Урок по теме "Куклы вчера, сегодня, завтра. Русская народная кукла"

Разделы: Технология


Цель урока:

  • систематизировать сведения о народной кукле,
  • научить изготавливать одну из разновидностей этих кукол – вепсскую куклу.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей появления народной куклы, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол.
  • дать учащимся представление об особенностях русского народного, и в частности северного костюма.
  • пробудить у учащихся интерес к народному творчеству, традициям Русского Севера.
  • научить подбирать материалы для изготовления костюма куклы.
  • воспитывать творческое отношение к выполняемой работе.

Практическая работа:

  • изготовление вепсской куклы

Учебно-материальное оснащение:

  • лоскуты белой и набивной ткани 20?20 см для туловища и костюма
  • нитки для перевязывания
  • тесьма, кружево, бусины, бисер для украшения
  • вата для набивки
  • ножницы для отрезания ниток
  • образцы народных и современных кукол
  • иллюстрации, фотографии русского народного костюма
  • инструкционные карты по изготовлению вепсской куклы

Объект труда:

  • вепсская кукла

Ход урока

1. Организационная часть.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Изложение нового материала.

Добрый день!

Музей народной игрушки рад снова видеть вас у себя в гостях. Сегодня мы предлагаем вам продолжить знакомство с народной игрушкой, и приглашаем познакомиться с экспонатами новой выставки “Куклы вчера, сегодня, завтра”.

Перед началом экскурсии по нашему музею хотелось бы прочитать слова А.Синявского (“Голос из Хора”):

“Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился,
и дети перестали бы походить на родителей,
и народ бы рассеялся пылью по лицу земли”.

На наш взгляд, в этом отрывке очень хорошо сказано как о значении, так и о важности куклы, как для детей, так и для народа в целом. А теперь давайте начнем нашу экскурсию, знакомство с таинственным и загадочным миром народной куклы.

Во время нашей экскурсии вы познакомитесь с:

  • Историей появления народной куклы, узнаете об особенностях кукол во времена язычества и христианства;
  • Наши экскурсоводы расскажут вам о русских обрядах и традициях, связанных с изготовлением кукол;
  • Вы узнаете об особенностях русского народного, в том числе северного костюма.

А также для вас будет организован мастер-класс по изготовлению вепсской куклы.

При слове “кукла” в нашем сознании возникает некий образ, связанный с миром детства. Но всегда ли это было так?

И вот я хочу спросить вас: А как вы думаете, что обозначает слово “кукла”, как вы понимаете его значение?

Ответы учащихся.

Рассказ учащегося-экскурсовода:

Оказывается, о происхождении этого слова до сих пор спорят ученые и исследователи. Слово “кукла” в русском языке заимствовано либо от латинского “cuculla”, либо произошло от древнеславянского корня “кук”. Простейшая производная от этого корня – слово “кука” может означать и клубок ниток, и кулак, и поворот реки, дороги, и “нечто страшное, обитающее в темноте”.

В словарях так же можно найти разное толкование этого слова. Если открыть словарь русского языка С.И.Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.

В словаре же В.Даля и в словаре “Русских народных говоров” это слово имеет множество значений:

  • Идол. В старину говорили: “А если сильно холодно, куклу вынесут, подержат: завтра тепло будет”.
  • “Заломы”, “закрутки” в посевах, делаемые колдунами. Рассказывали: “Кто куклу снимет – тот умрет”.
  • Снежная баба.
  • Кулак (кукиш).
  • Лен в связке.
  • Горсть льна для трепания (отходы – “куклевина”), кудель, моток ниток.
  • Связка ивовых прутьев.
  • Почки (ростки).
  • Различные хлебы и пироги.
  • Насекомое в предпоследней стадии развития, в состоянии замирания.
  • Форма, болванка у вязальщиков.
  • Фальшивые денежные знаки.

А как же возникла кукла в понимании игрушки, о которой мы сегодня вам и будем рассказывать?

Рассказ учащегося-экскурсовода:

Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным, страшным и пугающим для него. С неба лилась вода, стрелами падал огонь (дождь и молния). Вода смывала и уносила жилища, людей, посевы. Молнии убивали людей и скот, поджигали дома. Солнце то же не всегда было ласковым к человеку и земле. Были времена, когда оно сжигало все засеянное, лишая людей урожая. Ветер вырывал с корнями деревья, разрушал жилища. И человек задавался вопросом: “А кто все это делает”? И нашел для себя ответ: “Конечно, это были высшие и могущественные существа – боги”. И вот люди подумали, а что если создать изображения богов и дать им имена? Тогда можно будет знать, у кого просить помощи и защиты, кому поклоняться. Так появились боги: Сварог (огонь), Дажьбог (солнце), Макошь (вода, земля, семейного очага и рукоделия), Перун (гром и молнии), Стрибог (ветер) и другие. Чаще всего изображали богов в виде человеческих фигур.

