Цели:
Образовательная:
- формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.
Развивающая:
- развивать умения работы с научным текстом и схемами,
- выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,
- делать выводы на основе проведенных опытов,
- развивать познавательный интерес.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
Оборудование:
- карандаши,
- образцы почв,
- материал для опытов,
- презентации,
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- учебник,
- тетрадь О.Т. Поглазовой (3 класс)
Ход урока
I. Организационный момент.
-Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
1 слайд
II. Проверка домашнего задания.
Проверка проводится в виде теста на компьютере. (Приложение 2)
III. Объявление темы и целей урока. Введение в тему.
1. Отгадайте загадки и заполните кроссворд.
1. В чистом поле встретишь склон,
Точно знаешь – это… (холм).
2. Далеко, конца не видно,
Расстилается... (равнина).
3. Носит бабка
Снежную шапку.
Каменные бока
Закутаны в облака. (гора.)
4. Тает снег - и я расту,
Дождик льет - и я расту,
Но расту не в высоту,
А в глубину и в ширину.
Полю хлебному я враг,
А зовут меня... (овраг).
Отгадки появляются в кроссворде.
2 слайд.
-Как называются одним словом отгаданные
слова?
(Гора, равнина, овраг, холм - это формы
поверхности земли.)
3 слайд.
2. Откройте тетради на с. 38, задание № 82.
Нарисуйте различные формы земной поверхности.
- Какие формы суши вы нарисовали?
- Где обычно селятся люди? (на равнинах)
- Почему? (Реки по равнинам текут спокойно, удобнее обрабатывать почву, строить здания, прокладывать дороги.)
Обратимся снова к тетради. Задание № 83. Прочитайте его.
4 слайд.
- Почему так написали?
5 слайд.
3. Обратимся к учебнику. Прочитайте стихотворение на с. 87.
Сказала лопата:
Земля - чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля - чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля - чтобы жить.
А. Тетивкин
- О какой земле идёт речь? (о почве)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?
(Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.)
Итак, тема нашего урока:
6 слайд.
IV. Изучение нового материала.
- Посмотрите на слайд.
7 слайд.
- Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о какой кладовой идёт речь? Что означают картинки? Приведите свои примеры из жизни. (Сажаем в землю весной 1 ведро картошки, а собираем 20 вёдер.)
- Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)
- Почему в этих местах нет почвы?
8 слайд.
- Но в наших местах есть почва и очень хорошая, на которой растут и деревья и цветы. Давайте представим, что мы с вами цветочки.
V. Физкультминутка.
9 слайд.
Спал цветок и вдруг проснулся-
(туловище вправо, влево)
больше спать не захотел.
(туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(покружиться)
VI. Актуализация знаний.
1. Почва и её состав.
Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами.
10 слайд.
В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.
11 слайд.
Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.
И как подтверждение моим словам, прочитаем стихотворение в тетради на
с. 38 № 84
- Почему гора снова стала молодой?
- Но что такое почва? Как она образуется?
Давайте найдём ответы на эти вопросы в учебнике и прочитаем с. 87-88.
- Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли.)
- Что такое перегной? (Самый плодородный слой земли.)
- Какие факторы влияют на образование почвы?
12 слайд.
- Мы узнали, как образуется почва. Вернёмся к вопросу: почему на горных вершинах, в Арктике нет почвы?
Но что входит в её состав? Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить это, просто внимательно рассмотрев почву.
Нет. Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.
2. Исследование состава и свойств почвы (опыты по рабочей тетради, задание 85).
Опыт 1.
Что будете проверять в результате опыта? (Состав почвы.)
Оборудование:
- стакан,
- вода,
- комок почвы.
Ход опыта
Положи в стакан с водой комок почвы.
Вывод: в почве есть воздух.
Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.
- Для чего нужен воздух в почве?
Опыт 2.
Вывод: в почве есть песок, глина.
Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду.
Опыт 3. (Проводит учитель.)
Оборудование:
- сковородка,
- спиртовка,
- стекло.
Ход опыта
Вывод: в почве есть вода.
Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы.
- Зачем в почве вода?
Опыт 4 (продолжение опыта 3).
Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)
Опыт 5.
Цель: увидеть наличие солей.
Ход опыта
Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.
Вывод: соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
- Сделайте вывод, что входит в состав почвы.
Заполните схему.
Дети заполняют схему в рабочей тетради, учитель -
у доски.
Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы).
13 слайд.
3. Свойство почвы.
- С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.
Посмотрите на слайд.
14 слайд.
- Как вы можете прокомментировать этот рисунок?
(В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)
- Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.
- А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?
- Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём учебнике на с. 89 – 90.
Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы.
15 слайд.
- Как вы думаете, в нашей почве плодородная почва или нет? (Липецкая область входит в состав центрального Черноземья вместе с Воронежской, Курской, Белгородской, Тамбовской областями.)
Воронежские черноземы хранятся в парижской Палате Мер и Весов как эталон почвы для земледелия.
V. Физкультминутка.
Игра на внимание. Сейчас я проверю насколько вы внимательны.
Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.
Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.
VI. Актуализация знаний.
По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)
Рассмотрите рис. в учебнике на с. 90.
- что изображено?
- где расположен плодородный слой?
- как вы догадались?
- далее идёт переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.
- в каких слоях почвы располагаются корни растений? Почему?
VII. Рефлексия.
1. - Давайте подведём итог.
- что такое почва?
- какая почва называется плодородной?
- чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)
2. Обучающий тест. Вид работы – фронтальная. Взаимопроверка.
16 слайд.
- Перед вами 6 вопросов.
Вы читаете их и на листочках записываете ответ.
Затем поменяйтесь листочками мы все ваши ответы проверим.
- Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва)
- Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы:
- Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло.
- Основное свойство почвы. (плодородие)
- Животные или растения стали первыми обитателями суши? (растения)
- Самая богатая перегноем почва. (чернозём)
- Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (перегной)
17 слайд.
18 слайд.
Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.
Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
- Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?
VIII. Домашнее задание.
Т. С. 40 №86, №87.
Учебник с. 87 – 90 прочитать, ответить на вопросы.
19 слайд.
Литература.
- Т.О. Поглазова. Методические рекомендации к учебнику.
- Мультимедиа учебник по географии для уч-ся 8 классов