большими трудностями , терпя голод, жажду, зной и холод, добрались они до Каракорума. Два долгих года заняла эта поездка. Ярлык на главное княжение во Владимире утвердили Андрею, видимо, опасаясь Александра. А ему дали Киев, который, хотя ещё являлся главным городом на Руси, был теперь до основания разорён монголо-татарами . И Александр лишь по названию являлся великим князем.
10 слайд.
- Мудрое правление великого князя Александра продолжалось, Русь сохраняла себя , свою веру, свои традиции, хотя и стонала под татарским игом.
В 1263 году Александру вновь пришлось посетить Орду. Всю зиму и лето 1263 года он прожил в Орде. Один Бог знает, сколько сил, мужества, христианского смирения потребовалось от князя в Орде. Задача была та же: защитить, сохранить Русь - и он её выполнил. При этом Александр тяжело заболел. Он возвращался на Русь смертельно больным. Князь во что бы то ни стало, хотел вернуться домой, но доехал только до Городца. Там он окончательно слёг и почувствовал приближение смерти. Перед смертью он принял монашеский постриг.
Князь Александр скончался 14 ноября 1263 года. Скорбью переполнилась Русь.
Митрополит Кирилл, который, узнав о смерти великого князя, с горечью произнес: “Зашло солнце Русской земли”. Князя Александра с почестями похоронили во владимирском Успенском соборе.
Прошло много столетий . И вот в 1724 году из Владимира в Санкт- Петербург были торжественно перенесены мощи святого князя Александра Невского, которого русские люди любили и царь Пётр особенно любили и почитали. Мощи были положены в новопостроенном монастыре, посвящённом святому князю Александру.
Здесь, в Александро-Невской лавре, в Троицком соборе, у раки со святыми мощами и сегодня можно преклонить колени и помолиться благоверному князю Александру-
Нашему верному, надежному защитнику и покровителю Русской земли. И попросить у него мужества, ясного разума, крепости, сил и - смирения, чтобы и мы смогли сохранить и благоукрасить Россию.
5. Физминутка.
6. Подведение итога урока.
- С каким историческим героем познакомились?
-Какой вклад он внес в историю Руси?
-За что же святого князя Александра прозвали Невским?
-Как вы думаете, можно ли назвать князя Александра Невского святым? Кто такие святые?
(Ответы детей.)
-Аполлон Майков написал стихотворение о святом князе Александре Невском. Послушайте его и скажите, о каких событиях из жизни благоверного князя Александра Невского в нём говорится.
-Тихо лампада пред образом Спаса горит;
Тихо игумен пред ним на молитве стоит;
Тихо бояре стоят по углам;
Тих и недвижен, лежит, головой к образам,
Князь Александр, чёрной схимой покрыт…
Страшного часа все ждут: нет надежды, уж нет!
Слышится в келье порой лишь болящего бред.
Тихо лампада пред образом Спаса горит…
Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит…
Тьма , что завеса, раздвинулась вдруг перед ним …
Видит он: облитый, словно лучом золотым,
Берег Невы, где разил он врага…
Вдруг возникает там город. Народом кишат берега …
Флагами веют цветными кругом корабли…
Гром раздаётся: корабль показался вдали…
Правит им кормчий с открытым высоким челом…
Кормчего все называют царём…
Гроб с корабля поднимают, к храму несут,
Звон раздаётся, священные гимны поют…
Крышку открыли … Царь что-то толпе говорит…
Вот перед гробом земные поклоны творит…
Следом – все люди идут приложиться к мощам…
В гробе ж, - князь видит - он сам…
Тихо лампада пред образом князя горит…
Князь неподвижно лежит…
Словно как свет над его просиял головой-
Чудной лицо озарилось красой,
Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей рукой
Сердце ощупал и его чело-
И, зарыдав, возгласил: “Наше Солнце зашло!”
(Ответ детей.)
-Потрудился Александр для Русской земли. Мужественно и победоносно боролся он с западными врагами, расчетливо, умно берёг свой народ от хищных татар. Среди трудных княжеских дел не забывал благочестивый князь и христианских обязанностей: много серебра и золота передавал он в Орду, не мало несчастных выкупил из тяжкой неволи татарской. Многие звали его своим “ангелом-хранителем”. Русская церковь причислила его к лику святых.
7. Домашнее задание.
(Подготовить доклад о любом защитнике земли русской.)