Показ фотографий славянских богов (идолов).

Наверное, это и были самые первые куклы в истории человечества! Люди верили им, поклонялись, надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.

Когда люди просили о чем-то богов, то они обязательно приносили им жертву. В древности это были человеческие жертвоприношения. Но однажды кому-то пришла в голову мысль предложить в жертву вместо живого человека – куклу. Взяли полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла-полено спасла жизнь человека.

Постепенно обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Разным богам стали приносить в жертву разных кукол-чучел, у которых были свои имена: Кострома, Морена, Купало, Ярило и т.д. Наряженных кукол с песнями носили на руках, водили хороводы вокруг них, затевали игры, а затем “отдавали” богам – топили в реке, сжигали на костре, разбрасывали по полям и т.д. А взамен просили здоровья, урожая, любви.

На изготовление этих кукол шли в основном подручные материалы. А какие?

Ответы учащихся.

Современному, а особенно городскому, человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым физическим трудом, а с другой – общеизвестны веселые деревенские праздники, которые были приурочены к церковным датам. В народном сознании уживались христианские праздники, а также древние языческие приметы и обряды. Деревенские праздники были разнообразны и многочисленны, они сопровождались разнообразной символикой и ритуальными предметами. Не последнее место среди них занимала и кукла. Она была самым понятным и доступным посредником между человеком и неведомыми силами природы. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда.

К сожалению, мы люди 21 века видим в этих традиционных куклах только внешние, декоративные особенности, плохо понимая их истинное значение. Символика многих праздничных обрядов со временем утратилась. Но, тем не менее, сегодня наши экскурсоводы расскажут вам о некоторых народных праздниках и о традиционных для этих праздников куклах.

Рассказывают учащиеся-экскурсоводы: (Приложение 1)

  1. Мартинички.
  2. Крупеничка.
  3. Вепсская кукла.
  4. Архангелогородская Столбушка.
  5. Обрядовая свадебная кукла (неразлучники).
  6. Мировое древо.
  7. Кувадки.
  8. Пеленашка.

Кукла не рождается сама: создает ее человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа. Из рассказов наших экскурсоводов вы уже поняли, что кукол делали по определенным правилам. Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками. А еще непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела … лица. Так как она выполняла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла “с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Считалось, что она может сглазить ребенка, принести несчастья. Таких кукол делали вплоть до 18 века. Но не только этим была обусловлена ее безликость. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях.

Рассказ учащегося-экскурсовода:

Если мы внимательно посмотрим на кукольную одежду, то увидим, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. То есть наряд куклы имел не только эстетическое, декоративное значение, но и глубокие духовные корни. Именно в кукольном платье прослеживаются древние формы русской одежды. Всю одежду женщина испокон веков делала сама. На фотографиях видно, что женский костюм никогда не подчеркивает формы тела, они лишь угадываются под ним. Различали 2 основных вида народной одежды: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой (распашной юбкой). На Севере России рубахи носили с сарафаном и передником.

Женский костюм немыслим был без головного убора. Девочки на лбу носили узкие ленты 0,5 – 2 см, девушки – повязки-ленты, закрывавшие лоб и затылок, а вот женщин повязывала платок, надевала повойник, кокошник, сороку. По-разному укладывали они и волосы.

Обязательной принадлежностью любого костюма был пояс. Он являлся и оберегом и имел практическое назначение. Пояс являлся чертой, оберегавшей тело человека от злых сил. Так же пояс подвязывал передник, за него подтягивали сарафан, под него подтыкали поневу, он поддерживал порты, к поясу крепились ключи, кошельки и т.д.

Показ иллюстраций.

В наряде любой куклы всегда присутствовал красный цвет и вышивка. А как вы думаете почему?

Ответы учащихся.

Это цвет солнца, тепла, здоровья, радости. В старину считали, что они оберегают от сглаза и травм. Узор вышивки тоже был не случаен, каждый рисунок вышивки имел свое значение.

Показ иллюстраций.

