Урок окружающего мира с применением ИКТ по теме "Почва, её состав и свойства" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

Образовательная:

  • формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.

Развивающая:

  • развивать умения работы с научным текстом и схемами,
  • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,
  • делать выводы на основе проведенных опытов,
  • развивать познавательный интерес.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Оборудование:

  • карандаши,
  • образцы почв,
  • материал для опытов,
  • презентации,
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • учебник,
  • тетрадь О.Т. Поглазовой (3 класс)

Ход урока

I. Организационный момент.

-Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.

Приложение 1

1 слайд

II. Проверка домашнего задания.

Проверка проводится в виде теста на компьютере. (Приложение 2)

III. Объявление темы и целей урока. Введение в тему.

1. Отгадайте загадки и заполните кроссворд.

1. В чистом поле встретишь склон,
Точно знаешь – это… (холм).

2. Далеко, конца не видно,
Расстилается... (равнина).

3. Носит бабка
Снежную шапку.
Каменные бока
Закутаны в облака. (гора.)

4. Тает снег - и я расту,
Дождик льет - и я расту,
Но расту не в высоту,
А в глубину и в ширину.
Полю хлебному я враг,
А зовут меня... (овраг).

Отгадки появляются в кроссворде.

2 слайд.

-Как называются одним словом отгаданные слова?
(Гора, равнина, овраг, холм - это формы поверхности земли.)

3 слайд.

2. Откройте тетради на с. 38, задание № 82.

Нарисуйте различные формы земной поверхности.

- Какие формы суши вы нарисовали?

- Где обычно селятся люди? (на равнинах)

- Почему? (Реки по равнинам текут спокойно, удобнее обрабатывать почву, строить здания, прокладывать дороги.)

Обратимся снова к тетради. Задание № 83. Прочитайте его.

4 слайд.

- Почему так написали?

5 слайд.

3. Обратимся к учебнику. Прочитайте стихотворение на с. 87.

Сказала лопата:
Земля - чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля - чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля - чтобы жить.

А. Тетивкин

- О какой земле идёт речь? (о почве)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?

(Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.)

Итак, тема нашего урока:

6 слайд.

IV. Изучение нового материала.

- Посмотрите на слайд.

7 слайд.

- Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о какой кладовой идёт речь? Что означают картинки? Приведите свои примеры из жизни. (Сажаем в землю весной 1 ведро картошки, а собираем 20 вёдер.)

- Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)

- Почему в этих местах нет почвы?

8 слайд.

- Но в наших местах есть почва и очень хорошая, на которой растут и деревья и цветы. Давайте представим, что мы с вами цветочки.

V. Физкультминутка.

9 слайд.

Спал цветок и вдруг проснулся-
(туловище вправо, влево)
больше спать не захотел.
(туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(покружиться)

VI. Актуализация знаний.

1. Почва и её состав.

Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами.

10 слайд.

В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.

11 слайд.

Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.

И как подтверждение моим словам, прочитаем стихотворение в тетради на

с. 38 № 84

- Почему гора снова стала молодой?

- Но что такое почва? Как она образуется?

Давайте найдём ответы на эти вопросы в учебнике и прочитаем с. 87-88.

- Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли.)

- Что такое перегной? (Самый плодородный слой земли.)

- Какие факторы влияют на образование почвы?

12 слайд.

- Мы узнали, как образуется почва. Вернёмся к вопросу: почему на горных вершинах, в Арктике нет почвы?

Но что входит в её состав? Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить это, просто внимательно рассмотрев почву.

Нет. Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.

2. Исследование состава и свойств почвы (опыты по рабочей тетради, задание 85).

Опыт 1.

Что будете проверять в результате опыта? (Состав почвы.)

Оборудование:

  • стакан,
  • вода,
  • комок почвы.

Ход опыта

Положи в стакан с водой комок почвы.

Вывод: в почве есть воздух.

Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.

- Для чего нужен воздух в почве?

Опыт 2.

Вывод: в почве есть песок, глина.

Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду.

Опыт 3. (Проводит учитель.)

Оборудование:

  • сковородка,
  • спиртовка,
  • стекло.

Ход опыта

Вывод: в почве есть вода.

Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы.

- Зачем в почве вода?

Опыт 4 (продолжение опыта 3).

Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)

Опыт 5.

Цель: увидеть наличие солей.

Ход опыта

Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.

Вывод: соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

- Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему.
Дети заполняют схему в рабочей тетради, учитель - у доски.

Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы).

13 слайд.

3. Свойство почвы.

- С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.

Посмотрите на слайд.

14 слайд.

- Как вы можете прокомментировать этот рисунок?

(В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)

- Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

- А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?

- Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём учебнике на с. 89 – 90.

Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы.

15 слайд.

- Как вы думаете, в нашей почве плодородная почва или нет? (Липецкая область входит в состав центрального Черноземья вместе с Воронежской, Курской, Белгородской, Тамбовской областями.)

Воронежские черноземы хранятся в парижской Палате Мер и Весов как эталон почвы для земледелия.

V. Физкультминутка.

Игра на внимание. Сейчас я проверю насколько вы внимательны.

Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.

Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.

VI. Актуализация знаний.

По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)

Рассмотрите рис. в учебнике на с. 90.

  • что изображено?
  • где расположен плодородный слой?
  • как вы догадались?
  • далее идёт переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.
  • в каких слоях почвы располагаются корни растений? Почему?

VII. Рефлексия.

1. - Давайте подведём итог.

  • что такое почва?
  • какая почва называется плодородной?
  • чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)

2. Обучающий тест. Вид работы – фронтальная. Взаимопроверка.

16 слайд.

- Перед вами 6 вопросов.

Вы читаете их и на листочках записываете ответ.

Затем поменяйтесь листочками мы все ваши ответы проверим.

  1. Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва)
  2. Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы:
  3. Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло.
  4. Основное свойство почвы. (плодородие)
  5. Животные или растения стали первыми обитателями суши? (растения)
  6. Самая богатая перегноем почва. (чернозём)
  7. Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (перегной)

17 слайд.

18 слайд.

Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

- Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?

VIII. Домашнее задание.

Т. С. 40 №86, №87.

Учебник с. 87 – 90 прочитать, ответить на вопросы.

19 слайд.

Литература.

  1. Т.О. Поглазова. Методические рекомендации к учебнику.
  2. Мультимедиа учебник по географии для уч-ся 8 классов