Интегрированный урок природоведения и рисования

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. расширить знания о животном мире пустынь, о явлениях, встречающихся в пустынях;
  2. правильность подбора тонов в изображении пейзажа пустыни и её животных;
  3. воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: кодоскоп, карта, картины и таблицы, краски, кисти, большие листы, тампоны, DVD-плеер и диски.

На прошлом уроке мы говорили с вами о пустынях. Я рассказывала вам о пустынях нашей страны. А сегодня мы отправимся путешествовать по пустыням мира. Как вы считаете, на чём мы будем путешествовать? (аргументированный ответ)

Я просила вас найти интересный материал о животном и растительном мире пустынь. Какие пустыни вы знаете? (перечисляют, я ставлю на карте флажки)

Посмотрите, пустыни есть почти на всех континентах Земли. А путешествие своё мы начнём с Африки. Но чтобы в пустыне не погибнуть, мы должны знать, что ждёт нас впереди. Что же такое пустыня? (ответы детей)

Какие виды пустынь вы знаете? (на доске картины с пейзажами пустынь)

Обратите внимание, что в пустынях преобладают жёлтые и голубые тона: песок и небо.

На чём мы двинемся в путь, почему? (картинки машины, самолёта, верблюда) Рассказы о верблюдах двугорбых и одногорбых.

Собрали мы караван, запаслись провизией и водой. Отправились в путь, и вдруг встретились со страшным чудовищем, напоминающим крокодила. Но откуда в пустыне крокодил? (показываю рисунок варана) Рассказ о варане.

На своём пути мы встретили множество ящериц. (рисунки на доске) О каких вы можете рассказать? (рассказы детей)

Шли мы долго, запас воды истощился, и вдруг на горизонте мы увидели зелёный островок. Скорее туда! Но при приближении он исчез! Мы все его видели и вдруг – исчез. Что произошло? Какое явление природы мы наблюдали? Это мираж – людям кажется, что они видят воду, зелень, а на самом деле этого ничего нет. Усталые мы движемся дальше. И вдруг опять появилось зелёное пятно. Неужели это снова мираж? Но нет. При приближении ясно стало видно пальмы, обработанные плантации. Что же это такое? (рассказ об оазисе, картина)

Учитель говорит об экспозиции.

Итак, мы подкрепили силы в оазисе и покидаем Африку. Сели в самолёт и полетели к другому континенту, где есть пустыни. Смотрим в иллюминатор и видим такую картину (слайд с кактусами). Куда мы попали. Это Америка. В пустынях этого континента растут кактусы. А что вы знаете о кактусах? (показываю кактусы в горшочках)

Рассказы детей о кактусах.

Учитель говорит о цвете и размерах.

По пустыням Америки мы отправимся на автомобилях. А что мы ещё можем встретить, путешествуя по пустыням Америки. (картинки растений) Мы увидим здесь алоэ, но не такое маленькое, как растёт у нас на окне, а большое дерево. Ещё мы увидим растение вельвичию. Это очень интересное растение. Его стебли как огромные листья стелятся по земле и достигают 5-ти метров.

А какие животные обитают здесь? (показ слайдов сопровождается рассказом) Рассказ о черепахах. Ещё мы увидим страуса. Это самая большая птица на земле. Она не летает, а за страусятами ухаживает папа страус.

Наше путешествие по пустыням Америки подошло к концу. Мы пересаживаемся на комфортабельный лайнер и отправляемся к своему родному континенту Евразии.

В Азии много пустынь. И как вы уже говорили, здесь мы соберём караван из двугорбых верблюдов, так как одногорбые у нас не водятся. И вот, когда все приготовления были закончены, я не смогла поехать с вами. Но мне очень хотелось узнать, что вы видели в этих местах. Расскажите мне об этом (рассказы о пустынях нашей страны).

Ну что ж, а теперь давайте подведём итог нашему путешествию. Всё живое приспосабливается к суровым условиям пустыни. Как приспосабливаются растения? (вместо листьев – колючки, накапливают воду в стеблях, на жаркое лето засыпают и просыпаются весной, длинные корни)

Как приспосабливаются животные? (накапливают жир, плотная кожа, непропускающая воду, днём в норах под камнями, в тени, а ночью выходят кормиться)

А сейчас поиграем. Составим картины пейзажей различных пустынь. Но вы должны не перепутать и составить пейзаж, характерный для данной пустыни Африки, Америки и Азии. (на столе лежат вырезанные картинки растений и животных различных пустынь мира) Дети приклеивают на заранее приготовленные листы ватмана нужные фрагменты.

Разбор полученных картин. Исправление ошибок.

Рисование в альбомах и коллективное рисование на ватмане пейзажей пустынь. (звучит песня о пустыне и голоса пустыни)

Итог урока: демонстрация работ.