А что же сейчас? Полки современных магазинов радуют глаз огромным количеством кукольной продукции. Такими куклами любуются, коллекционируют, украшают интерьер, ими играют современные дети. Но такая кукла редко становится близкой подружкой, которой хочется рассказать все свои тайны. Об истории современной красавицы Барби вам расскажут наши экскурсоводы.

Рассказ учащихся-экскурсоводов:

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветет румянцем. Ее одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. Рут Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела, как ее дочь Барбара играла с картонными фигурками-трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпускать куклу не в виде младенца, а придать ей облик взрослого человека. У этой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Этой кукле потребуются праздничная и будничная одежда, бытовые предметы, мебель и т.д. Но сначала надо было найти ее образ. Компания “Маттел” купила у танцовщицы Лили право копирования ее фигуры. Куклу назвали в честь дочери Рут Хендлер – Барби. Но вскоре дизайнеры поменяли облик куклы. Они решили, что она должна копировать пропорции известных топ-моделей. Так появившаяся в 1958 году Барби отражала стереотип женской фигуры. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, т.к. она отвечала их представлениям о прекрасном и изящном. Но компания “Маттел” не остановилась на этом. Она разработала куклу нового поколения – Синди Смарт. Кукла способна видеть с помощью встроенных камер, она распознает предметы. Кроме того, Синди оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В ее памяти заложат большое количество программ.

4. Физкультминутка.

5. Вводный инструктаж:

Но все же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце. Как вы думаете, отличается ли современная кукла от рукотворной? Если “да”, то чем?

Ответы учащихся

И вот в конце нашей экскурсии мы дадим вам возможность попробовать изготовить своими руками рукотворную куклу. Вам предлагается выполнить вепсскую куклу, рассказ о которой вы уже слышали. Работать вы будем по технологическим картам, которые лежат на ваших столах.

Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что все необходимое для работы у вас есть и находиться под рукой. Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для изготовления этой куклы. Все ли необходимое лежит на столе?

Как вы уже слышали, в старину ткань для изготовления куклы не резали, а рвали. И даже иногда нитки перекусывали зубами (Пеленашка). Мы же с вами немного отойдем от традиций, и в работе для отрезания ниток и ткани будем использовать ножницы. А так как это режущий предмет, вспомним правила безопасной работы с ними.

Повторение правил безопасной работы

6. Самостоятельная работа учащихся:

Учащиеся работают по технологическим картам. Учитель контролирует ход работы.

7. Закрепление нового материала:

А теперь, когда вы выполнили свои куклы, подумайте, как вы их назовете, и продемонстрируйте их присутствующим.

  • И в конце нашей экскурсии ответьте на следующие вопросы:
  • Что нового вы узнали из сегодняшней экскурсии?
  • Почему народная кукла была безликой?
  • Какие народные куклы и обряды, связанные с ними перешли в наше время?
  • Хотели бы еще что-то узнать о народных традициях и обрядах, научиться изготавливать другие народные куклы?
  • Отличается ли современная кукла от традиционной народной куклы? В чем, по-вашему, “плюсы” и “минусы” этих кукол?
  • Пригодятся ли вам полученные сегодня знания и умения в дальнейшей жизни?
  • Назовите древнеславянское божество, которое считалось покровителем воды, хозяйства, семейного очага и рукоделия? (Макошь)
  • Что это такое? “Знак-символ, волшебный предмет, который должен был охранять, защищать человека и его хозяйство от злых духов, дурного глаза, болезней, ударов молнии и других несчастий. Он должен приносить счастье. Эти знаки наносили на более видимые и открытые места одежды, предметов быта и построек”. (Оберег)

В конце нашей экскурсии позвольте сказать вам спасибо за внимание и за вашу работу. Надеемся, что это не последняя наша с вами встреча. Хотелось бы снова увидеть вас в нашем музее народных игрушек.

Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья.
До свиданья! До свиданья!

8. Уборка рабочих мест и кабинета. Домашнее задание.

 Литература.

  • Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках – М.: Легпромбытиздат, 1993.-192 с. : ил.
  • Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. – 192 с., ил.
  • Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: “Культура и традиции”, 2007
  • Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: “Паритет”, 2006. – 240 с.+ вкл.
  • Лоскуток к лоскутку / Ред.-сост. О.Г.Жукова. – М.: Знание, 1999. – 144 с.
  • Народный костюм и обрядность на Русском Севере: Материалы VIII Каргопольской научной конференции/ Науч. ред. Н.И.Решетников; сост. И.В.Онучина. – Каргополь, 2004. – 364 с.
  • Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 208 с.: ил. – (Первые шаги).