Однажды я сказала детям: " У меня сегодня отличное настроение, потому что скоро у меня день рождения, меня обязательно поздравят и угостят моей любимой сладостью- шоколадом . А вы любите шоколад?" -дружный ответ детей- "Да"- был слышен на весь детский сад. " А откуда берётся шоколад?"- "Из магазина"
-А в магазин откуда?- несколько предположений .
-Его дают нам шоколадные деревья, а ещё есть и конфетные деревья.
Дети: "Что, прямо на деревьях шоколадки и конфетки растут? Нет, таких не бывает"
Так возник спор, кто-то поддержал меня, кто-то спрашивал, правда ли это, были и несогласные. И мы решили узнать об этом побольше. Так началась в нашей группе СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ.
Проект проведён в подготовительной группе . Сроки проведения- февраль-апрель2008г.
Цели: изучить, закрепить, расширить, обобщить знания детей о сладостях; о приносимой пользе и вреде.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей создания, с производством хорошо известных сладостей, показать их природное происхождение /шоколад, сахар, мороженое, конфеты:/.
2. Познакомить детей с процессом приготовления изделий, привлечение детей к выпечке пирогов, развитие трудовых навыков детей.
Расширить знания о профессии кондитера, пекаря, повара. Воспитывать уважение к труду взрослых.
3. Воспитывать у детей опасение к чрезмерному потреблению сладостей и правильное отношение к твёрдой пище. Рассказать о пользе и вреде сладостей.
Показать многообразие сладких блюд, которые мамы могут приготовить своими руками, воспитывать уважение к маме, её труду, который направлен на заботу о ребёнке; развивать эстетический вкус детей.
4. Воспитание бережного отношения к окружающей среде, показать детям, что для изготовления различных вещей, предметов можно использовать упаковочный материал.
5. Развивать любознательность, познавательную активность детей и взрослых.
Гипотеза: люди всегда будут употреблять сладости, они могут приносить как пользу, так и вред. <Рисунок 1>.
Участники-партнёры проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители, методический кабинет, Хлебокомбинат п. Новый Торъял, повар ДОУ, библиотека, средства массовой информации.
Формы работы по проекту: беседы с детьми и родителями, занятия, экскурсии, чтение литературы, досуги, развлечения, праздники, заучивание стихов, песен, игры, практические действия детей, выпечка пирогов детьми, просмотр мультфильма "Сладкая сказка", выставка детских поделок и рисунков, методички для родителей, демонстрация готовых костюмов, прослушивание музыки.
Ожидаемые результаты:
- образовательные: закрепление у детей знаний о сладостях, их природном происхождении, производстве;
- воспитательные: развитие любознательности, познавательной активности детей; выработка у детей привычки здорового образа жизни.
Мероприятия проекта:
Февраль.
1. Занятие "Из истории создания конфет"
Цель. Познакомить детей с историей создания конфет, рассказать об их разнообразии. Продолжать поддерживать интерес к коллекции фантиков.
2. Рисование " Фантик"
Цель: Уточнить, как дети понимают слово фантик, познакомить со словарным определением, рисование фантиков к "придуманным конфетам".
3. Экскурсия на хлебозавод п. Н-Торъял в цех изготовления пряников, печенья и калачей.
Цель: Познакомить детей с процессом изготовления изделий. Закрепить знания о профессиях пекаря, кондитера.
4. Рисование " Как мы ходили на экскурсию"
Цель: закрепить полученные знания, воплощать замысел в рисунке.
5. Заучивание шведской песенки " Пряничные человечки", чтение книг "Маленький сладкий дом",
МАРТ
1. Занятие "Печём пирог".
Цель: знакомство детей с технологией изготовления пирога "Дружная семейка"; привлечение детей к выпечке пирогов, развитие трудовых навыков; воспитание уважения к труду взрослых.
2. Презентация "Мамино сладкое блюдо".
Цель: показать многообразие сладких блюд, которые мамы могут приготовить своими руками; воспитывать уважение к маме, её труду, который направлен на заботу о ребёнке; развивать эстетический вкус детей.
3. Оформление выставки "Вторая жизнь сладкой упаковочки".
Цель: воспитание бережного отношения к окружающей среде; показать детям, что для изготовления различных вещей, предметов можно использовать упаковочный материал; развивать фантазию, творчество детей; воспитание эстетического вкуса.
4. Оформление папки для родителей "История шоколада".
5. Вывесить информацию для родителей "Медики о шоколаде".
6. Занятие "Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?"
Цель: познакомить детей с производством хорошо известных сладостей, показать их природное происхождение.
7. Продолжать собирать коллекцию фантиков.
8. Чтение: Сказки "Паровозик из Ромашково"- "Пряничный дом"; Т. Д. Нуждина. Энциклопедия для малышей Чудо-всюду. Мир людей.
9. Решение шоколадного сканворда.
10. Коллективное панно "Сладкая жизнь"
Цель: использовать в создании работы "сладкий" материал, учить воплощать замысел в работе, вносить свой вклад в общее дело; развитие фантазии, творчества детей; умения принимать нестандартные решения.
АПРЕЛЬ
1. Подготовка к "Празднику-безобразнику"- выбор визитной карточки группы, подготовка костюмов "шоколадок", разучивание песни "Шоко-шоко-шоколад".
