Задачи:
- Закрепление знаний о роли мягкого знака.
- Развитие умения различать на слух и зрительно слова с мягким согласным на конце слова.
- Закрепление умения обозначать мягкость согласных на письме мягким знаком.
- Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
- Уточнение и обогащение словаря по теме “Животный мир нашего края”.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня немного необычный день, на нашем занятии присутствуют гости. И мы все вместе отправимся на экскурсию в тайгу.
ІІ. Актуализация знаний учащихся.
- Назовите гласные буквы, заставляющие согласный звук становиться твёрдым. А какие гласные буквы заставляют согласный звук становиться мягким?
- Прочитайте слоги.
ІІІ. Сообщение темы занятия.
- С помощью каких букв обозначаем мягкость согласных на письме? (я, е, ё, ю, и)
- Сегодня тоже будем тренироваться в обозначении мягкости согласных. Чтобы определить тему занятия, послушайте стихотворение:
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.(Буква Ь)
- Но это не полное название темы. Давайте, выполним задание и уточним тему занятия. В этом нам помогут обитатели леса. “Доскажи словечко”.
В лесу мне видеть довелось,
Как грыз кору могучий...(Лось)Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый...(Гусь).Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит...(Рысь).
- Посмотрите внимательно на звуковые схемы этих слов и скажите, что общего в них?. (Во всех словах три звука. Все слова на конце произносятся мягко. Эти согласные звуки на письме обозначаются согласными буквами и мягким знаком)
- Догадались, как будет звучать тема занятия полностью? (Ь на конце слова).
- Представим это в виде схемы. Схема (см. Приложение).
ІV. Обобщение знаний о мягком знаке.
- Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая? Чем она отличается от других?
(У неё нет собственного звука, но может влиять на звук, стоящий перед ней; не может стоять в начале слова; не имеет заглавной буквы).
- Выполняя задания, знакомясь с животным миром нашего края, к концу занятия нужно заполнить таблицу. В этом вам помогут звуковые схемы. Таблица (см. Приложение).
V. Упражнение на тренировку зрительного аппарата.
- Чтобы на морозе не слезились глаза, и мы могли рассмотреть животных, нужно потренировать глаза.
VІ. Упражнение в обозначении мягкости согласных на конце слова буквой Ь.
- Продолжаем наш путь. Посмотрите, впереди...
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасётся весь день.
Кто же это?...(Олень)
- Запишите слово - отгадку в тетрадь (с красной строки, с большой буквы).
- Если убрать одну букву, какое слово получится?
- Какие слова можно получить, заменяя первую букву слова ЛЕНЬ? Запишите слова в тетрадь, подчеркните Ь. (Олень – лень – тень – пень – день).
- Изменяя слово, шаг за шагом, дошли до следующего героя нашего занятия.
VІІ. Формирование навыков словообразования.
- Эта неуклюжая, тяжелая и пугливая птица – глухарь. Зимой спасается от холода и прячется от своих врагов в снегу. Чтобы помочь птице спрятаться, нужно подобрать слова, родственников к слову СНЕГ (снежинка, снежок, снеговик, Снегурочка, подснежник, снежная, снегоход). Вот и получился целый снегопад. А с первым снегом к нам прилетают птицы: снегири.
VІІІ. Динамическая пауза. Развитие мелкой моторики.
- Чем питаются снегири?
- Этих птиц можно увидеть возле жилья человека. Они слетаются к кормушке. Давайте и мы с вами насыплем корма для птиц. (В кормушку насыпают зерна, сопровождая движения пальцами стихотворением).
Снегирь и сорока, и клест, и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
IX. Формирование навыков словоизменения.
- Посчитаем, сколько снегирей прилетело к нашей кормушке. (Один снегирь, два снегиря...)
X. Физкультурная минутка “Снегири”.
- Послушайте стихотворение, повторяйте за мной движения.
Вот на ветках посмотри,
В красных майках снегири.наклоны головы вправо - влево.
хлопки руками по бокам.
Распушили перышки,
Греются на солнышке.частое потряхивание руками.
по хлопки руками бокам.
Головой вертят,
Улететь хотят.повороты головы.
- Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!взмахивая руками расходятся по местам.
XІ. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
- Подкрепившись, наши птицы полетели обратно в лес. Там нас ждет встреча еще с одним героем.
- Это соболь. Шубка у него блестящая, мягкая, как шелк. Самым пышным мехом в мире он прославил всю тайгу. Поэтому соболь – желанная добыча для любого охотника. Но этот зверек очень храбр и хитер, очень ловко прячется. Вот и в самом слове СОБОЛЬ спряталось несколько слов (боль, соль, лось, лоб). Запишите слово в тетради, составьте из букв данного слова – новые.
- Какое из этих слов лишнее, отличается от других?
XІІ. Упражнение в согласовании слов в предложении.
- Наше путешествие по лесу подходит к концу. Герои занятия собрались вместе, чтобы попрощаться с нами. Прочитайте предложения, заменяя картинки словами.
В тайге растёт красивая ель. Около ели лось и олень нашли мох. Под елью, в сугробе, спрятался пугливый глухарь. Над елью пролетел снегирь. За елью притаилась чуткая рысь. На ель быстро вскарабкался ловкий соболь. А на теплом юге вспоминает о ели гусь.
XIIІ. Упражнение в обозначении мягкости согласных на конце слова буквой Ь.
- Вот подошло время заполнить таблицу. Какие слова нужно записать? Что объединяет все эти слова? (На конце мягкий согласный. Количество звуков меньше, чем букв.) Почему букв больше, чем звуков? Какой “секрет” письма надо помнить, правильно написать слова? (Мягкость согласных в конце слова на письме обозначаем Ь.)
- Заполните таблицу. Подчеркните мягкий знак.
XIV. Итог занятия.
- Что вам понравилось на уроке? Что запомнилось?
- А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (когда и зачем пишется мягкий знак)