2. Участие в "Празднике-безобразнике". Группа "Шоколадки".
<Рисунок 2>.
3. Инсценировка сказки "Шоколадная страна" / помощь логопеда ДОУ/
4. Подготовка папки с образцами детских костюмов из упаковочного материала.
5. Изготовление костюмов из упаковочного материала /помощь родителей/.
6. Занятие "Бабочка".
Цель: учить детей делать поделку-бабочку из фантиков, туловище и усики из проволоки. Учить правильно складывать фантик, аккуратно сгибать проволоку. Развивать фантазию детей.
7. Чтение сказки А. Лопатина "Мёд".
8. Дидактическая игра "Помогите Зайке"
Цель: Воспитывать у детей правильное отношение к твёрдой пище и опасение к чрезмерному потреблению сладостей.
Чтение стихотворения "Мель-Карамель" Л. Кондрашенко.
9. Рассказывание детям сказки В. Георгиевской "Тётушка Зубная боль"
10. Беседа "О пользе сладкого"
Цель: рассказать о пользе шоколада - это вкусный, питательный продукт, в некоторые сорта шоколада добавляют витамин С, в нём есть углеводы и жиры. Сладкие блюда - источник радости и удовольствия.
11. Игра "Сказки и конфеты"
12. Итоговое занятие по проекту -"Любознательные сластёны"
Цель: - обобщить знания, полученные в ходе проекта "Сладкая жизнь";
Организованы две команды- Сладкоежки и Конфетки.
Конкурс "Любознательные сластёны".
Каждая команда по очереди берёт из большой вазы конфету, в каждой конфете- вопрос. За правильный ответ- конфета команде.
Вопросы:
- Когда появились конфеты в России? Расскажите об истории возникновения конфет.
- Что такое фантик? Что можно узнать, рассматривая фантик?
- Чем лакомились древние сладкоежки?
- Из какого растения можно получить сахар?
- Из каких продуктов можно сделать шоколад?
- Назовите известные вам кондитерские фабрики.
- Рассказать о пользе шоколада.
- Рассказать о вреде сладостей.
- Рассказать о печатных пряниках. Что такое пряничная доска? Разгонный пряник?
- Рассказать об истории возникновения мороженого.
- Есть ли на самом деле шоколадное дерево? Если есть- что вы о нём знаете?
- Почему пряники называют пряниками? Что кладут в пряники, когда их выпекают?
- Есть ли на самом деле конфетное дерево? Если есть- что вы о нём знаете?
- Назовите знакомые вам сладости.
Следующий конкурс " Подбери название"
Игроки команды по очереди подбирают каждой сладости её название /напечатано на листах, дети должны прочитать и правильно прикрепить - победителю- конфета в вазу.
Пока дети и родители готовятся к дефиле, педагоги детского сада разрабатывают образец фантика для конфеты детского сада "Солнышко".
Дефиле "Упаковочка". <Рисунок3,4,5>.
Подведены итоги занятия и работы по всему проекту.
Очень активно включились в проект родители. По их инициативе велась рубрика "Рецепты от:", стряпали, угощали, шили, придумывали, творили.
Таким образом, задачи исследования решены, были сделаны следующие выводы: ожидаемые результаты выполнены, процесс познания углубляется и расширяется.
В процессе проведения проекта ,получив определённые знания, дети уже ставят новые задачи:
- при изготовлении модели церкви - для чего она нужна, какие бывают арки, купола?
- при чтении сказки "Шоколадная страна"- почему у людей чёрная кожа?
- есть ли в городе нашем кондитерская фабрика? Пустят ли нас туда? И т. д.
Именно такой путь познания наиболее естественен для ребёнка.
Таким образом, использование метода проектов в организации познавательной деятельности дошкольников- новый подход к образовательному процессу, основанный на активной исследовательской позиции детей с учётом их личных интересов.
ЛИТЕРАТУРА.
- Большая серия Знаний. Религии народов мира. Чудеса света. Мир книги, М. 2005.
- Встречаем Рождество и Новый Год, Росмэн,2001.
- В тени крепостных стен. Мир в развитии. Энциклопедическая серия "Открытие мира юношеством". "Терра",1995.
- Журнал "Ребёнок в детском саду",№6 2003.
- Журнал "Дошкольное воспитание",№11,2000.
- Журнал Управление ДОУ, №4 2007.
- Журнал "Музыкальный руководитель в детском саду",№8,2007.
- Л. Любимов. Искусство Древней Руси. М. "Просвещение",1996.
- Материалы сайтов: www kaokakao. ru; shokolad. narod. ru; www babaevskiy. ru.
- Методические рекомендации по реализации программы комплексной системы профилактики стоматологических заболеваний в детских дошкольных учреждениях, Йошкар-Ола,1987.
- Моя книжка . Как я ухаживаю за зубами. Медицинская миссия /Финляндия/.
- М. Семёнова. Мы-славяне. С-П-б. "Азбука",1997.
- С. Кайдаш "Все любят пряники"
- Т. Д. Нуждина "Паровозик из Ромашково", "Пряничный дом".
- Энциклопедия для малышей Чюдо-всюду. Мир людей.